Casual
РЦБ.RU

Практический опыт Регистратора Р.О.С.Т. в ЭДО

Апрель 2007

    Доклад на конференции "ЭДО - комплексный подход к снижению рисков", 23 марта 2007 г., Москва

    В настоящее время актуальность и важность задачи внедрения и использования ЭДО между участниками инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг (речь идет, прежде всего, о взаимодействии регистраторов и депозитариев) ни у кого не вызывает сомнений.

ПОТРЕБНОСТЬ В ЭДО

    В условиях существенного увеличения объемов проводимых операций и ужесточения требований к участникам рынка со стороны регулятора, отсутствие в краткосрочных планах компаний (регистраторов и депозитариев) пункта "организация ЭДО с профучастниками рынка ценных бумаг" не будет способствовать их динамичному развитию. Необходимо сразу отметить, что не будет пользы и от формально организованной в компании системы ЭДО.
    Для Регистратора Р.О.С.Т. задача организации электронного документооборота с зарегистрированными лицами - профессиональными участниками рынка ценных бумаг является одной из стратегических задач развития компании.
    Добиться дополнительного развития регистратора внедрением системы ЭДО возможно только благодаря участникам рынка ценных бумаг, заинтересованным в развитии у регистраторов технологий ЭДО. Всех заинтересованных, на наш взгляд, можно разделить на три следующие группы:

  • эмитенты, испытывающие потребность в квалифицированных акционерах-инвесторах.
  • инвесторы, заинтересованные в уменьшении времени транзакции;
  • участники инфраструктуры рынка ценных бумаг, заинтересованные в уменьшении издержек.

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭДО

        Необходимо учесть, что данные группы могут способствовать развитию компаний только в том случае, если используемые технологии ЭДО будут удовлетворять потребности клиентов.
        При проектировании системы ЭДО, используемой в настоящее время Р.О.С.Т., в качестве основных потребностей, удовлетворяемых системой, были заложены следующие:

  • широкий перечень услуг, предоставляемых в рамках ЭДО;
  • высокая степень автоматизации работ по подготовке и исполнению поручений как на стороне регистратора, так и на стороне клиента;
  • гарантированная доставка поручений и результатов их обработки между сторонами;
  • отказ от использования документов на бумажном носителе;
  • существенное снижение времени транзакции;
  • снижение расходов на оплату услуг регистратора (регистрационные сборы).
        Важно отметить, что при проектировании системы ЭДО, используемой в Р.О.С.Т., помимо потребностей клиентов, учитывались и ограничения, накладываемые системой управления рисками. С учетом этих ограничений к системе ЭДО были предъявлены и успешно реализованы следующие технические требования:
  • использование каналов передачи документов, гарантирующих доставку сообщений;
  • использование средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и каналов передачи данных, сертифицированных ФАПСИ;
  • использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).

    ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭДО

        В настоящее время у Регистратора Р.О.С.Т. организован и успешно функционирует ЭДО с ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания", ведутся переговоры с Некоммерческим партнерстовом "Национальный депозитарный центр", а также с несколькими ведущими кастодианами.
        На стадии внедрения и дальнейшей эксплуатации разработанной системы ЭДО мы столкнулись с рядом проблем, которые укрупненно можно разделить на 2 части:

  • проблемы технологического характера;
  • проблемы заинтересованности клиента в ЭДО.
        Проблемой технологического характера для нас, как и многих других компаний, внедряющих ЭДО, прежде всего, стала проблема синхронизации справочников регистратора и депозитария, между которыми организован ЭДО.
        В нашей компании решение данной проблемы сейчас происходит через создание справочников перекодировки данных из одной системы в другую, а так же ручным выбором сопоставляемого значения из справочника системы оператором, контролирующим внесение информации в систему. Очевидно, что данный подход к решению проблемы неэффективен.
        На наш взгляд, решение данной проблемы видится в создании Единого электронного справочника. При этом возникает вопрос, кто будет заниматься созданием данного справочника? Считаем, что заниматься этим должен тот, для кого создание справочника будет рассматриваться исключительно как решение проблемы, тормозящей развитие ЭДО, а не как инструмент, используемый для извлечения дополнительных дивидендов. Например, созданием такого справочника могла бы заняться СРО (ПАРТАД).
        Следующей проблемой технологического характера является проблема изменения версий используемых форматов и перехода на новые версии. Считаем, что разработкой форматов могут заниматься как инициативная группа, так и отдельное лицо, например СРО. Но принятие решения о переходе на новую версию форматов должно приниматься участниками СРО консолидированно, с определением, момента, когда должен быть осуществлен переход.
        Третьей технологической проблемой является использование контрагентами разных удостоверяющих центров, применяющих разные системы подтверждения ЭЦП, что делает их несовместимыми между собой. Отсутствие кросс-сертификации УЦ приводит к необходимости поддержания нескольких систем, отвечающих за ЭЦП, что приводит к удорожанию стоимости эксплуатации системы ЭДО.
        Аналогичная проблема существует и с электронными каналами передачи сообщений. Так, используемая технология электронной почты по протоколам POP3 и SMTP не может гарантировать доставку электронных документов участникам. Решение проблемы происходит разобщенно, приводит к разрастанию технологий, применяемых участниками рынка. Наряду с отсутствием единых требований к организации электронных каналов это также приводит к удорожанию стоимости эксплуатации ЭДО.
        Вторая группа проблем - проблемы заинтересованности клиентов депозитариев в использовании системы ЭДО. На данный момент использование системы ЭДО Регистратора Р.О.С.Т. позволяет добиться существенного снижения стоимости пока одного вида операций перехода прав собственности в режиме online. По остальным видам операций (предоставление справки о количестве ценных бумаг, справки об операциях, уведомления о проведении операции) использование системы ЭДО в настоящее время приводит к некоторому удорожанию услуг, но такое положение дел не является перманентным. Да, есть проблемы ценообразования на услуги, предоставляемые через систему ЭДО, но причины их возникновения известны. Над устранением этих причин Р.О.С.Т. сейчас и работает.
        В заключение хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на все сложности, преодолеваемые компаниями на пути внедрения и использования ЭДО, другого пути дальнейшего развития инфраструктуры рынка ценных бумаг нет.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Комплексный подход к организации системы ЭДО как необходимое условие успеха
    Мотивация будет задаваться регулятором
    Юридические аспекты применения ЭДО на финансовом рынке
    Закон о Центральном депозитарии как дополнительный стимул к использованию электронного документооборота
    ЭДО: технология, у которой много составляющих
    Актуальные вопросы создания единой системы электронного документооборота на российском финансовом рынке
    Стратегия развития электронного взаимодействия между профучастниками
    Новое в рабочей группе по выработке стандартов на рынке коллективных инвестиций
    Роль ЭДО в развитии рынка коллективных инвестиций
    Внедрение ЭДО - ключевая инфраструктурная задача развития рынка коллективных инвестиций
    Опыт организации ЭДО. Изменение характера рисков при внедрении ЭДО.
    Практический опыт Регистратора Р.О.С.Т. в ЭДО
    Еще немного о системах ЭДО
    Выбор средства криптографической защиты информации для использования в системах электронного документооборота депозитария
    Страхование как элемент комплекса мер по снижению рисков при переходе на ЭДО
    ЭДО НДЦ от магнитных носителей до интерактивного доступа. Часть 4

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100