Casual
РЦБ.RU

Профессиональное участие для профессиональных участников Страхование как удобный и действенный инструмент снижения финансовых потерь компании

Ноябрь 2006

    Цель этой статьи - постараться ответить на некоторые вопросы, которые неминуемо возникают у профучастников, когда они сталкиваются с необходимостью выбора средств защиты от возможных убытков при осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг. В качестве одного из таких средств предлагается страхование, которое уже успело зарекомендовать себя в качестве надежной опоры для бизнеса. Наряду с этим поднимается вопрос о том месте, которое должно занимать страхование в системе мер по снижению рисков.

    Очевидно, что в современных условиях нет ни одной сферы бизнеса, полностью огражденной от возможности возникновения убытков различной природы, свойств и последствий. Формирование инфраструктуры фондового рынка, развитие технологий, расширение отраслей - все это факторы, несомненно, положительного свойства, но, помимо новых преимуществ, они неизбежно порождают и новые проблемы. Перед профессиональными участниками фондового рынка, крупными эмитентами и рядовыми инвесторами возникают новые опасности, защититься от которых возможно лишь применяя все имеющиеся на данный момент средства. Какой-либо однозначной "панацеи" от всех возможных угроз, призванной в максимально полном объеме и навсегда обезопасить всех участников фондового бизнеса, не существует. Каждый волен и, несомненно, обязан выбирать наиболее подходящие, эффективные и доступные средства "обороны". Таким образом, применяя только системную и комплексную защиту, предельно подробно анализируя собственные, инфраструктурные и макроэкономические риски, выстраивая тем самым свою собственную многогранную модель обеспечения безопасности, можно с высокой степенью надежности гарантировать рискозащищенность предприятия и прогнозировать в реальном времени ее тенденции. Именно рискозащищенность в современном мире является показателем стабильности компании, для многих - верным критерием для выбора контрагентов, репутационным "знаком качества".
    Разумеется, одно только лишь страхование не является "панацеей" от всех бед, однако в качестве удобного и действенного инструмента оно вполне может служить механизмом снижения возможных убытков и быть важным элементом в системе защиты компании от финансовых потерь. Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов страхования применительно к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и анализу характерных свойств и источников убытков, следует определиться с первопричинами любых убытков - рисками.
    Риск - явление многогранное. Исследованиям природы и классификации рисков посвящено немало литературы. Позволю себе вкратце обобщить наиболее часто встречающиеся в современной практике типологии и определения рисков для того, чтобы задать лейтмотив дальнейшему исследованию.
    Термин "риск" часто и широко применяется в повседневной жизни. Достаточно рассмотреть обстоятельства, когда нам приходится использовать понятие "риск". Их все можно объединить в 3 типичные группы: первая идентифицирует риск как некое событие, наступление которого может быть нами допущено (к примеру, экономический кризис, наводнение или финансовые мошенничества), вторая определяет риск через вероятностную оценку наступления этого события, а третья - это выражение возможных последствий (потерь) через стоимостную и качественную оценки. Для анализа, понимания и оценки рисков, а следовательно, выявления и предотвращения убытков, одинаково важны все 3 составляющие, которые являются неотъемлемыми характеристиками риска как целостного явления. Практическое применение того или иного понятия, их комбинаций, диктуется конкретными задачами.
    С одной стороны, риск - предполагаемое событие, обладающее признаками вероятности и случайности, наступление которого связано с возможностью несения компанией различного рода потерь. Данное определение содержится в подавляющем большинстве правил страхования и обобщает положения ст. 9 Закона РФ от 27 декабря 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ст. 929 Ч. 2 Гражданского кодекса РФ. Очевидно, что здесь "риск" раскрывается через "предполагаемое событие".
    С другой стороны, уже ставшая общепринятой в зарубежном финансовом сообществе методика оценки рисков value at risk имеет дело с рисками как с вероятностно-стоимостной категорией. Риск в данном случае выражается как "степень неопределенности будущих чистых доходов". Очевидно, это связано с тем, что изначально задается классификация событий, которые могут привести к потерям, и потом для анализа уже не столь важно, какое из них наступит, а гораздо важнее, насколько будущие доходы будут отличаться от прогнозируемых. Опять же здесь стоит конкретная цель - оценить возможный уровень потерь в стоимостной форме1.
