Casual
РЦБ.RU

Новый строй в Азии: экономическое партнерство и создание азиатского рынка облигаций

Сентябрь 2006

    Финансовый кризис 1997 года, прокатившийся по азиатскому региону, стал плацдармом, с которого можно сделать новый бросок. Большинство стран, прошедших через кризис, динамично развивается. И встал вопрос о создании экономического партнерства между азиатскими странами - новой системы, способной устоять перед возможными экономическими кризисами. В результате могут быть созданы новый финансовый рынок и новая рыночная инфраструктура.

    С чего началось движение к экономическому партнерству?
    Финансовый кризис 1997 г. прокатился по азиатскому региону, и отзвуки кризиса до сих пор слышны каждой из азиатских стран независимо от того, была ли она затронута им или нет. Даже сейчас, 10 лет спустя, публикуется большое количество работ на эту тему. Результаты каждой оценки - от диагностики до рекомендаций - разнятся в зависимости от точки зрения, однако существует общее понимание, что урок не должен пройти даром и необходимо не допустить повторения кризиса. К счастью, большинство стран, прошедших через кризис, динамично развиваются, как будто этот болезненный опыт стал плацдармом, с которого можно сделать новый бросок.
    Азиатские страны вновь показывают беспрецедентный уровень развития. Некоторые говорят, что это знаменует начало новой эры Азиатско-Тихоокеанского региона. В этих высказываниях чувствуется желание не повторять прошлые неудачи и непрерывно повышать уровень экономических и социальных возможностей. Если посмотреть на текущие тенденции, кажется, что способ достижения этого уже хорошо известен. Существуют признаки того, что вопросу, как реагировать в случае кризиса, подобного кризису 1997 г., уделялось большое внимание.
    Вопрос, обсуждаемый в данной статье, может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, необходимо приложить усилия для минимизации риска недостаточной ликвидности в случае непредвиденных обстоятельств, таких как кризис 1997 г. Общее мнение сходится на том, что для этого необходимо экономическое партнерство между азиатскими странами. Во-вторых, рынки должны быть укреплены, чтобы предотвратить финансовые кризисы, подобные пережитым в прошлом. Например, могут быть созданы новый финансовый рынок и новая рыночная инфраструктура для устранения проблем с ликвидностью на азиатском рынке. В целом необходимо создание новой системы, способной устоять перед экономическим кризисом.
    Обсуждение этих задач не должно остаться только на словах. Это проблемы, которые азиатским странам необходимо рассмотреть и решить посредством диалога, поэтому должно быть построено партнерство в любой форме, которое оно примет. И, кажется, наблюдается достаточно активный прогресс такого типа "экономического партнерства между азиатскими странами". Постепенно вырисовывается результат серии обсуждений. Было предложено множество планов для создания финансового рынка капитала в виде общей рыночной инфраструктуры азиатского региона. Давайте рассмотрим прогресс, достигнутый в попытках создания общей региональной системы в Азии.

    Текущее положение азиатского экономического партнерства
    Нарастающая тревога по поводу состояния мировой экономики, вызванная финансовым дефицитом и падающим долларом, начинает охватывать и азиатские страны. Корея, Япония и Китай ищут различные пути предотвращения еще одного экономического кризиса. В 1998 г. в Японии был представлен новый план, призванный помочь азиатским странам при валютном кризисе. Поддерживающие меры, объявленные в октябре 1998 г. японским правительством, направлены на помощь азиатским странам в восстановлении экономики в случае валютного кризиса и призваны внести вклад в стабилизацию международного финансового рынка. План был усовершенствован в рамках усилий по финансовому сотрудничеству правительств и министров финансов азиатских стран. Результатом стала "Инициатива Чианг Маи", согласованная между странами - членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также Кореей, Китаем и Японией - так называемой АСЕАН+3. "Инициатива Чианг Маи" является системой региональной финансовой поддержки и была представлена во время встречи АСЕАН+3, проходившей в мае 2000 г. в Чианг Маи (Таиланд).
    Механизм финансовой поддержки разработан для предотвращения повторения регионального валютно-финансового кризиса. Он основан на оказании взаимной поддержки азиатскими странами посредством проведения двухсторонних валютных своп-операций. В случае валютного кризиса страна может получить определенную сумму в долларах США от других стран в регионе в обмен на свою собственную валюту. Впоследствии, после истечения договора о валютном обмене, доллары США возвращаются и восстанавливается собственная валюта. Этот договор был существенно доработан в мае 2006 г. во время ежегодного годового собрания Азиатского банка развития (АБР), прошедшего в Хайдарабаде (Индия). Размер свопа был увеличен почти вдвое - с 39,9 млрд до 75 млрд долл. Кроме того, схема "Инициативы Чианг Маи" началась с односторонних соглашений и поддержки и выросла до односторонних соглашений и коллективной поддержки, а в дальнейшем и до многосторонних соглашений и поддержки.
    Другим усилием, которое необходимо упомянуть, является Инициатива по развитию азиатского рынка облигаций, которая поддерживается министрами финансов азиатских стран начиная с августа 2003 г. Идея заключается в том, что необходимо создание азиатского регионального рынка облигаций для торговли облигациями в локальных валютах. Это позволит удовлетворить потребность в долгосрочном финансировании за счет частных сбережений и убрать несоответствие между валютой и сроком обращения. Таким образом, большой объем золотовалютных резервов, аккумулированных после валютного кризиса, может быть инвестирован непосредственно в регионе. Это поможет не только предотвратить повторение валютного кризиса, но также привести к снижению стоимости финансирования для корпораций.
    Эти усилия достигли своего апогея, когда финансовые министры Кореи, Китая и Японии во время ежегодного собрания АБР, прошедшего в мае 2006 г. в Хайдарабаде (Индия) согласились изучить возможность создания единой валюты в качестве долгосрочной перспективы финансовой интеграции в регионе. Создание единой азиатской региональной валюты - это начало "азиатского евро" и еще один шаг к созданию азиатского финансового блока. Это была реакция на крайнюю необходимость отдельного регионального экономического сообщества, ответ на сильное давление развитых стран, считающих необходимым проведение ревальвации азиатских валют, путь к решению проблемы нарушения равновесия в мировой экономике.

