Casual
РЦБ.RU

"Новое 27-е": что ждем?

Декабрь 2006

    "Депозитариум" предлагает вам обзор мнений участников рынка в связи с ожидаемым принятием "нового 27-го постановления", основного документа, регулирующего деятельность регистраторов. Этого события долго ждали, поскольку имеющийся документ не в полной мере отражает рыночные реалии, а в некоторых вопросах и тормозит развитие учетной системы. Участники рынка высказывают свои соображения относительно возможных изменений в Постановлении № 27 и отвечают на предложенные вопросы.

    1. Какие несовершенства Положения о ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного ФКЦБ России 2 октября 1997 г. № 27, влияют на деятельность Вашей компании?
    2. Какие, на Ваш взгляд, должны быть внесены изменения в Положение о ведение реестра владельцев именных ценных бумаг № 27, которые позволят усовершенствовать деятельность вашей компании?
    3. Оказывает ли влияние Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг на развитие фондового рынка, в том числе и на развитие электронного документооборота между всеми участниками фондового рынка?

    Олег Афанасьев Генеральный директор ЗАО "Национальная регистрационная компания"

    1.Утверждение ФКЦБ России в 1997 г. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг № 27 сыграло положительную роль для инфраструктуры рынка ценных бумаг. Был наведен определенный порядок в разнообразной практике, применяемой на тот момент многочисленными регистраторами. На сегодняшний день "27-е", как и другие нормативные акты, регламентирующие работу рынка, требуют внесения определенных, порой кардинальных, изменений. Часто они не отвечают реалиям сегодняшнего дня, но остается бесспорным тот факт, что в течение девяти лет Постановление № 27 служит своего рода настольной книгой реестродержателей. Хочется надеяться на то, что новая версия "книги", которая готовится к выпуску регулятором, не только будет больше отвечать современным потребностям участников рынка, но и учтет тот положительный опыт, который содержит существующая система рыночного регулирования.
    Что касается несовершенства существующего Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, то можно выделить несколько основных моментов. Все они хорошо известны участникам рынка. Первый связан с тем, чему собственно Постановление № 27 в значительной степени посвящено - операционной деятельности регистраторов. Не до конца продуманы такие вопросы, как порядок открытия и ведения счетов общей долевой собственности; сроки исполнения операций в реестрах; действия регистратора при реорганизации эмитента; порядок устранения ошибок, допущенных предыдущим реестродержателем или эмитентом; причины для отказов в проведении операций в реестрах; порядок ведения, хранения, уничтожения и передачи эмитенту документов, составляющих систему ведения реестра.
    Несовершенство действующего Положения значительно усложняет жизнь регистраторов при работе с запросами государственных органов, поскольку отсутствует регламентация того, кто, что и в каком объеме имеет право запрашивать у регистратора. Существующая практика работы с нотариусами делает возможными попытки мошеннического списания акций со счетов акционеров. Регистратор практически лишен возможности проводить надлежащую проверку вызывающих сомнения документов, так как сроки проведения операций жестко ограничены.
    2.Помимо исправления тех "операционных" недостатков, которые есть в действующей редакции постановления, "новое 27-е" должно соответствовать современным рыночным тенденциям. Возможно, есть смысл, чтобы новая редакция в той или иной степени отражала вопросы, которые на сегодняшний день регламентируются другими нормативными актами, например, порядок приема/передачи реестра, ценообразование, порядок осуществления внутреннего контроля, управление рисками, взаимодействие центрального офиса и филиалов регистратора.
    В новой редакции необходимо четче отразить вопросы взаимодействия регистратора с номинальными держателями, в том числе с использованием системы электронного документооборота. Существует необходимость определения и разграничения зон ответственности регистратора и эмитента при ведении реестра. Имеет смысл прописать необходимость и общий порядок создания центров резервного копирования информации из реестров.
    3.Само по себе Постановление № 27 вряд ли может оказывать влияние на развитие фондового рынка в целом и на развитие электронного документооборота между всеми участниками фондового рынка в частности. Все-таки первичен рынок, а не регулирующий документ. Сдерживает ли существующая редакция развитие рынка? Скорее не сдерживает, а не успевает за ним.
    Что касается электронного документооборота, то новая редакция, безусловно, должна его предусматривать, особенно между регистраторами и другими профессиональными участниками рынка. Насколько мне известно, в свое время планировалось сделать электронный документооборот между регистраторами и номинальными держателями единственно возможным. Думаю, что это все-таки преждевременно, учитывая количество номинальных держателей и регистраторов, систем ЭДО и уровень их развития.