    Страховщики применяют первое определение риска, уточняя его страховое свойство, - "страховой риск". Две неотъемлемые составляющие страхового риска - вероятность и случайность являются обязательными условиями для возможности распространения на него страхового покрытия. При этом, в зависимости от условий конкретного договора страхования, риск возникновения убытков должен быть связан с наступлением определенных неблагоприятных событий. Ставший уже традиционным набор рисков обычно представляет собой симбиоз либо комбинации 3 групп рисков:

  • убытки вследствие неумышленных действий, а именно: ответственность профучастника за убытки вследствие ошибок и упущений сотрудников;
  • убытки вследствие умышленных действий, а именно: противоправных действий сотрудников и третьих лиц;
  • убытки вследствие электронных и компьютерных преступлений.
        Более подробно о каждой группе рисков и наиболее типичных убытках, связанных с ними, будет сказано ниже. До тех пор предлагаю вернуться к вопросу о том, насколько повышается эффективность управления рисками и, как результат, в какой степени происходит укрепление рискозащищенности профессионального участника при применении различных средств, имеющихся в наличии каждой компании. Позволю себе напомнить, следуя классической теории анализа, известной как SWOT-анализ, что в первую очередь необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны имеющихся возможностей и потенциальных угроз. К сожалению, прописные истины часто теряются на фоне сложных моделей и масштабных расчетов, однако иногда именно это и является одним из латентных и опаснейших рисков организации.
        Итак, в качестве важнейшей составляющей "сильных возможностей" любой компании является дисциплинированный и эффективный риск-менеджмент на всех ее уровнях. При этом риск-менеджмент должен являться частью менеджмента или управления в самом широком смысле этого слова. Распространенным является определение менеджмента как процесса планирования, организации и контроля ресурсов и деятельности организации для достижения поставленных перед ней целей наиболее эффективным с точки зрения соотношения затрат и результатов способом. В известной степени политика риск-менеджмента может обеспечить компании выполнение важнейшей функции - выживания, иными словами - защиты от возможных, в том числе и катастрофических, убытков. В этом аспекте риск-менеджмент, который занимается именно задачей выживания, является частью функции общего управления предприятием и занимает в ней особое место. Для того чтобы полностью раскрыть сущность риск-менеджмента, следует рассматривать его как некую функцию внутри организации, а также как управленческий процесс.
        О риск-менеджменте в современной литературе сказано достаточно. Напомню лишь основные этапы этого важного для компании процесса:
  • анализ риска - определение и оценка риска с точки зрения вероятности и случайности, а также количественных и качественных характеристик риска;
  • контроль риска - выявление динамики изменений в рисках, выявленных ранее, выбор соответствующих мер для управления рисками;
  • использование различных средств управления рисками, финансирование риска - весь доступный спектр мер, направленных на снижение вероятности наступления возможного риска, его исключение или избежание, а также уменьшение серьезности риска в случае его наступления, покрытие финансового ущерба от рисков, которые окажутся ни допустимыми, ни контролируемыми на допустимом уровне;
  • реализация механизмов управления рисками и контроль.
        Помимо универсальных средств риск-менеджмента, при должной организации и участии заинтересованных участников рынка, ряд функций по агрегированному анализу и контролю рисков, на мой взгляд, может быть возложен на профессиональные объединения участников рынка, которые, в свою очередь, также заинтересованы в эффективности риск-менеджмента своих членов. Кроме того, аналогичные функции могут быть возложены и на различного рода регулирующие органы, осуществляющие контроль за деятельностью отдельных групп профучастников. Использование подобной практики позволит консолидированно решать спорные моменты на различных уровнях, а также выработает столь необходимые в нынешних условиях единые и широкие средства и методы защиты интересов самих профессиональных участников.
        Наряду с этим, некоторые риски могут быть снижены до вполне допустимого уровня и собственными силами организаци при условии, что реализация механизмов управления рисками проходит в рамках единой корпоративной политики, которая в свою очередь определяет те виды рисков, с которыми имеет дело компания, уровни допустимости этих рисков для организации и общий порядок управления ими. Что касается рисков, находящихся на недопустимом уровне, то для их снижения следует выбирать средства и этапы, адекватные и самому риску, и его уровню.
        В отношении отдельных средств снижения рисков необходимо отдавать себе отчет в том, что в долгосрочной перспективе организации придется самостоятельно покрывать свои собственные убытки. Прежде всего это касается этапа финансирования. Главная цель финансирования риска заключается в распределении его стоимости по времени так, чтобы смягчилось финансовое давление, под которым окажется организация в случае появления серьезных убытков. Организация должна постараться это сделать с целью минимизации собственных издержек, и в качестве возможных вариантов она может рассматривать создание резервного фонда либо учреждение собственной страховой компании.