    Создание азиатского рынка облигаций
    Эти усилия азиатских стран основаны на их экономическом развитии и являются важным вопросом, который необходимо рассмотреть, поддержать и усовершенствовать. Из них хотелось бы подробнее остановиться на азиатском рынке облигаций, который может направить движение азиатской экономики в новое русло.
    В действительности уже в течение некоторого периода времени планы создания азиатского рынка облигаций и детальные обзоры его формирования рассматривались правительствами и финансовыми министрами азиатских стран, секретариатом выступал Азиатский банк развития. В Японии исследования, проводимые государством и частным сектором, продвигались очень быстро, и консультативные органы в каждой стране (и в АСЕАН+3) в основном рекомендовали и проводили в жизнь официальные и неофициальные рекомендации на их базе. Запуск азиатского рынка облигаций - это вопрос, который необходимо рассматривать в форме общих аспектов выпуска и распространения азиатских облигаций. Главной целью создания азиатского рынка облигаций является содействие созданию общего международного рынка облигаций XXI века.

    Почему необходим азиатский рынок облигаций?
    Азиатские страны в определенной степени создали непрямой финансовый рынок на базе локальных банков, но не хватает регионального общего прямого финансового рынка. Это означает отсутствие международного финансового рынка (облигационного рынка), необходимого для обеспечения связи между частными сбережениями и потребностями в долгосрочном финансировании и призванного убрать несоответствие между валютой и сроком обращения. Невозможно сформировать портфель из облигаций, выпущенных в различных валютах и с разными сроками погашения, используя удобный для инвесторов и высоколиквидный рынок облигаций. Поэтому существует возможность еще одного финансового кризиса.
    До создания азиатского первичного рынка облигаций необходимо рассмотреть несколько аспектов. Во-первых, надо понять, возможно ли создание азиатского рынка облигаций, подобного рынку еврооблигаций. Во-вторых, необходимо рассмотреть, можно ли сформировать и реализовать первичный рынок, что является более практичным и приоритетным направлением. Для этого, при одновременном введении организации, которая будет содействовать реализации проекта, необходимо провести детальный анализ эмитентов азиатских облигаций и финансовых организаций, эмиссионных процедур и правил размещения азиатских облигаций как международных облигаций "еврооблигационного" типа, законодательства и регулирования эмиссии азиатских облигаций, структуры расчетной инфраструктуры для азиатских облигаций.

    Создание первичного рынка азиатских облигаций
    Существует множество вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе обсуждения, но план создания азиатского рынка облигаций был представлен. Корейский эксперт предложил новый план мероприятий по инициативе создания азиатского рынка облигаций, который был согласован на встрече АСЕАН+3 в Стамбуле 4 мая 2005 г. "Структура для дорожной карты для формата азиатских облигаций по модели формата еврооблигаций", содержащаяся в "Стандартах азиатских облигаций", - это концептуальный проект эмиссионных процедур, правил размещения, нормативно-правовой базы, расчетов, налогообложения, раскрытия информации (регистрации документов), раскрытия информации в электронном виде, документации, стандартов отчетности и кредитного рейтинга.