    Юрий Иващенко Заместитель генерального директора Открытого акционерного общества "Объединенная регистрационная компания" (ОАО "ОРК")

    1.Наиболее часто мы обращались в ФСФР за разъяснением статей Положения, связанных с открытием и изменением лицевых счетов, взаимодействием с трансфер-агентами, взаимодействием с государственными органами и нотариусами, предоставлением информации эмитентам. Много пробелов в статьях Постановления, касающихся доверительных управляющих и порядка составления списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам. И особенно затрудняет работу отсутствие регламентации операций по внесению записей при размещении ценных бумаг.
    2.Прежде всего необходимо устранить накопившиеся несоответствия между Положением и действующим законодательством, внести изменения, касающиеся действий регистратора при выкупе ценных бумаг и реализации преимущественного права, учесть новации законодательства по удостоверению подписи на требовании о выкупе акций, описать действия регистратора при реорганизации эмитента, номинального держателя или доверительного управляющего.
    Необходимо дополнить Положение порядком взаимодействия регистратора с эмитентом, номинальными держателями и доверительными управляющими при составлении списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам, и организации выплаты доходов. Ведь функции регистратора при организации выплаты доходов вообще не регламентированы в законодательстве. Сведения о своих клиентах, предоставленные номинальными держателями в установленный Положением срок, постоянно исправляются и изменяются номинальными держателями. Соответственно, меняются обязательства эмитента по исчислению и перечислению налогов в бюджет.
    Обязательно нужно установить порядок действий регистратора в случае ликвидации или фактического прекращения деятельности эмитента, когда услуги регистратора не оплачиваются, а ведение реестра или хранение документов продолжается. Эмитент уже никому не нужен, а регистратор вынужден продолжать оказывать услуги акционерам.
    Крайне тревожной является наметившаяся тенденция, когда акционер, у которого украли акции, требует возмещения убытков не от третьих лиц, которые совершили противоправные действия, например подделку документов, а предъявляет иск регистратору. Ведь, как правило, мошенников найти нелегко, а регистратор всегда на месте. У регистратора есть только обязанность внести запись в реестр в установленный срок и нет обязанности проводить проверку законности действий зарегистрированных лиц. Необходимо предоставить регистратору возможность проверки предоставленной ему информации и приостановления проведения операций для проведения такой проверки, дать право возобновления проведения операции при предоставлении недостающих документов.
    Необходимо также описать порядок исправления ошибок, допущенных регистратором, и порядок исполнения решений судов о восстановлении лиц, исключенных из реестра.
    3.Положение не оказывает влияния на развитие электронного документооборота между всеми участниками рынка, поскольку регулирует публичные взаимоотношения регистратора с неограниченным кругом лиц. Эти лица должны иметь возможность обратиться к регистратору в любой момент. Каждое обращение должно происходить по простой и ясной всем процедуре.
    Электронный документооборот между всеми участниками рынка при хорошем законодательстве и взаимовыгодных договорных отношениях позволит всей инфраструктуре рынка работать как единому механизму. Для владельца ценных бумаг не будет иметь значения, к кому из участников рынка обращаться для реализации своих прав.
    Пока востребован электронный документооборот между взаимодействующими профессиональными участниками рынка. Так, инвестору необходима связь с информационной системой для принятия решения и с торговой системой для совершения сделок. В этот момент его мало интересуют регистраторы и депозитарии.
    Депозитарии взаимодействуют между собой и с регистратором для того, чтобы составить список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, но, как правило, в этот момент не взаимодействуют непосредственно с клиентом.
    Для регистратора основным клиентом является эмитент. Эмитент чаще взаимодействует с регистратором, чем с другими участниками рынка. Электронный документооборот между регистратором и трансфер-агентами, а также регистратором и эмитентом развит в наибольшей мере.
    Таким образом, электронный документооборот сейчас востребован теми участниками рынка, между которыми есть договорные отношения, когда имеется конечный потребитель, заинтересованный в быстром получении информации и готовый платить за скорость обмена информацией.