        Однако до сих пор наиболее приемлемым для многих методом является передача риска какой-либо страховой компании. Этому есть ряд причин. Во-первых, найдется не так уж много организаций, желающих и способных самостоятельно финансировать покрытие всех своих рисков, даже учитывая, что вероятность многих из них сравнительно мала. Такой подход потребовал бы от большинства компаний замораживания значительных финансовых средств, нередко гораздо больших, чем находится в их распоряжении. Во-вторых, в замкнутом круге "величина компании - величина риска - величина средств на покрытие возможных потерь от риска", крайне сложно постоянно удерживать одну из величин на управляемом уровне. В-третьих, во многих организациях существуют риски, которые возникают слишком часто и стоят чрезмерно дорого, чтобы организация могла сама обеспечить их альтернативное финансовое покрытие. Такая организация будет нежизнеспособна, пока она не начнет использовать методы контроля риска, которые позволят на постоянной основе уменьшать частоту и тяжесть возникающих рисков до допустимого уровня.
        С точки зрения страховой практики и в рамках сложившегося сегмента страхового бизнеса механизм переноса риска на страховщиков за почти 10 лет его функционирования уже успел доказать свою состоятельность. И вместе с тем он обнажил ряд существенных проблем как в сфере фондового бизнеса, так и в сфере страхования. Самые сложные и противоречивые проблемы вскрываются при "срабатывании" механизма страховой защиты.
        Прежде всего, уже ставшая притчей во языцех проблематика возникновения у финансовых институтов убытков вследствие недостатков российского корпоративного законодательства, неактуальности нормативной базы и ограниченности их возможностей. Пожалуй, самым типичным риском на рынке ценных бумаг в настоящее время является риск регистратора, связанный с установлением подлинности подписи инвестора на передаточном распоряжении.
        Не раз обсуждались и предлагались различные меры, предусматривающие прямую или косвенную защиту от мошеннических действий в сфере фондового бизнеса:
  • обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, развитие контроля за достоверностью информации;
  • создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг;
  • ужесточение требований к профессиональной компетентности сотрудников, занимающих ведущие должности в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг, ужесточение системы квалификационных экзаменов для этих лиц;
  • усиление государственного контроля за соблюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение требований к лицензированию профессиональных участников рынка, с целью обеспечения высокого уровня их квалификации, достаточности собственных средств, поддержание высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • привлечение к солидарной ответственности эмитента, применение практики определения и разграничения договором на ведение реестра порядка наступления и размера ответственности регистратора и эмитента, применение механизма страхования в отношении рисков эмитента.
        Западная практика показывает, что система, защищающая профессиональных участников от принятия к исполнению поддельных документов, вполне жизнеспособна. Эта система функционирует по следующему принципу: фондовые брокеры и дилеры заинтересованы в быстрой и эффективной перерегистрации прав собственности и в большей степени, чем регистраторы, способны контролировать риск, зная своих клиентов и имея возможность удостовериться в том, что подпись на передаточном распоряжении является подлинной и принадлежит индоссанту. Для инвестора более возможным представляется получить компенсацию от брокера, чем от регистратора, так как инвестиционные институты более состоятельны, чем регистраторы. Таким образом, брокер (дилер), заинтересованный в быстрой перерегистрации, предоставляя передаточное распоряжение регистратору, гарантирует, что подпись на документе принадлежит его клиенту и является подлинной.
        В действительности, страхование, в случае предъявления к регистратору претензий со стороны пострадавшего зарегистрированного лица, на настоящем этапе развития фондового рынка и регулирующего законодательства является чуть ли ни самым действенным способом для возмещения убытков регистратора, а равно с ним и инвестора. Но не всегда выплата страхового возмещения - единственно верный выход из неблагоприятной для профучастника ситуации. И в данном случае страховщик готов к урегулированию претензии, оказывая помощь и поддержку в защите интересов своего клиента в суде. Очевидными недостатками такого процесса могут служить растянутость его во времени (на практике урегулирование убытков может продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет), недостаточность обширной судебной практики по делам подобного рода, а также статистики, достаточной для целей страхования. При этом практически все случаи убытков в результате использования поддельных документов, в частности передаточных распоряжений и доверенностей, зачасто получают огласку исключительно благодаря скандалам вокруг них.
