РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Пономарев Григорий, Начальник отдела нормативно-правового регулирования деятельности участников финансового рынка Управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР России, канд. экон. наук

  • Все статьи автора

Юридические аспекты применения ЭДО на финансовом рынке

Апрель 2007

    Доклад на конференции "ЭДО - комплексный подход к снижению рисков", 23 марта 2007 г., Москва

    В своем выступлении я в общих деталях расскажу о том, что в настоящее время делает наше управление, занимающееся, в том числе, регулированием деятельности участников финансового рынка, в аспекте введения и использования ЭДО участниками финансового рынка - инфраструктурными организациями в рамки правого поля.

    Прежде всего, еще в прошлом году мы поставили перед собой задачу переработать Положение о ведении реестра, утвержденное постановлением ФКЦБ России в 1997 г., действующее уже в течение 10 лет и уже выполнившее свою основную задачу по упорядочению формирования рынка регистраторских услуг. Скажем прямо, что указанное Положение морально устарело и не отвечает требованиям, предъявляемым к современным развитым финансовым рынкам, характеризующимся внедрением новых электронных технологий взаимодействия между его участниками.
    Одной из главных задач, которую ФСФР России пытается решить в данный момент совместно с участниками созданной под ее руководством рабочей группы по совершенствованию Положения о ведении реестра, - это нивелирование всех юридических препятствий в использовании ЭДО между регистраторами и потребителями регистраторских услуг. На этом этапе нам помогают как участники финансового рынка, так и представители СРО, за что им всем огромное спасибо.
    Первым шагом стало исключение из существующего Положения о ведении реестра, на основе которого создается проект нового нормативного акта, любых упоминаний о составлении документов в письменной форме. Новое Положение должно предоставить возможность обмениваться электронными документами между участниками отношений, которые возникают у регистратора с зарегистрированными лицами, а также у регистраторов с эмитентами. В последующем, по окончании этой работы, мы, скорее всего, приступим к переработке 36-го постановления, регулирующего депозитарную деятельность, и распространению этих норм уже на депозитариев.
    На пути перехода к ЭДО, несомненно, возникают определенные трудности. Прежде всего, положениями нового нормативного акта необходимо каким-то образом стимулировать участников финансового рынка к переходу к новому формату взаимодействия с использованием электронных документов. Очевидно, что это связано с определенными затратами, как временными, так и материальными, которые каждый участник финансового рынка пытается минимизировать и переложить на других лиц. Кроме того, дополнительные трудности заключаются в том, что между регистратором и зарегистрированными лицами не существует договорных отношений. Регистратор является своего рода монополистом в предоставлении услуг зарегистрированным лицам по конкретному реестру, что приводит к ситуации, когда регистратор может диктовать потребителям его услуг формат их предоставления, в том числе и вид программного обеспечения, необходимого для обмена сообщениями. Исходя из вышесказанного, доброй воли участников финансового рынка явно не достаточно для перехода к ЭДО. Необходимо установить ряд законодательных норм, которые будут являться, с одной стороны, экономическим стимулом к использованию ЭДО, с другой, если речь идет о совершенствовании российского финансового рынка, переходе на мировые стандарты взаимодействия его участников, - инструментом, понуждающим некоторые категории участников к работе с электронными документами.
    При этом не обязательно идти по пути установления каких-либо обязательных норм, предписывающих использовать электронный документооборот определенным образом. Во-первых, в Положении целесообразно предусмотреть более лояльные тарифы, взимаемые регистраторами, если зарегистрированное лицо использует ЭДО, что, в соответствии с законом о РЦБ, ФСФР вправе сделать.
    Во-вторых, необходимо сократить сроки исполнения операций при использовании ЭДО. Это тоже будет предусмотрено. Постольку поскольку регистраторам не требуется много времени на проверку, сличение подписей на документах при использовании ЭДО, как при использовании бумажных носителей, сроки исполнения операций 3, 5 дней, которые существуют сейчас, мы постараемся сократить до, предположим, одного дня, что значительно ускорит проведение операций между участниками финансового рынка и добавит конкурентоспособности нашему рынку.
    Кроме того, мы постараемся ввести в правовые рамки систему, которая существует в настоящее время, когда трансфер-агенты регистраторов формируют электронные документы на основании документов в бумажном виде, которые им приносят зарегистрированные лица, и отправляют их регистратору для дальнейшего исполнения. В принципе сейчас эта практика нигде юридически не предусмотрена. Фактически регистратор делает это на свой страх и риск. С нашей точки зрения, такой порядок работы имеет право на существование. Из-за значительной территории нашей страны многие зарегистрированные лица находятся на значительном удалении от центральных офисов регистраторов, регистраторы не могут, исходя из экономических соображений, позволить себе везде иметь свои филиалы, и понятно, что трансфер-агенты при приеме документов будут нести слишком большие затраты, если мы ограничим их функции только доставкой документов до регистратора.
    При этом необходимо пересмотреть используемую некоторыми регистраторами практику, когда они, получив от трансфер-агентов копии документов для исполнения операций по факсу или другим способом, исполняют операцию, не имея подлинников этих документов в момент ее исполнения. Здесь возникают риски того, что зарегистрированное лицо может поступить недобросовестно и предъявить оригинал другого документа самому регистратору уже по месту его нахождения до поступления оригинала предыдущего документа от трансфер-агента. В принципе таких случаев пока зафиксировано не было, но лучше все же привести указанную деятельность в соответствие с законодательством, предписав регистраторам использовать электронный документооборот с трансфер-агентами.
    Еще буквально пару слов по поводу того, что еще предполагается в части совершенствования нормативного регулирования. ФСФР России подготовила положение о выкупе акционерным обществом своих акций при предъявлении требования акционерами. Там мы тоже предусмотрели возможность использования электронных документов.
    Еще хотелось бы упомянуть о стандартах ЭДО. На самом деле, я считаю, что неправильно было бы нормативно установить какие-либо стандарты, - мы оставим это на усмотрение участников самой системы ЭДО. В соответствии с законом об информатизации, который вступил в силу летом прошлого года, отношения между сторонами, использующими ЭДО, строятся на основании их соглашения. То есть, конечно же, мы оставим установление и использование различных стандартов на усмотрение участников финансового рынка. На самом деле, они могут выбирать использование стандартов СРО или каких-либо других, тут не может быть установлено жестких ограничений.
    Спасибо огромное за внимание.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Комплексный подход к организации системы ЭДО как необходимое условие успеха
Мотивация будет задаваться регулятором
Юридические аспекты применения ЭДО на финансовом рынке
Закон о Центральном депозитарии как дополнительный стимул к использованию электронного документооборота
ЭДО: технология, у которой много составляющих
Актуальные вопросы создания единой системы электронного документооборота на российском финансовом рынке
Стратегия развития электронного взаимодействия между профучастниками
Новое в рабочей группе по выработке стандартов на рынке коллективных инвестиций
Роль ЭДО в развитии рынка коллективных инвестиций
Внедрение ЭДО - ключевая инфраструктурная задача развития рынка коллективных инвестиций
Опыт организации ЭДО. Изменение характера рисков при внедрении ЭДО.
Практический опыт Регистратора Р.О.С.Т. в ЭДО
Еще немного о системах ЭДО
Выбор средства криптографической защиты информации для использования в системах электронного документооборота депозитария
Страхование как элемент комплекса мер по снижению рисков при переходе на ЭДО
ЭДО НДЦ от магнитных носителей до интерактивного доступа. Часть 4

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100