    Людмила Миронова Заместитель генерального директора по обслуживанию клиентов ОАО "Регистратор Р. О. С. Т."

    1.Главным недостатком действующего Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, негативно влияющим на деятельность Регистраторов, на наш взгляд, является отсутствие ярко выраженной линии на обеспечение выполнения основной задачи регистраторов: обеспечивать сохранность собственности акционеров на ценные бумаги в реестре, а также права акционеров, вытекающие из владения ценными бумагами. Следствием этого является и установление жестких сроков проведения операций, и приведение исчерпывающего перечня причин отказов. Эти два условия в совокупности не позволяют регистраторам вести деятельность с должной степенью заботливости и осмотрительности, не нарушая требований Положения. Это первое.
    Второй проблемой Положения, с которой приходится бороться, является "недоперерегулированность" действий регистратора: часть действий регистратора прописана чрезмерно детально, а часть не обозначена совсем. Это порождает парадоксальную ситуацию: несмотря на наличие детального положения о ведении реестра, нельзя найти двух регистраторов, одинаково трактующих нормы этого документа, это ведет к тому, что их требования различаются, что в свою очередь ложится на инвесторов и не свидетельствует об эффективности инфраструктуры. Сама по себе излишняя детализация есть причина возникновения различного рода разночтений и конфликтов.
    И третье, за 9 лет существования многие пункты Положения о ведении реестра потеряли актуальность, что тоже не лучшим образом влияет на деятельность регистратора.
    2.В первую очередь следует исключить имеющийся конфликт: регистратор, добросовестно осуществляя деятельность по ведению реестра и главным образом отвечая за сохранность собственности в реестрах, должен иметь возможность осуществить все необходимые действия и получить достоверные подтверждения подлинности документов, не нарушая норм Положения.
    Также необходимо избежать излишней детализации: Положение о ведении реестра должно содержать описание того, что собой представляет система ведения реестра, общие правила ведения реестра и основные требования, предъявляемые к системе ведения реестра и участникам этого процесса. По смыслу оно (Положение) должно быть близко к стандартам бухгалтерского учета, т. е. четко регламентировать, как та или иная операция с ценными бумагами должна отражаться в системе ведения реестра. Остальное можно передать в ведение СРО и самих регистраторов.
    Положение о ведении реестра также не должно накладывать искусственных ограничений на процедуры оказания услуг регистраторов. Например, нормы действующего Положения делают невозможным оказание регистраторами услуг по типу "поставка против платежа", хотя эта услуга востребована инвесторами, которым не всегда удобно пользоваться услугами депозитариев.
    На наш взгляд, внесение таких изменений будет способствовать усилению конкуренции среди регистраторов и, через это, повышению эффективности этой части инфраструктуры рынка ценных бумаг.
    3.Положение о ведении реестра является нормативным актом, регулирующим деятельность не только регистратора, но и остальных участников фондового рынка, взаимодействующих с регистратором по вопросам ведения реестра. Положение о ведении реестра, содержащее утратившие актуальность нормы, не может оказывать положительное влияние на развитие фондового рынка. Что касается документооборота, то действующим Положением о ведении реестра электронный документооборот не предусмотрен, он регламентируется значительно более поздним приказом ФСФР. Новая редакция Положения, несомненно, должна предоставить право участникам фондового рынка использовать все возможности электронного документооборота, а степень их применения должны определять сами участники, исходя из оценки допустимого уровня риска в операционной деятельности.