        В договорах страхования защита от такого рода убытков играет роль первой скрипки. Если раньше удорожание страхования из-за включения в покрытие рисков искажения системы ведения реестра вследствие принятия к исполнению поддельных документов могло стать существенным препятствием для расширения комплексной страховой защиты, то постепенно, следуя реалиям рынка, финансовые институты приходят к необходимости максимально полной защиты.
        Немаловажную роль в процессе "приучения" рынка к применению страховых инструментов высокой эффективности, коими, несомненно, являются комплексные договоры страхования, играют и профессиональные объединения, которые, понимая насущную необходимость такой защиты, повышают свои требования к договорам страхования, заключаемым их членами, а также к самим страховщикам. Последнее, в свою очередь, позволяет гарантировать, в случае возникновения у страхователей убытков, выплату им либо потерпевшим страхового возмещения.
        Не остаются без внимания и должного развития и другие риски комплексных договоров страхования. Обычно в них включаются:
  • умышленные противоправные действия сотрудников страхователя;
  • убытки страхователя, понесенные им в связи с несанкционированным доступом к его компьютерным сетям;
  • убытки Страхователя, понесенные им в связи с вводом в его компьютерные системы несанкционированных (мошеннических) электронных команд;
  • риски ответственности за убытки, вызванные:
  • техническими ошибками, повлекшими сбой, повреждение, отказ компьютерной техники, аппаратного оборудования или программного обеспечения,
  • ошибками, повлекшими нарушение режима хранения первичных документов и способов архивирования информации;
  • ошибками и упущениями сотрудников страхователя,
  • ошибками, повлекшими частичную или полную утрату (гибель), повреждение документов.
        К сожалению, достоверной информации об убытках на нашем рынке в результате ошибок и электронных преступлений, нет. Но это совсем не означает отсутствие таких убытков. Это вполне обычная ситуация для любой сферы оказания услуг. Несомненно, что компании, которым либо заявлены претензии, либо уже столкнувшиеся с убытками, либо причинившие убытки своим клиентам, стараются не распространяться на эту тему, поскольку это может сказаться на сложившейся репутации компании.
        Как бы то ни было, опыт показывает, что с появлением возможности покрыть происшедшие убытки за счет страхования пострадавшие компании более охотно предоставляют информацию, к тому же у страховщиков появляется возможность вести статистику убыточности по рынку. Несомненно и то, что с увеличением объема и количества страховых случаев у профессиональных участников рынка ценных бумаг, попадающих под имеющиеся у них договоры страхования, практика урегулирования возникших убытков будет совершенствоваться в соответствии с потребностями каждой из сторон.
        Вместе с тем следует отметить бесспорный факт повышения общей культуры страхования во всем многообразии его аспектов от формирования индивидуальных наборов условий страхового покрытия до процедур заявления претензий и их урегулирования среди профессиональных участников фондового рынка. Это может свидетельствовать о том, что важность защиты прав как финансового и юридического инструмента посредством страхования приобретает новый качественный уровень для рынка в целом.
        Для того чтобы помочь лучше представлять механизм взаимодействия профессионального участника как клиента со страховщиком, следует привести стандартную схему их взаимодействия от момента заключения договора страхования до момента возникновения необходимости урегулирования страхового случая. Сознательно избегая более узкой формулировки "выплата страхового возмещения", хочу еще раз обратить внимание на заинтересованность страховщика в урегулировании претензий, предъявленных его клиенту, доступными юридическими и финансовыми способами. Для наглядности вся схема разделена на последовательные этапы.
        1. Заполнение заявления-вопросника (анкеты) страховщика, формирование предложения по набору рисков - на данном этапе в соответствии со ст. 944 ГК РФ страхователь при заключении договора страхования обязан сообщить страховщику все известные обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков. Существенными признаются обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора или письменном запросе (вопроснике).
        2. Оценка страховщиком заявленного набора рисков исходя из данных вопросника, имеющегося опыта, статистики убыточности по рынку и тарифной политики компании.
        3. Согласование условий договора страхования и положений правил страхования. Договор страхования может быть заключен в соответствии с требованиями профессионального объединения, членом которого является профучастник.
        4. Подписание договора страхования, выдача сертификата.
        5. Оплата страховой премии в порядке и на условиях, оговоренных при заключении договора страхования.
