Casual
РЦБ.RU

Стратегия развития электронного взаимодействия между профучастниками

Апрель 2007

    Доклад на конференции "ЭДО - комплексный подход к снижению рисков", 23 марта 2007 г., Москва

    Большинство участников ежегодной мартовской конференции, проводимой НДЦ, справедливо рассказывают о своих достижениях на ниве внедрения систем ЭДО, но, однако, все больше жалуются. Точнее, даже не жалуются, а в очередной раз заостряют наболевшие проблемы, которые год от года становятся все более наболевшими. Многие активные участники процесса "электронизации" рынка постепенно теряют свой энтузиазм, не надеясь уже, наверное, что им под силу что-либо изменить.

    Казалось бы, что поводов для оптимизма, и правда, не очень-то много. Если посмотреть на текущую ситуацию, то можно в очередной раз констатировать, что:

  • Нормативно-правовая база, хоть и позволяет участникам осуществлять электронное взаимодействие, но все-таки не является стимулом такового. Она во многом ориентирована на использование бумажных документов, что не дает возможности простым и органичным способом, без использования множества дополнительных договорных конструкций, осуществлять электронное взаимодействие.
  • Действующие на рынке системы электронного документооборота (ЭДО) хоть и представляют из себя вполне работоспособные, функционально развитые и легитимные системы, но характеризуются частным (корпоративным) характером их применения. Взаимодействие этих равноправных систем друг с другом затруднено вследствие отсутствия единых принципов и подходов к методологии их построения.
  • Информационное взаимодействие участников рынка характеризуется большим числом документов и, соответственно, большими издержками по их подготовке и обработке. Наибольшая интенсивность документооборота и разнообразие состава документов приходится на учетную инфраструктуру фондового рынка и на участников, образующих рынок коллективных инвестиций.
  • Имеет место множественность и разнообразие форматов однотипных документов. Наряду с использованием международных стандартов ISO, применяются и локальные форматы отдельных саморегулируемых организаций (СРО) рынка, частные корпоративные форматы и даже нестандартизованное взаимодействие на уровне графических образов документов.
  • Практически отсутствуют единые классификаторы и справочники. Их отсутствие существенно сдерживает внедрение ЭДО и автоматизированную обработку информации внутри корпоративных информационных систем, а также не позволяет внедрять технологии сквозной обработки информации.
  • На рынке присутствует множественность удостоверяющих центров, имеет место разнообразие средств криптографической защиты информации.
  • Отсутствует эффективный механизм координации информационного взаимодействия участников финансового рынка и информационного обеспечения функционирования рынка в целом, а также механизмы управления такими процессами, в т. ч. и организацией системы ЭДО.
        Вот именно на вопросе построения системы ЭДО финансового рынка и модели управления построением такой системы и хотелось бы остановиться, т.к. это представляется мне первоочередным и приоритетным.

    ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ЭДО

        Система ЭДО ФР не означает создания и (или) использования единого программно-аппаратного, коммуникационного и технологического комплекса, а предполагает системный, комплексный подход к скоординированному и направленному решению задач по:

  • систематизации и классификации документов, циркулирующих на ФР;
  • стандартизации и унификации электронных документов (ЭД);
  • ведению единых классификаторов (справочников);
  • унификации требований к корпоративным системам ЭДО профессиональных участников ФР;
  • выработке единых подходов к использованию средств криптографической защиты информации, использованию ЭЦП;
  • стандартизации процессов подготовки, обработки, хранения и передачи ЭД;
  • сокращению времени и трудозатрат на проведение операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;
  • обеспечению сквозной обработки документов участниками ФР;
  • обеспечению легитимности и безопасности ЭД.

    КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ЭДО

        С учетом необходимости обеспечения максимального представительства всех заинтересованных сторон, легитимности процесса, а также исключения возможности неадекватного лоббирования чьих-либо частных интересов предлагается следующая конструкция. Для комплексного решения вопросов в сфере ЭДО участников фондового рынка предполагается создать при инициативе СРО и под патронажем ФСФР специальный орган "Координационный Совет по ЭДО", далее - КС по ЭДО. Принципы, которые должны быть заложены в основу такого органа следующие:

  • коллегиальность;
  • компетентность (профессионализм), экспертная основа;
  • государственная поддержка;
  • рыночные основы;
  • возможности для финансирования членов КС по ЭДО.
        Таким образом, этот орган должен стать объединением СРО финансового рынка и бирж как квази-СРО, также в Совет с правом голоса должны войти представители ФСФР. Полезным и крайне важным представляется и участие представителей ЦБ, СВИФТ, МЭРТ и ФАИТ, но это требует переговоров с ними.
        При использовании данной конструкции реализуется простой и естественный механизм будущего расширения сферы деятельности Совета при интеграции смежных рынков. По мере возникновения интереса и потребности в решении аналогичных вопросов в других сегментах финансового рынка представители соответствующей СРО (пенсионных фондов, страховых компаний, банков) могут просто входить в состав Совета, тем самым получая и право голоса, и доступ ко всем наработкам в направлении развития электронного взаимодействия.
        Базовыми функциями Совета должны быть вопросы стратегического и тактического управления задачами в сфере ЭДО и координация работ.

