Casual
РЦБ.RU

Ровесники рынка

Май 2007

    Мы продолжаем публикацию отрывков из книги "История российского фондового рынка: депозитарии и регистраторы", подготовленной НДЦ и Автономной некоммерческой организацией "Экономическая летопись" (авторы-составители Николай Кротов и Олег Никульшин) к 10-летию НДЦ. Сегодня мы предлагаем вам воспоминания родоначальников Издательского дома "РЦБ" Валерия и Александра Коланьковых.

    Валерий Васильевич: В ноябре 1992 г. на кухне обычной московской квартиры собрались четыре человека. Мы снова и снова перелистывали "карманного" формата брошюрку с обложкой зеленоватого оттенка - "пилотный" номер журнала "Рынок ценных бумаг". Журнала о том, чего в стране в то время еще просто не было. Мы размышляли о том, как продвинуть "новорожденное" издание на рынок.
    У меня, автора идеи, был опыт работы в одном из ведущих экономических журналов советской эпохи и большое желание сделать собственный журнал. У моей жены - Татьяны Андреевны, сочетающей женскую интуицию и неженскую твердость, появилась уверенность в том, что необходимо что-то предпринять в условиях резко изменившейся жизни в стране. У старшего сына Александра был почти двухлетний опыт работы на растущих в то время как грибы товарных и фондовых биржах, уверенность в перспективности идеи и большой запас энергии. Наконец, младший сын, 16-летний Андрей, просто верил в правоту старших членов семьи и хотел им помочь. Я оформил заявку в Минпечати и осенью 1991 г. получил свидетельство о регистрации нового СМИ - журнала "Рынок ценных бумаг". До выхода "пилотного" номера оставался год.
    Александр Валерьевич: В марте 1992 г. была создана новая компания для работы на фондовом рынке, назвали компанию "Аналайз" (вспоминали, как по-английски "анализ", но знания подвели, и потом приходилось объяснять, что это значит). Тогда же было принято решение о выделении финансирования для издания журнала. Сначала журнал рассматривался с двух точек зрения. Во-первых, как "долгоиграющий" самостоятельный бизнес-проект. Во-вторых, как способ быстро продвинуть на рынке имя главного акционера журнала - компании "Аналайз". Но к осени 1993 г. наличие в составе акционеров только одной инвестиционной компании начало отрицательно влиять на имидж журнала. Мы предложили компаниям ОЛМА и "Грант" войти в состав акционеров журнала. Это были последние инвестиции акционеров в развитие журнала.
    В 1995 г. к нам обратились западные партнеры. Нам предложили готовить еженедельные отчеты о российском финансовом рынке на английском языке для распространения на Западе. В то время уже входили в моду электронные информационные продукты. Появился совместный проект с ирландскими партнерами, каналом распространения которого стала сеть Bloomberg. Делалось это силами "Аналайза", в который был набран дополнительный штат аналитиков.
    Через пару месяцев после начала проекта мы решили сделать российский его вариант. Но от лица "Аналайза" этого делать было нельзя, уровень доверия к такому информационному ресурсу был бы низок. Весной 1995 г. я ушел из "Аналайза" (а позже вышел и из состава акционеров) в новую компанию - консультационное агентство "Соболев", которое готовило аналитические материалы для RussiaMoney и до 1998 г. выпускало еженедельный бюллетень "Финансовый рынок" для российского рынка. Продукт был качественный. Несмотря на высокую цену подписки, у него было порядка 1 тыс. подписчиков.
    Весной 1996 г. мы поняли, что западные партнеры ведут странную финансовую политику. Это кончилось разрывом отношений и нашим выходом из проекта RussiaMoney. Для "Соболева" это была тяжелая ситуация, так как только на подписке от "Финансового рынка" мы не выживали, содержать штат хороших аналитиков - дорогостоящее дело. В то же время редакция журнала "Рынок ценных бумаг" подошла к такому этапу своего развития, когда было необходимо иметь в штате собственных квалифицированных экспертов. Было принято решение об объединении агентства "Соболев" и журнала "Рынок ценных бумаг". Слияние произошло летом 1996 г. С этого момента Издательский дом "РЦБ" приобрел те черты, которые он имеет сейчас.
    В. В.: С усиленной командой нам удалось буквально за несколько месяцев вывести журнал на новый качественный уровень. В сентябре 1997 г. мы выпустили номер журнала с подзаголовком "Москва фондовая", его объем составил 400 страниц, по количеству рекламы в одном номере он даже попал в российскую книгу рекордов. Мы начали один за другим выпускать специальные номера и блоки в журнале, посвященные регионам, которые хотели выходить на рынок субфедеральных займов.
    А. В.: Летом 1997 г. мы внимательно изучали, как на западных фондовых рынках работает индустрия под названием investor relations. Мы видели огромный потенциал для этого рынка в России. Профессиональное оказание услуг по раскрытию информации и ее донесению до инвестиционного сообщества - это было нужно очень большому количеству эмитентов, думающих в тот момент о привлечении капитала. К осени 1997 г. люди почувствовали, что фондовый рынок - это реальный инструмент, с помощью которого можно и заработать деньги, и привлечь капитал для развития.
    Фактически мы были одними из первых в стране, кто начал пропагандировать investor relations, для этого направления мы создали еще одну компанию - "Агентство Деловых Связей" (АДС).
    Переговоров с потенциальными клиентами была масса, наши предложения были им интересны. Но в марте 1998 г. мы просто физически почувствовали, что рынок сжимается. А в начале июня 1998 г. рынок перестал воспринимать наши идеи. За 3 мес. до кризиса мы заморозили деятельность АДС. Однако, как и подавляющее большинство участников рынка, мы не могли предвидеть всего масштаба грядущего бедствия.
