Casual
РЦБ.RU

Рекомендации международных организаций по модернизации депозитарной деятельности

Август 2006


    В данной статье анализируются рекомендации трех международных организаций: Группы Тридцати (G30), Группы Джиованнини (Giovannini Group)
    и Центра Европейских реформ (CER). Эти рекомендации направлены на совершенствование взаимодействия между участниками расчетов и клиринга, снижение рисков и совершенствование управления системой расчетов и клиринга. Указанные рекомендации нашли свое отражение в Европейской директиве "О рынках финансовых инструментов" (MiFID). Решение перечисленных в них задач позволит повысить эффективность российского рынка ценных бумаг.

    За последние годы российский фондовый рынок прошел длинный, сложный путь становления и претерпел множество изменений. Структура рынка и нормативные акты, регулирующие взаимодействие его участников, постоянно совершенствуются. Тем не менее, эта сфера все еще требует улучшений. Например, существующая сегодня в России система учета прав на ценные бумаги, сформировавшаяся к середине 1990-х гг., обнаружила ряд недостатков, которые затрудняют дальнейшее развитие российского фондового рынка и выполнение им задач по обеспечению финансирования российской экономики. На повестке стоят задачи по обеспечению надежной защиты прав собственности на ценные бумаги, устранению рисков неисполнения или несвоевременного исполнения сделок с ценными бумагами. Сокращение издержек инвестирования в российские ценные бумаги может быть достигнуто путем предоставления иностранным инвесторам возможности инвестировать в российские ценные бумаги с использованием своих учетных институтов. Открытыми остаются вопросы контроля соблюдения установленных законом ограничений на доли в капитале отдельных групп лиц, например, нерезидентов, осуществления антимонопольного контроля, контроля за инсайдерскими сделками, контроля за сделками с использованием служебной информации и т. д.
    Надо отметить, что эти проблемы характерны не только для России. На разных этапах формирования фондового рынка с ними в той или иной мере сталкивались все страны Евросоюза, многие из этих проблем до сих пор остаются нерешенными. Пути решения этих проблем исследовались различными международными организациями и были изложены в виде рекомендаций.

    * * *

    Анализ современной системы учета прав на ценные бумаги показывает, что такая система предполагает существование в ней центрального депозитария. Еще в 1989 г. был подготовлен Доклад Группы Тридцати, которым каждой стране было рекомендовано создать развитый и эффективно действующий Центральный депозитарий. При этом срок для его создания устанавливался - 1992 г. В соответствии с этими рекомендациями развитые европейские страны создали национальные центральные депозитарии (за исключением Франции, где Центральный депозитарий существовал уже с 1941 г.). Более того, в настоящее время учетные системы этих стран переживают следующий этап своего развития - создание международных институтов, выполняющих функции центрального депозитария для нескольких стран. Так, уже состоялось объединение в группу Euroclear центральных депозитариев Франции (в прошлом - SIKOVAM, теперь Euroclear France), Бельгии (Euroclear Bank), Голландии (Euroclear Nederland) и Великобритании (CREST), которая теперь осуществляет функции центрального депозитария для соответствующих стран. Другая международная клиринговая организация Clearstream была поглощена Deutsche Borse Group, и теперь осуществляет функции центрального депозитария для Германии и Люксембурга. Во многих странах существуют институты, выполняющие функции национального центрального депозитария, например в Польше, Сингапуре, а также в большинстве стран СНГ.
    Заметным исключением являются США, где нет центрального учетного института. Однако и там учет значительной части ценных бумаг сконцентрирован в одной организации (DTCC). Кроме того, опыт европейских стран показывает, что создание центрального депозитария создает возможности для сокращения конкурентных преимуществ американского фондового рынка, сформировавшихся в результате различных исторических, экономических и политических причин.
    В России, в условиях фактического отсутствия единого национального депозитария, участниками и регуляторами рынка уже длительное время активно обсуждается вопрос о его создании. Этот шаг должен стать одним из ключевых в необходимой реформе инфраструктуры, направленной на повышение конкурентоспособности фондовых рынков за счет снижения операционных рисков, сроков исполнения и стоимости операций с ценными бумагами.
    Проблемы, связанные с повышением эффективности рынков ценных бумаг, в разные периоды времени были освещены международными организациями, работающими над вопросами развития финансового рынка. В рамках данной статьи анализируются рекомендации Группы Тридцати, Группы Джиованнини и Центра европейских реформ (см. рисунок).