        Деятельность совета по решению вопросов стандартизации
        Совет принимает решение о возможности использования уже имеющихся форматов, их адаптации или о необходимости разработки новых форматов. Подготовка форматов должна осуществляться рабочими группами, создаваемыми Советом, СРО (по решению Совета) или отдельными организациями (по договору). Решения по этому вопросу принимаются Советом исходя из объема работ, наличия специалистов, сроков на разработку (адаптацию) формата и иных факторов. Разработанные форматы проходят экспертизу на функциональную полноту, совместимость с иными форматами, преемственность и т. п., после чего выносятся на Совет для принятия решения по их использованию. Ввод в действие форматов осуществляется нормативным документом ФСФР.

        Деятельность КС по ЭДО по решению вопросов классификации и кодирования
        Вопросы классификации и кодирования должны решаться на тех же самых принципах, если речь не идет об общенациональных справочниках. Совет исследует ситуацию и выносит свои предложения на рассмотрение ФСФР, которая на основе этих предложений принимает решение (самостоятельно ведет справочник или поручает эту работу частной или общественной организации), о чем информирует участников рынка. Также, по представлению Совета, ФСФР рекомендует участникам рынка использование того или иного существующего справочника, не относящегося к фондовому рынку. Например, справочник адресов КЛАДР или справочник банков ЦБ.
        Кроме вопросов стандартизации, классификации и кодирования существует еще целый ряд вопросов, касающихся Требований к участникам ЭДО, как в части исполнения ими обязательных требований, так и в части управления рисками. СРО обязана разработать и принять к исполнению подобного рода требования, контролировать их исполнение среди своих членов, возможно, наладить процесс сертификации (или подтверждения соответствия требованиям) для таких систем. Требования к участникам ЭДО, принятые в СРО, подлежат согласованию Советом.
        Вопросы, не относящиеся к компетенции ФСФР, но имеющие непосредственное отношение к развитию электронного взаимодействия на фондовом рынке (например, вопросы удостоверяющих центров, сертификации, программных средств криптографической защиты информации, сетей передачи данных, информационной безопасности), решаются Советом при поддержке ФСФР во взаимодействии с иными органами государственной власти или уполномоченными организациями (в лучшем варианте представители этих организаций входят в состав Совета с правом совещательного голоса).

        Определение статуса и функций совета
        На начальном этапе, когда речь идет только о фондовом рынке и сфере компетенции ФСФР, можно зафиксировать статус и функции Совета путем подписания соответствующего соглашения между ФСФР и действующими в данном сегменте рынка СРО или путем присоединения к Регламенту о деятельности КС по ЭДО, что является предпочтительным. Принцип, по которому в настоящий момент времени формируются Экспертные советы при ФСФР (например, Экспертный совет по корпоративному управлению, Экспертный совет по коллективным инвестициям), в данном случае не подходит, так как принципиально важно, чтобы это был орган не ПРИ регуляторе, а С регулятором, являлся рыночным, мобильным и оперативным образованием.

        Вопросы финансирования деятельности совета
        Создание отдельного юридического лица с постоянным штатом сотрудников потребует значительных начальных инвестиций и постоянного финансирования в будущем. Возможности государственного финансирования данного проекта представляются крайне маловероятными, а значит, это бременем ляжет на плечи участников рынка, немногие из которых готовы будут нести эту нагрузку.
        В предлагаемой нами модели финансируется деятельность конкретных экспертов, которых члены Совета признали лучшими в своем сегменте и готовы нести определенную финансовую нагрузку на обеспечение деятельности этого эксперта (в случае такой необходимости). Такая схема значительно более экономична, потребует меньших затрат на ее реализацию, а соответственно, и увеличит шансы на успех.