    Максим Мурашов

    Традиционно наиболее зарегулированными профучастниками на рынке ценных бумаг считаются регистраторы. И, надо сказать, небезосновательно. Состав и структура нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по ведению реестров, наглядно это демонстрируют. Постановление № 27, которое за последние годы "обросло" большим количеством всевозможных заплаток (в виде других нормативных актов), во многом регулирует внутренности регистратора.
    Сейчас излишняя детальность этого Постановления является тормозом в развитии. Шаг влево, шаг вправо - расстрел, в том смысле, что любые отклонения можно трактовать как нарушение и получить проблемы с регулятором. Но надо понимать, что нельзя одновременно развиваться, применять новые технологии (ЭДО, например), так необходимые рынку, и оставаться в рамках этих многочисленных и жестких ограничений технологического уровня.
    Поэтому мы не раз за последние годы предлагали рассмотреть иной подход к регулированию профдеятельности регистраторов. Не влезать в "кишки" объекта, а обозначить лишь критические требования и ограничения, стандартизовать входные и выходные параметры (читай - формы) для удобства клиентов, а остальное переложить на стандарты СРО и внутренние документы (Правила ведения реестра), которые будут регистрироваться, как и сейчас, у регулятора,
    Тот подход, который есть сейчас на практике в отношении внутренних регламентирующих документов, представляется мне неприемлемым. Участники рынка просто переписывают в правила то, что написано в нормативных актах! И регулятор не придирается, и работать невозможно! Я думаю, профучастники понимают, о чем я говорю?
    Таким образом, позиция по подходу к регулированию регистраторов, которую я с коллегами П. Лансковым и А. Жинкиным за последний год не раз озвучивал, такова. Положение о ведении реестра должно устанавливать основные правила игры, базовые требования и принципы. Несомненна также его ЭДО-ориентация, т. е. в нем красной нитью должна проходить мысль о возможности и даже необходимости такого способа взаимодействия. А в дополнение к Положению необходимы хорошо проработанные Стандарты СРО, детальные Правила каждого регистратора, содержащие описание всех внутренних бизнес-процессов, которые должны соблюдаться, ну и контролироваться, естественно, при проверках.
    Что же происходит в настоящее время? С сожалением отмечу, что, несмотря на наши, мои в частности, многочисленные публичные выступления, публикации на тему подхода к регулированию регистраторов, все получилось как всегда. Задача создания "нового 27-го" была объявлена важной, ее включили в план года, и процесс пошел. Нашлась "рыба" документа, явно не та, которую рабочая группа при ФКЦБ создавала в 2001 г., эта "рыба" была торжественно передана НАУФОР на доработку. ПАРТАД, заботясь об интересах своих членов, естественно, не мог остаться в стороне. Мы вошли в процесс работы над новой редакцией Положения с вполне чистыми и конструктивными намерениями принести пользу. Но, как можно было и предположить, сделать из исходного материала "конфетку" по многим причинам не удастся. Таким образом, в настоящее время речь может идти лишь о минимизации количества проблем, которые может принести новый законодательный акт, а не о новом стройном и продуманном документе, который предопределил бы направление развития отрасли на 10 лет вперед. Остается лишь выразить надежду на то, что в процессе доводки документа его качество все же возрастет, преемственность подходов сохранится, революций не произойдет, а регистраторы смогут продолжить свою нелегкую и важную работу уже на следующий день после его принятия.

    Алексей Жинкин Заместитель генерального директора ОАО "Регистратор НИКойл"
    Вадим Протасенко Начальник управления ведения реестров акционерных обществ ОАО "Регистратор НИКойл"