    Рекомендации Группы Тридцати
    В 2003 г. Группой Тридцати (G30), неправительственной группой экспертов по вопросам международной финансовой системы, было выпущено исследование Global Clearing and Settlement - A plan of action (Глобальный клиринг и расчеты - план действий), посвященное выявлению основных трудностей в системе расчетов и клиринга. В исследовании даны рекомендации, которые основаны непосредственно на ожиданиях и пожеланиях участников рынка ценных бумаг. Технические эксперты и лидеры рынка сделали анализ основных вопросов и обработали рекомендации отчета G30, принимая во внимание то, что они должны быть скорее практическими, нежели теоретическими.

    Рекомендации Группы Джиованнини
    Группа Джиованнини (Giovannini Group) представляет собой группу экспертов финансового сектора под председательством Альберто Джиованнини и является консультантом Комиссии Евросоюза по вопросам финансового сектора. В частности, Группа уполномочена определить требования к эффективной системе клиринговой и расчетной деятельности в рамках ЕС. В 2001 г. Группа выпустила Первый отчет, целью которого было ознакомить непосвященного читателя с расчетами и клирингом, выделить специфические проблемы международных расчетов и клиринга и их источник. В качестве источника проблем Группа выделила 15 барьеров, относящихся к практическим и регулятивным требованиям, налоговым процедурам и вопросам юридической базы. С момента выхода Первого отчета до 2003 г., когда был опубликован Второй отчет, в определении этих барьеров изменения были незначительные либо их не было вовсе. Во Втором отчете высказаны рекомендации по устранению проблем, выявленных в отчете 2001 г.
    Рекомендации Группы Тридцати и Группы Джиованнини рассматриваются нами с позиций решения трех основных задач в области расчетов и клиринга:
    1. Совершенствование взаимодействия между участниками расчетов и клиринга.
    2. Снижение рисков.
    3. Совершенствование управления системой расчетов и клиринга.
    Эти меры направлены на облегчение расчетов, устранение рисков неисполнения или несвоевременного исполнения сделок с ценными бумагами, усиление контроля рисков, сокращение издержек инвестирования в ценные бумаги, а также на устранение других проблем, актуальных и для российского рынка ценных бумаг.
    Рекомендации Центра Европейских реформ направлены на совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования различных институтов и регуляторов рынка ценных бумаг.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЦЕНТРА ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМ

    Центр европейских реформ (CER) является независимой организацией, занимающейся проблемами, связанными с реформированем Европейского союза. Многие из проблем, затронутых Центром европейских реформ, следует учесть и при реформировании российского рынка ценных бумаг. Работа CER финансируется дотациями из частного сектора, центр не получает средств от правительств или организиций ЕС. В 2001 г. Центр европейских реформ выпустил работу "Будущее европейского рынка ценных бумаг" (The future of European stock markets), посвященную вопросами создания единого рынка финансовых услуг в рамках ЕС. Эти вопросы были определены как приоритетные еще в 2000 г. на встрече лидеров Евросоюза, где говорилось о том, что до тех пор, пока существенно не пересмотрено законодательство ЕС в сфере финансовых рынков, Европе не догнать экономические показатели США.
    В рамках изучения этой проблемы Центр европейских реформ в своем докладе выдвинул следующие основные предложения:
    1. Европейской комиссии следует провести исследование с целью продемонстрировать значимость рынка капиталов для показателей экономического роста и создания новых рабочих мест. Это жизненно важно для создания интеллектуальной базы реформ на Европейском рынке.
    2. Создание Евро SEC или Европейского интегрированного регулятора финансовых услуг является достаточно простой идеей. Тем не менее игнорируются такие простые вещи, как иерархичность регулятора финансовых рынков и необходимость обеспечения подотчетности.
    3. Комитет Ламфалусси провел предварительный анализ того, как может быть ускорен законотворческий процесс в рамках ЕС. Тем не менее предложенное разделение между различными институтами - Советом министров, Комиссией, Комитетом по ценным бумагам и Комитетом по европейским регуляторам - требует разъяснения. Направление должно быть скорее снизу вверх, нежели сверху вниз, Комитету по европейским регуляторам следует не только обеспечивать первоначальное применение, но также выявлять, где необходимы законодательные реформы. Комитету по ценным бумагам следует фокусироваться только на тех сферах, где необходимо разрешающее законодательство ЕС.
    4. Европарламенту следует тщательно проанализировать сферы деятельности предложенного Комитета по ценным бумагам.
    5. Комиссии следует более активно брать на себя роль продвижения законодательства в области финансовых услуг. Ежегодные встречи EcoFin должны быть посвящены обсуждению внедрения финансовых услуг.
    6. Комиссии следует демонстрировать большую заинтересованность в преследовании случаев нарушения через Европейский суд. Это, в частности, поощрит частный сектор высказывать свои проблемы. В среднесрочной перспективе Комиссии следует провести акцию по форсированию этих процедур.
    7. В будущем Комиссии нужно будет обеспечить конкурентную среду с целью обеспечить эффективное функционирование рынка ценных бумаг. Она должна быть заинтересована в обеспечении "справедливого и открытого" доступа к системам расчета и клиринга.
    8. Комитету по европейским регуляторам, наиболее вероятному преемнику Форума европейских комиссий по ценным бумагам (FESCO), отведена роль инициатора в создании слаженного рынка ценных бумаг. Ему нужно будет определить одного "ведущего" регулятора от каждой страны-участницы и удостовериться, что он в силах внедрять соглашения комитета, оставаясь в то же время подотчетным национальным парламентам и правительствам.
    9. Комитету по европейским регуляторам следует проводить анализ издержек и прибыли при разработке новых правил. Ему также следует установить четкие консультационные процедуры.
    10. Финансовым компаниям при помощи Комиссии следует исследовать возможность установления паневропейских добровольных стандартов в той сфере политики, где саморегуляция является нормой, например, в управлении компанией. Рынку ценных бумаг нужен мощный всеобъемлющий торговый механизм, отвечающий требованиям реформы.
    11. Наличие единственной Европейской биржи принесет незначительную экономию на издержках. В последнее время наблюдалась скорее конкуренция, нежели консолидация бирж, приведшая к снижению издержек. С использованием сети может отпасть необходимость в слиянии бирж.
    12. Развитие альтернативных торговых систем открывает новые возможности. Регуляторам следует проконтролировать наличие равных условий для уже существующих и только выходящих на рынок обменных центров.
    13. Консолидация в системе расчетов и клиринга помогла бы значительно снизить межгосударственные торговые издержки в Европе. Однако это невозможно до тех пор, пока многие клиринговые и расчетные палаты принадлежат биржам. Комиссии нужно исследовать, может ли она повлиять на конкуренцию, чтобы стимулировать снижение издержек, в частности, подтолкнуть биржи к отчуждению от своих дочерних клиринговых компаний.
    14. Евросоюзу следует уделить ключевую роль в переговорах с ВТО правилам регулирования деятельности бирж. В настоящее время интересы европейских бирж несправедливо ущемляются, так как они не могут ни проводить рекламные кампании для американских инвесторов, ни даже предложить им прямой доступ на европейские рынки. Американские биржи, напротив, имеют полный доступ в Европе; наиболее успешный пример NASDAQ.
    15. Евросоюзу также следует оказывать большую поддержку Международной организации по комиссиям ценных бумаг.
    16. Меняющийся глобальный экономический климат не уменьшает необходимость дальнейшей интеграции на европейских финансовых рынках.
    17. Европа не может надеяться на все те благоприятные условия, которые способствовали развитию динамичного рынка капиталов в Соединенных Штатах. Капиталы - явление юридическое, тесно связанное с юридической и политической культурой страны. Это означает, что некоторые несоответствия между национальными рынками неизбежны. Но это не должно подрывать идею единого рынка европейских капиталов.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ДИРЕКТИВА "О РЫНКАХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ"