    Инфраструктурная реформа в связи с созданием азиатского рынка облигаций
    Для формирования азиатского рынка облигаций в первую очередь необходимо внимательно изучить создание локальной учетно-расчетной системы. Это является предварительным условием для снижения рыночных рисков, связанных с заключением сделок с азиатскими облигациями, и для содействия эффективному движению денежных средств. Эти попытки вызвали дискуссии о том, каким образом создать региональную расчетно-учетную систему в Азии. Обсуждение на тему создания такой системы было впервые предложено в 1992 г. господином Хайакава, бывшем казначеем АБР. Впоследствии необходимость создания азиатской региональной международной расчетно-учетной организации, которая бы проводила расчеты во время нерабочих часов существующих международных центральных депозитариев, была представлена на встречах АБР и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1997 г. Обсуждение этого вопроса выросло в нечто конкретное в декабре 2002 г., когда страны АСЕАН+3 начали обсуждение инициативы по созданию азиатского рынка облигаций.
    В августе 2003 г., на встрече министров финансов стран АСЕАН+3 в Маниле (Филиппины), для детальной проработки создания азиатского рынка облигаций было образовано 6 рабочих групп, которые предстают как один из основных методов финансового сотрудничества. Рабочая группа № 3 была ответственна за исследование реализации региональной расчетно-депозитаной системы. По требованию рабочей группы АБР заказал исследование по способам создания азиатской региональной расчетно-учетной системы, включая возможность создания мостов между клиринговыми и расчетными системами каждой страны. Предварительный отчет был опубликован в Токио в ноябре 2004 г, а окончательный отчет - в Маниле в марте 2005 г. Были рассмотрены и обсуждались в качестве исследовательских проектов следующие 5 моделей:
    Модель № 1. Модель прямого доступа:

  • метод расчетов, согласно которому участники рынка становятся клиентами центрального депозитария на другом рынке и проводят расчеты, так же как и локальные финансовые институты.
        Модель № 2. Модель локального агента:
  • метод расчетов с использованием локального кастодиана.
        Модель № 3. Модель глобального кастодиана:
  • метод расчетов с использованием глобального кастодиана.
        Модель № 4. Модель международного центрального депозитария (ICSD):
  • метод расчетов с использованием международного центрального депозитария в качестве международной расчетной системы.
        Модель № 5. Модель установления связей ("мостов") между центральными депозитариями:
  • метод расчетов посредством создания двухсторонних каналов между национальными центральными депозитариями каждой из стран.
        Отчет АБР представляет мнение, что целесообразным методом создания международной расчетно-учетной системы для азиатского рынка облигаций является образование отдельной расчетно-учетной организации, подобной Euroclear Bank или Clearstream International, вместо создания мостов между центральными депозитариями каждой из стран. После этого рабочая группа № 3 представила международную учетно-расчетную организацию, которая может быть создана под названием AsiaClear, термин придуманный Гонконгом и AsiaSettle.
        Что интересно, к тому времени как обсуждение международной учетно-расчетной организации (AsiaSettle или AsiaClear) утихло, была предложена альтернативная расчетная структура. Это новый подход, так называемая структура "Двойного основного азиатского международного ЦД", предложенная Сатоши Йошида в марте 2006 г. В этой структуре, например, если резидент Японии выпускает международные облигации, корейский центральный депозитарий будет использоваться в качестве международного ЦД, в противоположной ситуации, если корейский резидент или другой нерезидент Японии выпускает международные облигации, японский ЦД будет использоваться в качестве международного ЦД. С использованием двух центральных депозитариев, базирующихся в двух разных азиатских странах в качестве "Двойного основного" международного ЦД (так же, как используются два крупнейших международных ЦД Euroclear и Clearstream на рынке еврооблигаций), становится возможным создание самодостаточного регионального рынка облигаций, который может полностью обеспечить процесс эмиссии и размещения в Азии, не зависимого от Euroclear или Clearstream.

        * * *

        Вопросы, затронутые в этой статье, определяют проблемы, которые необходимо решить во имя реформ. Тем временем взаимосвязанность глобального финансового рынка растет за счет регионального подхода и интеграции рынков. Недавнее обсуждение по созданию азиатского экономического партнерства и азиатского регионального рынка облигаций бросает вызов нового порядка. Это может быть небольшим движением в сторону подготовки к приходу новой Азиатско-Тихоокеанской эры XXI века и поэтому является темой, достойной обсуждения независимо от того, насколько будет удачным его исход.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100