    1.На наш взгляд, самым существенным несовершенством действующего Положения о ведении реестра, несовершенства, из которого в общем-то следуют и все прочие частные недостатки данного Положения, является сам выбранный метод регулирования деятельности по ведению реестра. В Положении не только делается попытка установить требования к взаимоотношениям регистратора с прочими участниками фондового рынка и стандарты этих взаимоотношений, но и предпринимаются шаги к тому, чтобы установить требования, причем местами весьма частные, к внутренней жизни регистратора, к порядку его документооборота и другим аспектам деятельности.
    Проблема заключается в том, что нельзя описать возможные действия регистратора на все случаи жизни, и из-за этого Положение всегда будет неполным. Набор требований к внутреннему документообороту и внутренней деятельности регистратора порождает реальные проблемы не только для регистраторов, но и для всех остальных участников фондового рынка.
    Порой регистраторы просто вынуждены отступать от действующего Положения, а иногда и нарушать его, чтобы обеспечить нормальную возможность учета прав на ценные бумаги. Мы совершенно ответственно заявляем, что если регистраторы начнут соблюдать действующее Положение, что называется "по буквам", фондовый рынок встанет. В рамках формата данной публикации мы не имеем возможности детально обосновать это заявление, но все желающие могут ознакомиться с опубликованными ранее статьями, посвященными анализу действующего Положения о ведении реестра.
    2.Новое Положение, регулирующее деятельность по ведению реестра, должно устанавливать лишь общие требования к взаимодействию регистратора и остальных участников фондового рынка и, в частности, формы отчетных документов регистратора, которые от него вправе потребовать как зарегистрированные в реестре лица, так и государственные, в том числе контролирующие, органы. Такой подход избавит от необходимости регулирования внутренней деятельности регистратора (попытки которого всегда будут несовершенны, а порой и контрпродуктивны), так как регистраторы будут вынуждены строить порядок своей работы так, чтобы обеспечить соблюдение указанных требований к отчетным формам. А для того, чтобы принятые регистратором процедуры ведения учета были прозрачны и понятны как участникам фондового рынка, так и контролирующим органам, в новом Положении должен быть повышен статус Правил ведения реестра, разрабатываемых и утверждаемых регистратором и обязательных для соблюдения самим регистратором. В технологическом плане акцент должен быть перенесен с Положения о ведении реестра на Стандарты саморегулируемых организаций и Правила ведения регистратора, это позволит регистраторскому сообществу наиболее оперативно реагировать на реалии фондового рынка, чтобы обеспечивать его потребности.
    3.Свою роль - систематизаторскую и стандартизующую - Положение уже сыграло. Как для регистраторов, так и для других участников рынка. Стандартизировались формы и требования к входящим и исходящим документам. Стандартизировалась внутренняя деятельность регистраторов.
    Теперь необходимо сменить концепцию регулирования, иначе регистраторы будут испытывать трудности при попытках внедрения новых технологий. Это касается в том числе и электронного документооборота, расширения регионального присутствия, обеспечения доступа через Интернет, внедрения внутреннего электронного документооборота и многого другого.
    Оказывает ли влияние Положение? Да! Но в настоящее время это влияние тормозящее, а не развивающее.
    К сожалению, из материалов по разработке нового Постановления не видна смена концепции. Больше это похоже на косметический ремонт Постановления с сохранением всех его недостатков, которые в свое время были достоинствами, а теперь мешают работать. При этом качество самого документа оставляет желать лучшего и может создать больше проблем, чем оно пытается решить.
    Очевидно, что электронный документооборот - это в настоящее время магистральная линия развития взаимодействия на рынке и его необходимо развивать. Мешает ли ему Постановление? Нет. Есть документы более высокого статуса - законы, и необходимо опираться на них при развитии системы. А если Постановление за ними не успевает - тем хуже для постановления.

    Ольга Петрова Заместитель генерального директора по технологии и развитию ЗАО "Иркол"

    1.В следующем году исполняется 10 лет с даты принятия ныне действующего Положения о ведении реестра. За это время созданы и благополучно работают программные комплексы, отлажены технологии, устоялась практика взаимодействия и обычаи делового оборота между участниками учетной системы, непосредственно подпадающими под действие Постановления. Соответственно, практика многолетней работы говорит нам о том, что в основу были заложены верные принципы и подходы. Конечно, за эти годы накопился и был неоднократно сформулирован как профессионалами рынка, так и многочисленными рабочими группами перечень недостатков, которые связаны в основном с двумя группами проблем - со сложными с технологической и юридической точки зрения операциями и корпоративными конфликтами (общие собрания акционеров, проблемы двойных реестров).
    Практика выявила, с одной стороны, недостаточную полноту перечня операций (например, отсутствует даже на первый взгляд такая необходимая для поддержки системы ведения реестра в соответствующем реальному положению дел состоянии операция, как закрытие счета зарегистрированного лица), а также неполную проработку специфики отражения в системе ведения реестра специфики проведения операций, например различных фактов обременений (различные виды блокировок, залог, арест).
    С другой стороны, имеет место излишняя детализация, отдельные разделы Постановления, касающиеся специфики технологии ведения реестра и внутреннего документооборота, прописаны чрезмерно подробно, вплоть до закрытого списка полей какого-либо учетного регистра.
    Существует также ряд противоречий иным законодательным и нормативным правовым актам, в том числе ФЗ "О рынке ценных бумаг", ФЗ "Об акционерных обществах" и др. Например, существует противоречие Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (п. 7.1) Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" (п. 3 ст. 8) в части определения перечня документов, которые обязан представить номинальный держатель для открытия лицевого счета в реестре акционеров.
    Еще один пример - составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Такой список предоставляется регистратором акционерного общества по запросу последнего. В соответствии с п. 7.4.5. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг "по распоряжению эмитента или лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистратор предоставляет список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, составленный на дату, указанную в распоряжении". Регистратор осуществляет ведение реестра акционеров на основании договора, заключенного с акционерным обществом, и исходит из норм ГК РФ (ст. 53) и ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 69, п. 2), определяющих, что представителем акционерного общества, имеющим право действовать без доверенности, является только его единоличный исполнительный орган. В результате в случае, если Совет директоров акционерного общества принимает решение о проведении общего собрания акционеров в отсутствие генерального директора или в условиях конфликта с единоличным исполнительным органом (например, с повесткой о досрочном прекращении полномочий Генерального директора), общество, по сути, лишается возможности проведения общего собрания, поскольку регистратор не предоставит список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров по требованию Председателя или кого-либо из членов Совета директоров.

