Casual
РЦБ.RU

ЭДО НДЦ от магнитных носителей до интерактивного доступа. Часть 4

Апрель 2007

    Предлагаем вам четвертую часть статьи руководителя службы нормативно-технологического обеспечения ЭДО НДЦ Юрия Чеботарева об истории развития систем электронного документооборота в НДЦ.

    2003 Г.
    Одним из основных направлений развития электронного документооборота НДЦ в 2003 г. стал переход к использованию в СЭД НДЦ новых криптографических ключей электронной подписи (сертификатов ключей электронной подписи).
    Еще 17 декабря 2001 г. НДЦ и ММВБ заключили Договор о присоединении НДЦ к Правилам ЭДО ММВБ. 4 февраля 2003 г. с ММВБ был заключен Договор об организации ЭДО в подсистеме СЭД. Все это время в НДЦ и ММВБ шла тщательная подготовка к переходу на использование в СЭД НДЦ, ключей электронной подписи и соответствующих сертификатов. Разрабатывалось и тестировалось программное обеспечение, разрабатывалось и согласовывалось соответствующее нормативное обеспечение. И вот только 21 апреля 2003 г. вступила в действие часть II Правил ЭДО НДЦ, и в СЭД НДЦ начали реально использоваться сертификаты ключей электронной подписи, выдаваемые Центром управления сертификатами ММВБ. Начался переходный период, когда в СЭД НДЦ одновременно возможно было применение как криптоключей, сгенерированных НДЦ (часть I Правил ЭДО НДЦ), так и криптоключей, сформированных в соответствии с Правилами ЭДО ММВБ (в СЭД НДЦ их использование определялось частью II Правил ЭДО НДЦ). Переходный период продлился до 26 января 2004 г.
    Система управления сертификатами ключей электронной подписи - многокомпонентная система, использующая инфраструктуру открытых ключей для обеспечения конфиденциальности информации, контроля целостности и подтверждения авторства электронных документов на основе использования криптографических процедур, реализованных в соответствии с российскими стандартами и международными рекомендациями.
    С 21 апреля 2003 г. прекратили свое существование наши старые добрые друзья - ПО "Редактор поручений" и ПО "Просмотр отчетов". Они были значительно переработаны и объединились под новым названием: клиентское рабочее место СЭД НДЦ ПО "Луч".
    С этой же даты осуществлен переход на формирование сообщений в XML-формате, улучшены потребительские свойства ПО клиентского рабочего места. В рамках использования сертификатов ключей электронной подписи клиентское рабочее место СЭД НДЦ "Луч" было интегрировано в подсистему криптографической защиты информации СЭД ММВБ, что позволило клиентам НДЦ сократить издержки на обеспечение электронного документооборота и повысить его безопасность.
    К этому времени структура Системы электронного документооборота приобрела вид, представленный на рисунке.
    Внедрение в электронный документооборот международного стандарта ISO 15022 было еще одним приоритетным направлением совершенствования и развития ЭДО НДЦ в 2003 г. Специалисты НДЦ принимали активное участие в работе национальной рабочей группы по анализу практики российского фондового рынка. Внедрение указанных стандартов в России и переход на них отечественных участников фондового рынка облегчало их взаимодействие между собой, а также с зарубежными партнерами, что было важно для интеграции российских финансовых организаций в мировую финансовую систему.
    В рамках развития электронного документооборота между НДЦ, регистраторами, ведущими счета номинального держателя НДЦ, и специализированными регистраторами паевых инвестиционных фондов осуществлялось постепенное внедрение XML-форматов электронных документов. НДЦ полагал, что разработанные форматы станут доступны всем депозитариям и регистраторам, желающим присоединиться к такому документообороту, организованному в рамках СЭД НДЦ.
    Активные действия НДЦ по развитию и совершенствованию ЭДО принесли ожидаемый результат: клиенты НДЦ стали активно переходить на использование электронного документооборота при организации информационного взаимодействия с НДЦ. На конец 2003 г. общее количество депонентов - участников ЭДО НДЦ составило около 77% (в Москве - 72%, в регионах - более 88%) от общего числа депонентов, обслуживаемых в НДЦ.
    Депоненты - участники ЭДО НДЦ являются наиболее активными клиентами, осуществляющими 98% всех операций с ценными бумагами, учитываемыми в НДЦ. К концу 2003 г. 99% от общего числа принятых поручений и выданных отчетов уже являлись электронными документами.
    Какое влияние оказывало развитие ЭДО на деятельность НДЦ, можно рассмотреть на примере изменения роли и места филиалов и региональных представителей НДЦ в повышении эффективности информационного взаимодействия НДЦ с региональными депонентами.
    Электронный документооборот между НДЦ (как расчетным депозитарием) и региональными биржами СПВБ и СМВБ осуществлялся в рамках обеспечения заключенных сторонами договоров о взаимодействии при проведении клиринга и расчетов по результатам сделок с ценными бумагами. При этом если обмен электронными документами при обслуживании Новосибирской площадки осуществлялся в основном силами филиала НДЦ в Новосибирске (С. Колбин), то электронный документооборот при обслуживании Санкт-Петербургской площадки осуществлялся исключительно силами операционного отдела (Г. Мальцев) Операционного управления НДЦ.
    Функции представителей НДЦ выполняли СВМБ, НВФБ, РВФБ, УРВБ и АТМВБ.
    В первые годы развития ЭДО сотрудники филиалов и региональные представители в основном были заняты операционной работой:

  • прием, регистрация и ввод поручений депо в УРМ СГД 4.2;
  • прием и обработка поручений в бумажной форме и передача в московский офис по Open Mail (по мере необходимости, в зависимости от технологических особенностей проведения операций);
  • генерация и выдача отчетов в бумажной форме (регулярно), передача депонентам отчетов, полученных из НДЦ по Open Mail (редко);
  • выдача клиентам счетов на оплату услуг НДЦ (ежемесячно, а также по мере необходимости);
  • информирование клиентов о стадии обработки и исполнения поручений депо, помощь в поиске и устранении ошибок;
  • участие в операциях по сбору реестров.
        По мере развития ЭДО эти функции практически исчезли. В 2002-2003 гг. количество поручений депо, введенных вручную, не превышало по подразделению 8 в месяц, а количество отчетов, выданных на бумажных носителях, редко превышало 15 в месяц.
        Определенную часть времени занимала договорная работа с клиентами (оформление и подписание договоров и дополнительных соглашений к ним по поручению и от имени НДЦ, ведение дел депонентов):
  • контроль легитимности работы и постоянный мониторинг полномочий представителей клиентов;
  • работа с потенциальными клиентами с целью их привлечения на обслуживание в НДЦ.
        Легитимность и полномочия Участников ЭДО и их уполномоченных представителей в СЭД НДЦ контролируются автоматически.
        Работа с потенциальными клиентами фактически сводится к информированию по телефону. При условии наличия грамотно сформированного сайта НДЦ стало возможным обойтись и без этого информирования. По нестандартным ситуациям опять-таки консультации дают сотрудники московского офиса.
        Взаимодействие с реестрами (прием - передача документов, получение счетов и выписок). По мере развития ЭДО с регистраторами эта функция также нивелируется.
        К ноябрю 2003 г. из 184 региональных депонентов НДЦ 157 являлись Участниками ЭДО НДЦ (более 85%). По мере приближения этой цифры к 100%, совершенствования технологии ЭДО и развития технического сервиса, совершенствования структуры и информативности web-сайта НДЦ значимость большинства технических функций филиалов и региональных представителей (сотрудников региональных бирж) практически сводится к минимуму.
        Филиалы НДЦ в большей степени должны были ориентироваться на выполнение задач, не связанных с операционными функциями:
  • проводить в регионах активный маркетинг, направленный на выявление потребности и оценку целесообразности продвижения новых продуктов и услуг НДЦ;
  • исполнять роль интеллектуальных посредников между клиентами НДЦ в регионах, регуляторами рынка, инфраструктурными организациями;
  • проводить работу с предприятиями и организациями, являющимися потенциальными эмитентами ценных бумаг. Филиалы более активно должны были непосредственно участвовать в установлении контакта НДЦ с потенциальными эмитентами ценных бумаг, предварительной проработке условий выпуска ценных бумаг и заключении типовых договоров и соглашений с эмитентами, их агентами и андеррайтерами. В нестандартных ситуациях взаимодействие с эмитентами осуществляли подразделения головного офиса НДЦ.
        В качестве дополнительного канала информационного взаимодействия с клиентами НДЦ использует систему SWIFT. При этом обмен сообщениями через сеть SWIFT осуществляется в формате международного стандарта ISO 15022.
        В 2003 г. НДЦ активно реализовывал и внедрял целый ряд проектов, направленных как на повышение уровня внутренней автоматизации НДЦ, так и на развитие качества программно-технического обеспечения депонентов. Среди множества проектов, реализованных в 2003 г., следует отметить:
  • полную автоматизацию жизненного цикла поручения: переход на новые электронные XML-форматы поручений позволил автоматизировать все этапы, которые поручение проходит в НДЦ, - от приема через СЭД, ввода в СГД и исполнения до генерации и выдачи отчета. С момента перехода на XML-форматы время обработки входящих документов с их регистрацией и приемом к исполнению существенно сократилось и не превышает в среднем 3 мин.;
  • переход на новые средства криптографической защиты информации, что обеспечило стандартизацию и унификацию использования СКЗИ при взаимодействии клиентов с любой из компаний группы ММВБ. Это позволило сократить издержки депонентов на обеспечение электронного документооборота и повысить его безопасность.
        В середине 2003 г. НДЦ приступил к реализации проекта по разработке и внедрению электронного документооборота с реестродержателями. Основные цели данного проекта - организация эффективного взаимодействия между НДЦ и регистраторами, создание надежной и технологичной схемы взаимодействия и обмена электронными документами между регистраторами и зарегистрированными в системе ведения реестра лицами (прежде всего, номинальными держателями).
        Взаимодействие должно было обеспечивать следующий информационный обмен:
  • в процессе совершения операций по счету зарегистрированного лица (получение/ предоставление выписок, справок об операциях и других документов распорядительного и информационного характера);
  • при проведении корпоративных действий эмитентов и сборов реестров владельцев ценных бумаг.
        Работы по пилотному проекту были начаты НДЦ совместно с крупнейшим регистратором ОАО "Регистратор НИКойл". В 2003 г. основные приоритеты проекта были направлены на совместную разработку технологии взаимодействия с применением электронного документооборота и описание форматов электронных документов, используемых в процессе взаимодействия.
        В рамках реализации проекта НДЦ стремился к расширению круга регистраторов, взаимодействие с которыми планируется осуществлять на основе электронного документооборота. Реализация данного проекта позволила бы оптимизировать и существенно упростить для депонентов НДЦ проведение расчетов по ценным бумагам через реестры акционеров, снизить временные и финансовые издержки, повысить надежность проведения операций.