        Субъекты организационной структуры и их функции
        Таким образом, при реализации предлагаемой модели управления в сфере ЭДО на фондовом рынке можно зафиксировать следующие роли субъектов (на примере деятельности по стандартизации):

  • ФСФР - участие, одобрение, требования (или рекомендации) к профучастникам на исполнение.
  • КС по ЭДО - вопросы стратегического развития и тактического управления; координация действий; экспертиза (экспертная оценка); выработка решений по разработке нового/использованию существующего стандарта (формата) или его адаптации; одобрение форматов.
  • Подготовка экспертных рекомендаций ФСФР по совершенствованию законодательства в области ЭДО и информационного взаимодействия участников и содействие нормотворческой деятельности ФСФР в области ЭДО и информационного взаимодействия участников.
  • СРО или рабочие группы при КС по ЭДО - орган стандартизации, разработка и сопровождение форматов; разработка требований к организаторам систем ЭДО; возможно, процедуры сертификации (подтверждения соответствия требованиям).
  • Участники рынка - влияние на процесс за счет механизма выборности представителя своей СРО в КС по ЭДО, реализация на практике и внедрение решений.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

        В сложившихся условиях дальнейшая интеграция разнородных корпоративных СЭД возможна в два этапа. На первом этапе целесообразно осуществить переход на информационное взаимодействие различных СЭД с использованием единых форматов внешних ЭД, которыми обмениваются различные СЭД. Исходя из положений стратегии развития финансового рынка, подготавливаемых изменений в Закон об инвестиционных фондах, а также анализа текущего состояния электронного взаимодействия участников рынка, можно сделать вывод, что первоочередные стратегические задачи в области развития электронного взаимодействия связаны со стандартизацией форматов ЭД при взаимодействии инфраструктурных организаций фондового рынка, а также участников рынка коллективных инвестиций. Продолжительность данного этапа с учетом масштабности задач разумно определить на 2007-2008 гг. При этом форматы внутренних документов СЭД участников рынка могут оставаться старыми. На втором этапе, который может продолжаться достаточно продолжительный период времени (2009-2013 гг.), целесообразно, но не обязательно, осуществить переход на единые форматы всех ЭД.
        Организатором работ в области разработки и внедрения стандартов форматов ЭД для фондового рынка должен стать создаваемый Координационный Совет. Разработанные СРО или на принципах аутсорсинга стандарты должны вводиться в действие как документы ФСФР, обязательные для всех участников фондового рынка. Также может быть применен механизм саморегулирования, когда Совет Директоров СРО принимает разработанные стандарты в статусе обязательных для применения своими членами. Также необходимо использовать условия рыночной мотивации, при которой профучастники были бы заинтересованы в переходе на единые форматы ЭД (использование механизма лицензионных требований к деятельности, рейтингов и т. д.).
        В план работ Совета на 2007-2008 гг. также должны быть включены работы по созданию и принятию единых отраслевых справочников. На основе предложений Совета и по факту рассмотрения в ФСФР необходимо зафиксировать, кто и на каких условиях составляет, поддерживает в актуальном состоянии тот или иной классификатор или справочник. В те же сроки необходимо добиться определенности в выборе для использования справочников, не относящихся к фондовому рынку.
        В заключение хотелось бы заметить, что вносимые в нормативную базу изменения (это и новое Положение о ведении реестра, и проект Закона "Об инвестиционных фондах") не только легализуют ЭДО, но и делают его ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. И все это при сокращении сроков на проведение операций до одного дня!
        Таким образом, мы подходим к ситуации, когда разговоры о стратегии развития электронного взаимодействия участников рынка - не блажь группы стратегов-тунеядцев, а насущная необходимость, жизненно важная с точки зрения самого сохранения инфраструктуры финансового рынка.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Комплексный подход к организации системы ЭДО как необходимое условие успеха
    Мотивация будет задаваться регулятором
    Юридические аспекты применения ЭДО на финансовом рынке
    Закон о Центральном депозитарии как дополнительный стимул к использованию электронного документооборота
    ЭДО: технология, у которой много составляющих
    Актуальные вопросы создания единой системы электронного документооборота на российском финансовом рынке
    Стратегия развития электронного взаимодействия между профучастниками
    Новое в рабочей группе по выработке стандартов на рынке коллективных инвестиций
    Роль ЭДО в развитии рынка коллективных инвестиций
    Внедрение ЭДО - ключевая инфраструктурная задача развития рынка коллективных инвестиций
    Опыт организации ЭДО. Изменение характера рисков при внедрении ЭДО.
    Практический опыт Регистратора Р.О.С.Т. в ЭДО
    Еще немного о системах ЭДО
    Выбор средства криптографической защиты информации для использования в системах электронного документооборота депозитария
    Страхование как элемент комплекса мер по снижению рисков при переходе на ЭДО
    ЭДО НДЦ от магнитных носителей до интерактивного доступа. Часть 4

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100