    2.С появлением очередного нового Проекта Положения о ведении реестра поставленный вопрос можно с достаточной долей актуальности расширить следующим дополнением: "Какие изменения НЕ должны быть внесены в Положение о ведении реестра", чтобы не разрушить построенное "за долгие годы".
    Не должны быть введены необоснованные радикальные и/или избыточные технологические новации, при формировании новых требований к документам-основаниям и/или новых типов операций не должно возникать новых противоречий с законодательными и иными нормативными правовым актами.
    При этом должны быть решены самые важные проблемы, такие как надлежащее описание процедуры приема-передачи реестра, процедуры ведения реестра акционеров в период банкротства эмитента, детализация процедур предоставления и раскрытия информации; должны быть учтены все выявленные в процессе практической работы профессионального сообщества замечания и предложения, устранены неточности и противоречия, проведены систематизация учетных регистров регистратора, расширение, детализация списка операций.
    Иными словами, при внесении изменений или написании нового Положения о ведении реестра нельзя допустить смещения приоритетов от важных комплексных проблем, затрагивающих развитие и авторитет инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом, к особенностям отдельных внутренних технологических процессов регистратора.

    3.На развитие фондового рынка действующее Положение о ведении реестра почти десятилетней давности влияет уже скорее отрицательно, чем положительно, в лучшем случае можно сказать, что не влияет вообще. А положительно может повлиять только принятие не отдельных, вырванных из контекста нормативной базы, Положений, а целого комплекса нормативно-правовых актов в новой редакции, не противоречащих, а взаимодополняющих друг друга, а именно - Положения о ведении реестра, Положения о депозитарной деятельности. При этом необходимо приведение в соответствии с ними и иных нормативных правовых актов.
    При этом новые постановления должны решать накопившиеся проблемы, снимать существующие противоречия, не меняя в корне сложившиеся технологии и принципы делового оборота. Резкие изменения или ограничения приведут к неоправданным затратам и повышению рисков системы учета прав собственности в целом.
    С точки зрения использования ЭДО непосредственно в Положении о ведении реестра должны быть включены только "рамочные" положения: для участников учетной системы должно быть предусмотрено право, а не обязанность использовать ЭДО.
    Построение системы электронного документооборота - сложная комплексная задача, она должна регламентироваться отдельными законодательными и нормативными правовыми актами. После принятия ФЗ "Об электронной цифровой подписи" очень важный и своевременный шаг в этом направлении был сделан принятием ФСФР Приказа, утверждающего Положение о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов.
    Из всех контрагентов регистратора наибольшего эффекта можно было бы ожидать от внедрения ЭДО регистратора с зарегистрированными лицами. Но если даже с номинальными держателями этот процесс идет очень медленно, спотыкаясь и натыкаясь на новые и новые проблемы, то с владельцами - физическими лицами организовать ЭДО на сегодняшний день представляется объективно очень сложным. Одной из законодательных проблем является невозможность (в соответствии с ФЗ "Об электронной цифровой подписи") выдачи сертификата на физическое лицо.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100