    В. В.: После 17 августа в течение следующих двух месяцев журнал потерял 100% рекламы и 60% подписки.
    А. В.: Осень 1998 г. и зима 1999 г. - это зажатые в кулак нервы. Мы закрыли бюллетень "Финансовый рынок", а вместе с ним фактически потеряли агентство "Соболев". Стоял вопрос о том, что и АДС мы не вытащим. Бизнес резко сжался, а это означало неизбежное сокращение персонала.
    И, тем не менее, я считаю, что кризис 1998 г. нужно было пережить, чтобы понять истинную цену многих вещей. Он создал условия для "самоочищения организма". До кризиса мы делали один журнал. Сейчас меньшим числом сотрудников выпускаем 3 журнала, несколько приложений, готовимся выпускать еще несколько продуктов, проводим конференции по всей стране, развиваем интернет-сервис. Я знаю, что у сотрудников, которые прошли через кризис, есть чувство гордости, что мы все вместе выстояли.
    Кризис рождает осознанную необходимость остановиться и подумать, что и зачем мы делаем. И что делать дальше. Самым простым решением было закрыться. Но нам удалось разработать и реализовать план не только выживания, но и дальнейшего развития Издательского дома. План состоял из трех пунктов.
    Первое: необходимо было доказать рынку, что мы живы и что с нами по-прежнему можно иметь дело. Нужна была громкая и дерзкая акция. И мы решили провести конференцию. Причем сразу 3-дневную. Это была большая смелость с нашей стороны, если учесть, что мы никогда прежде этим не занимались. Нашим партнером тогда стало рейтинговое агентство EA-Ratings, которое сейчас фактически влилось в Standard & Poor's. Я очень благодарен лично директору этого агентства Алексею Новикову и его коллегам за помощь по содержательной подготовке той первой нашей конференции. Но за 10 дней до нее у нас не было ни одного спонсора, весной 1999 г. почти никто не был готов к маркетинговым акциям. Поэтому еще одна наша искренняя благодарность Вениамину Симонову, который тогда возглавлял аналитическую службу ММВБ, а также Андрею Кривошеину и Александру Сысоенко - тогда зампредам Москомзайма. Эти люди поверили в нашу идею, и по их протекции ММВБ и Москомзайм стали нашими спонсорами. Конференция собрала более 300 участников (очень много для тех дней). Так началось развитие нашего конференционного бизнеса и возрождение журнального бизнеса, которые с тех пор идут параллельно, дополняя друг друга.
    Второе: стала очевидной необходимость более серьезного подхода к организации продаж. Ведь за нами нет и никогда не было бюджетных денег или денег олигархов. Все, что мы делаем - журналы и конференции, существует только потому, что востребовано рынком. А значит, продажи и маркетинг - это то, чему мы обязаны уделять огромное внимание.
    И, наконец, третий пункт нашего плана "по вытаскиванию самих себя из болота": в условиях полного коллапса на фондовом рынке продолжать делать ставку только на один узкоспециализированный журнал уже бессмысленно, нужно искать новые ниши, пытаться диверсифицировать линейку издательских продуктов.
    В. В.: Первыми попытками были журналы "Товарный рынок" и "Управление компанией". В начале 2000 г. государственные структуры активно обсуждали необходимость появления в стране организованного товарного рынка. Нам показалось, что слова вот-вот должны превратиться в дела. И мы выпустили журнал. Оказалось - рано. Дела начинают появляться только сейчас, на рубеже 2006-2007 гг., и мы задумываемся над тем, чтобы возобновить этот проект. Журнал "Управление компанией" успешно выходит уже более 5 лет, но конкуренция в этом сегменте рынка профессиональных изданий заставляет нас искать новый его формат.
    В 2003 г. на гребне волны реструктуризации российской электроэнергетики по совету зампреда РАО ЕЭС Вячеслава Синюгина (сейчас председатель правления ОАО "ГидроОГК") и председателя правления АТС Дмитрия Пономарева мы начали выпуск журнала "ЭнергоРынок", который быстро и уверенно занял лидирующую позицию в новой нише.
    Были попытки запуска проектов в области личных финансов и рынка недвижимости и ипотеки, но они оказались неудачными. Впрочем, еще не вечер?
    В 2004 г. у нас появились совместные издательские проекты с ММВБ ("Биржевое обозрение") и с НДЦ ("Депозитариум"). Последний проект - одно из любимых "детищ" Андрея Андреевича Козлова, и мы считаем честью для себя то, что нам было доверено право участвовать в его выпуске.

СПРАВКА

    Коланьков Валерий Васильевич

    1976 - 1983 - зам. редактора отдела журнала "Вопросы экономики"
    1984 - 1991 - преподаватель политэкономии в Московском горном институте, старший научный сотрудник, доцент Академии общественных наук при ЦК КПСС
    1992 - 2002 - главный редактор журнала "Рынок ценных бумаг"
    2002 - по н. в. - председатель совета директоров Издательского дома "РЦБ"
    Коланьков Александр Валерьевич
    1991 - 1992 - брокер, брокерская компания "Граникс" (РТСБ)
    1992 - 1995 - заместитель генерального директора инвестиционно-аналитического центра "Аналайз"
    1995 - 1997 - генеральный директор консультационного агентства "Соболев"
    1997 - 1998 - генеральный директор "Агентства деловых связей"
    1998 - 2000 - заместитель главного редактора журнала "Рынок ценных бумаг"
    2000 - 2005 - генеральный директор Издательского дома "РЦБ"
    2005 - по н. в. - президент Издательского дома "РЦБ"

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100