        2004 Г.
        Основной задачей клиентской политики НДЦ является создание благоприятных условий для получения депонентами качественных услуг по всем направлениям деятельности НДЦ. Огромный опыт НДЦ по внедрению новых технологий и развитию клиентского сервиса позволяет из года в год неуклонно повышать качество оказываемых услуг при снижении стоимости обслуживания.
        Выбирая направления развития и расширяя спектр услуг, НДЦ опирается на потребности депонентов, выявленные в ходе ежедневного взаимодействия, а также в процессе встреч, семинаров и конференций, организованных НДЦ для участников фондового рынка. НДЦ разрабатывает и внедряет различные технологии учета мнений клиентов, проводит статистические исследования, позволяющие оперативно корректировать планы в соответствии с полученными предложениями и разрабатывать новые востребованные рынком продукты.
        В 2004 г. в соответствии с пожеланиями депонентов были расширены возможности программного обеспечения "Луч", касающиеся обработки информации об операциях и остатках на счетах депо с рабочего места клиента, введены новые способы представления и сортировки информации.
        26 января 2004 г. завершилась целая эпоха в развитии ЭДО НДЦ. Начиная с этой даты в СЭД НДЦ стало возможным использование только криптографических ключей, полученных через Центр управления сертификатами (ЦУС) ММВБ. Центр генерации и сертификации криптоключей НДЦ прекратил свое существование. Участники ЭДО перешли на единый Договор об обмене электронными документами, единые Правила ЭДО НДЦ и единые СКЗИ. С теми Участниками ЭДО, которые за время 9-месячного переходного периода (с 21 апреля 2003 г. по 26 января 2004 г.) не перешли на Договор об обмене электронными документами и СКЗИ ЦУС ММВБ, действовавшие ранее договоры ЭДО были расторгнуты по инициативе НДЦ.
        С 26 января 2004 г. с целью облегчения процесса обработки Информационных сообщений на стороне получателя НДЦ стал направлять Участникам ЭДО Информационные сообщения двух видов: обычные, сформированные в соответствии с требованиями Правил ЭДО НДЦ, и открытые, особенностями формирования которых являются размещение электронной подписи в отдельном файле и отсутствие шифрования.