        6. В случае наступления событий в период действия договора страхования, которые могут послужить основанием для предъявления в будущем претензий страхователю со стороны третьих лиц либо возникновению у него убытков, об этом должно быть незамедлительно (обычно 5-10 рабочих дней) сообщено страховщику. Последний в свою очередь может отказать в выплате страхового возмещения в случае нарушения этих сроков.
        7. Претензия либо убыток должны быть заявлены в страховую организацию или в ее региональное подразделение в письменном виде путем отправки первичного заявления по факсу или по электронной почте в сроки, оговоренные при заключении договора страхования либо указанные в правилах страхования.
        8. Полученные материалы, касающиеся претензии либо убытка, рассматриваются страховщиком, после чего последний в срок, который также может быть оговорен при заключении договора страхования, представляет страхователю письменный ответ на первичное заявление.
        9. В зависимости от условий страхования, правил и политики страховщика, а также от обстоятельств страхового случая, факта его установления, наличия причинно-следственной связи между фактом наступления события, оговоренного в договоре страхования, и возникновением убытков/необходимости их возместить, стороны договора страхования приходят к соглашению относительно порядка (внесудебный, по решению суда), сумм и сроков выплаты страхового возмещения.
        В целом процедура урегулирования убытков заключается в установлении факта страхового случая и размера вызванных им убытков. Исходя из этого при страховании, к примеру, рисков противоправных действий, включая электронные и компьютерные преступления, необходимо установить наличие преступления, т. е. нарушения уголовного законодательства сотрудниками страхователя или третьими лицами, что может быть подтверждено возбуждением следственными органами уголовного дела по факту данного преступления. Для подтверждения факта страхового случая этого, как правило, достаточно. Размер убытков, подлежащих возмещению, определяется соглашением страхователя, страховой компании и лица, понесшего убытки. Без достижения такого соглашения выплата страхового возмещения невозможна и потерпевшему надлежит обратиться в суд, где будет определен размер ответственности стороны, виновной в причинении убытков. При страховании ответственности досудебное урегулирование усложняется тем, что страховым случаем признается установление обязанности страхователя возместить причиненные убытки, т. е. гражданская ответственность. Досудебное урегулирование проводится аналогично установлению ответственности в суде, т. е. должны быть определены:
  • наличие и размер убытков;
  • противоправность действий страхователя, т. е. совершение действий (бездействие), нарушающих чьи-либо права;
  • причинная связь между возникновением убытков и действиями (бездействием) страхователя;
  • вина страхователя в причинении вреда.
        В случае, если все эти позиции будут установлены, в судебном разбирательстве нет необходимости.
        Кроме этого, весьма перспективно, с точки зрения оперативности и компетентности, использование возможностей третейских судов профессиональных объединений.
        Учитывая изложенное выше, можно сделать следующие выводы. Во-первых, защита профессионального участника должна отвечать принципам комплексности и использовать максимум доступных средств. Для этих целей применение эффективного риск-менеджмента как важной составляющей корпоративной политики видится наиболее эффективным и обоснованным. Во-вторых, использование страхования как надежного финансового инструмента и важного элемента системы риск-менеджмента позволяет избавить профучастника от возможных, в том числе и от катастрофических, убытков. Однако достичь это возможно только при должном внимании к вопросам страхования: правильного выбора страховщика, соблюдении требований законодательства и страховщиков, обеспечении достаточности объема страхового покрытия, применении механизмов страхования как элемента в комплексе мер по управлению рисками. В-третьих, отсутствие информации и не всегда обоснованная боязнь ее раскрытия компаниями мешают развитию фондового рынка. Важнейший ресурс современности, являясь одновременно и мощнейшим оружием, должен быть призван в качестве опоры для эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Аналогичный недостаток в информации прослеживается и в сфере страхования рисков финансовых институтов. Участники рынка, к сожалению, часто забывают о том, что информированный страховщик - это союзник, готовый непреклонно отстаивать права своих клиентов. В-четвертых, страхование и развитие его культуры должны идти теми же темпами, что и развитие фондового рынка, чтобы поддерживать на адекватном уровне эффективность предлагаемых способов защиты от возможных убытков.
        Все многообразие отношений, связанных с возникновением ответственности, урегулированием претензий и убытков, в особенности в условиях динамично развивающегося рынка, представляет собой ценный материал для практических исследований, анализа тенденций и перспектив развития и вместе с тем оставляет множество вопросов и проблем, решить которые можно только совместными усилиями всех участников этих отношений.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100