    Одним из результатов реализации вышеупомянутых рекомендаций стал выпуск Директивы "О рынках финансовых инструментов" в 2004 г. (European Directive on Markets in Financial Instruments, MiFID). Директива вводит в действие единый рынок и регуляторный режим для финансовых услуг в рамках Евросоюза, заменяя существующую Директиву по инвестиционным услугам (ISD) и ставя целью обеспечение возможности для участников рынка свободно взаимодействовать с контрагентами в других странах Евросоюза в те же сроки и на тех же условиях, что и в своей стране. MiFID была одобрена Европейским парламентом и Советом министров, и ее вступление в силу запланировано на 30 апреля 2007 г.
    Основными областями применения MiFID, являются:

  • Деятельность бирж (регулируемых рынков) и других не регулируемых в настоящее время торговых институтов;
  • Установление требований пред- и постторговой прозрачности для сделок с ценными бумагами;
  • Расширение диапазона инвестиционных услуг и продуктов, требующих авторизации;
  • Обеспечение возможности выдачи "паспорта" инвестиционным компаниям, предварительно получившим авторизацию от национальных регуляторов, дающего возможность осуществлять международную деятельность через открытие филиалов в других странах-участницах, тем самым предлагая международные услуги для более широкого круга сделок.

    ПРИМЕНИМОСТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РОССИИ

        Как показывает анализ, для нашей страны актуальны практически все рекомендации Группы Тридцати, Группы Джиованнини, а также функциональные рекомендации Центра европейских реформ. Несмотря на существующие недостатки в работе рынка ценных бумаг, Россия по-прежнему имеет возможности для создания инфраструктуры, которая сделает этот рынок привлекательным для инвесторов и эмитентов стран СНГ и инвесторов иных стран. С учетом этого необходим существенный пересмотр принципов построения этой системы - в основе должно быть создание центрального учетного института - Центрального депозитария.
        Центральный депозитарий может стать институтом, обеспечивающим стабильность прав собственности на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы. Создание надежной системы учета прав на ценные бумаги особенно важно с учетом "прихода" на российский фондовый рынок средств пенсионных накоплений, сформированных в ходе внедрения накопительного элемента в российскую пенсионную систему. Кроме того, создание Центрального депозитария позволит создать эффективную и недорогую систему клиринга и расчетов на российском фондовом рынке.
        На основе проведенного анализа можно сказать, что в настоящее для нашей страны особенно актуальны рекомендации, нацеленные на:

  • снизижение рисков на российском рынке ценных бумаг (в том числе риска утраты собственности на ценные бумаги, риска неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами);
  • ускорение сроков расчетов по операциям с ценными бумагами;
  • обеспечение эффективности системы взаимодействия участников расчетов и клиринга;
  • облегчение раскрытия информации о составе владельцев ценных бумаг;
  • облегчение возможностей проведения корпоративных действий и пр.
        Это в свою очередь приведет к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами.
        Для совершенствования российского рынка ценных бумаг следует создать необходимую нормативно-правовую базу, учитывая рекомендации вышеперечисленных международных организаций, а также международный опыт в этой области.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100