        Взаимодействие с регистраторами
        По состоянию на 31 декабря 2004 г. НДЦ имел счета номинального держателя у 66 регистраторов именных ценных бумаг. Осознавая объективную потребность в использовании прогрессивных технологий взаимодействия между важнейшими элементами инфраструктуры рынка ценных бумаг - учетными институтами, в апреле 2004 г. НДЦ совместно с ОАО "Регистратор НИКойл" перешел на качественно новый с точки зрения технологии принцип взаимодействия между регистратором и расчетным депозитарием - взаимодействие на основе электронного документооборота.
        В основу взаимодействия "регистратор - депозитарий" положена отлаженная и широко используемая на рынке система электронного документооборота НДЦ, что позволяет минимизировать финансовые и временные затраты на организацию взаимодействия для всех категорий участников. Ключевым преимуществом данного проекта является технология обмена электронными документами, построенная на принципах STP (Straight through processing).
        В феврале 2004 г. НДЦ и ОАО "Регистратор НИКойл" представили проект использования электронного документооборота при взаимодействии регистраторов и депозитариев на рассмотрение Комитета регистраторов и Комитета депозитариев ПАРТАД и выступили с инициативой разработки унифицированных форматов электронных документов для осуществления взаимодействия.
        На основе предложений НДЦ в марте 2004 г. была создана Рабочая группа по согласованию "Форматов электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев", участниками которой стали представители крупнейших регистраторов и депозитариев. Итогом ее деятельности стали разработанные форматы взаимодействия регистраторов и депозитариев, которые были утверждены Советом директоров ПАРТАД 4 июня 2004 г. Результатом первого этапа проекта стал переход к практическому взаимодействию НДЦ и ОАО "Регистратор НИКойл" на основе электронного документооборота.
        В ходе реализации проекта НДЦ постоянно расширяет круг регистраторов, взаимодействие с которыми осуществлется на базе электронного документооборота НДЦ. В 2004 г. установлены договорные отношения с регистраторами ЗАО "Регистраторское общество "СТАТУС" (Москва) и ЗАО "Единый регистратор" (Санкт-Петербург), сформирована основная группа участников для дальнейшей реализации проекта: со многими регистраторами подписаны соглашения о стратегическом сотрудничестве.
        Таким образом, в 2004 г. был сделан первый практический шаг на пути технологического совершенствования учетной инфраструктуры российского рынка ценных бумаг: создана технологическая основа, обеспечивающая профессиональным участникам и их клиентам удобное и надежное взаимодействие между основными учетными институтами на основе единого технологического пространства и унифицированных форматов взаимодействия.
        В качестве основных направлений дальнейшего развития проекта рассматривались следующие:

  • расширение круга регистраторов-участников проекта;
  • последующая унификация утвержденных форматов электронных документов и их практическое внедрение;
  • совершенствование законодательства, в том числе в части обеспечения правовой защищенности электронного документооборота между регистраторами и другими участниками рынка ценных бумаг;
  • выработка согласованной системы мер по управлению рисками при взаимодействии сторон.

        Программно-техническое обеспечение деятельности НДЦ
        В 2004 г. был реализован ряд проектов, направленных на развитие программно-технического обеспечения депонентов и повышение уровня внутренней автоматизации НДЦ, в частности:

  • осуществлена подготовка к обслуживанию еврооблигаций через междепозитарный счет депо, открытый НДЦ в Расчетной палате ММВБ;
  • завершена подготовка перевода резервного вычислительного центра на базу ММВБ;
  • полностью переработан корпоративный веб-сайт НДЦ: изменения коснулись дизайна, навигации, системы размещения новостей и поиска информации на сайте, создана полноценная версия сайта на английском языке;
  • модернизированы вычислительные мощности, обеспечивающие функционирование вспомогательных систем НДЦ.
        В 2004 г. НДЦ принимал активное участие в разработке форматов электронных документов, используемых при взаимодействии регистраторов и депозитариев ("форматы ПАРТАД"), и обеспечил возможность их поддержки на клиентских рабочих местах СЭД НДЦ. Программное обеспечение "Луч" (ПО "Луч"), включенное в систему документооборота регистратора, позволяло поддерживать следующие документы ХML-формата:
  • Передаточное распоряжение;
  • Выписка из реестра/Справка о наличии;
  • Справка о движении ценных бумаг;
  • Распоряжение на предоставление информации;
  • Уведомление о проведении операции по счету;
  • Уведомление (отчет) об отказе в проведении операции.
        Полностью автоматическая пересылка пакетов электронных документов (автоматический экспорт/импорт) включает:
  • автоматический прием документов, пришедших регистратору-участнику ЭДО НДЦ;
  • первичную проверку подписи, формата, a также некоторых реквизитов, в соответствии с настройками ПО "Луч";
  • автоматическое формирование пакетов документов регистратора и отправку их получателю.
        С целью совершенствования электронного документооборота с депонентами и партнерами НДЦ постоянно проводит мониторинг соответствия ЭДО потребностям клиентов. В 2004 г. в удаленное рабочее место депонента "Луч" введены следующие изменения:
  • автоматизирована процедура плановой замены сертификатов открытых ключей электронной подписи криптосервера НДЦ;
  • внедрены новые форматы поручений;
  • усовершенствована система подачи и отслеживания банковских реквизитов депонентов;
  • на основании результатов опроса депонентов модернизирован пользовательский интерфейс удаленного рабочего места, добавлены возможности просмотра уведомлений и извещений НДЦ;
  • реализована возможность просмотра состояния исполнения поручения в НДЦ;
  • реализовано автоматическое уведомление клиентов об окончании сроков доверенностей на право подписания электронных документов.
        Для унификации процедуры подтверждения остатков был отработан механизм передачи отчетов и выписок третьим лицам, в том числе аудиторам, на основании поручений депонентов.
        Изменен порядок выплаты доходов по ценным бумагам и порядок регистрации банковских реквизитов в НДЦ. Новая технология регистрации банковских реквизитов позволила депонентам не только предоставлять информацию в электронном виде, но и распределять поступающие доходы в соответствии с собственными интересами и интересами своих клиентов на разные счета.
        Усовершенствована процедура выплаты доходов по государственным ценным бумагам в части указания выделенных денежных счетов для получения дохода по ценным бумагам отдельных инвесторов.
        В 2004 г. были существенно расширены возможности электронного документооборота между НДЦ и Расчетной палатой ММВБ путем автоматизации процедуры выплаты доходов депонентам по еврооблигациям через Расчетную палату ММВБ с использованием системы SWIFT для передачи сообщений в формате ISO 15022.
        Также была продолжена автоматизация внутренней деятельности НДЦ (включая автоматизацию аналитической обработки данных), позволяющая увеличить производительность работы, повысить прозрачность статистических данных и уменьшить вероятность операционных ошибок.
        С 1 марта 2004 г. ММВБ и НДЦ перешли на новую технологию обмена электронными документами в режиме он-лайн в период торговой сессии в Секции фондового рынка ММВБ.
        С 1 апреля 2004 г. в соответствии с политикой НДЦ, направленной на развитие инфраструктуры фондового рынка и сокращение издержек депонентов при организации информационного взаимодействия с НДЦ и другими участниками электронного документооборота, снижена стоимость обслуживания через систему электронного документооборота НДЦ.
        С 15 мая 2004 г. НДЦ и ОАО "Регистратор НИКойл" впервые на российском фондовом рынке перешли на качественно новый с точки зрения технологии уровень взаимодействия в процессе совершения операций и информационного обмена между учетными институтами (регистраторами и депозитариями): взаимодействие на основе электронного документооборота без использования бумажных документов.
        С 11 августа 2004 г. ММВБ и НДЦ организовали обмен информацией между торговой и депозитарной системами на рынке государственных ценных бумаг в режиме реального времени.
        С 27 сентября 2004 г. НДЦ предоставил своим депонентам новый сервис - уведомление через СЭД о сроках окончания действия криптоключей и доверенностей.

        (Продолжение следует)

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Комплексный подход к организации системы ЭДО как необходимое условие успеха
    Мотивация будет задаваться регулятором
    Юридические аспекты применения ЭДО на финансовом рынке
    Закон о Центральном депозитарии как дополнительный стимул к использованию электронного документооборота
    ЭДО: технология, у которой много составляющих
    Актуальные вопросы создания единой системы электронного документооборота на российском финансовом рынке
    Стратегия развития электронного взаимодействия между профучастниками
    Новое в рабочей группе по выработке стандартов на рынке коллективных инвестиций
    Роль ЭДО в развитии рынка коллективных инвестиций
    Внедрение ЭДО - ключевая инфраструктурная задача развития рынка коллективных инвестиций
    Опыт организации ЭДО. Изменение характера рисков при внедрении ЭДО.
    Практический опыт Регистратора Р.О.С.Т. в ЭДО
    Еще немного о системах ЭДО
    Выбор средства криптографической защиты информации для использования в системах электронного документооборота депозитария
    Страхование как элемент комплекса мер по снижению рисков при переходе на ЭДО
    ЭДО НДЦ от магнитных носителей до интерактивного доступа. Часть 4

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100