Casual
РЦБ.RU

"Мы заинтересованы в том, чтобы максимальный объем ценных бумаг российских эмитентов обращался бы в РФ"

Июнь 2006

    14 сентября 2007 г. в Санкт-Петербурге состоится очередное общее собрание Ассоциации европейских центральных депозитариев (European Central Securities Depository Association, ECSDA). Принимающей стороной выступит НДЦ, являющийся членом ECSDA с января 2006 г. Решение об этом было принято на совете директоров ECSDA состоявшемся в г. Дубровник. В совете директоров принял участие заместитель директора Национального депозитарного центра Денис Соловьев. Сегодня он рассказывает о тенденциях развития европейского рынка и о важности следования этим тенденциям для российского рынка.

    Основным вопросом, который обсуждается в рамках ECSDA, является вопрос стандартизации и унификации взаимодействия центральных депозитариев, основанного на системе корреспондентских отношений между ними. Речь об унификации нормативного регулирования и стандартизации операций и коммуникаций как между центральными депозитариями, так и между ЦД и их пользователями. Стандартизация обслуживания и тарификации услуг центральных депозитариев выходит в настоящий момент на первый план в связи с намерением Европейской комиссии обеспечить в депозитарной сфере работу по единым стандартам до 2009 г. Также планируется ввести новое регулирование - со стороны Европейской комиссии и на национальном уровне.
    Поскольку Россия в настоящее время не связана корреспондентскими отношениями с центральными депозитариями других государств (за исключением односторонних отношений с международным центральным депозитарием Клирстрим, в котором у НДЦ открыт счет, и с Центральным депозитарием Республики Казахстан) и поскольку НДЦ не может в настоящее время открыть счета иностранным центральным депозитариям, интерес НДЦ к деятельности в ECSDA на первый взгляд выглядит теоретическим. Тем не менее в связи с тем, что в концепции Закона о Центральном депозитарии предусмотрена возможность для ЦД открывать счета центральным депозитариям других государств, вопросы стандартизации деятельности при взаимодействии с другими центральными депозитариями на уровне унификации тарифов для центральных депозитариев и на уровне стандартизации информационных сообщений операционного типа и по корпоративным действиям представляют для НДЦ колоссальный интерес.
    Интерес этот обусловлен тем, что НДЦ в настоящее время находится в процессе модернизации технологической платформы и может уже сейчас предусмотреть и ввести в действие технологии, которые будут использоваться центральными депозитарии других государств после 2008 г., учесть те требования, которые предъявляет Европейская комиссия к деятельности центральных депозитариев и которые устанавливаются центральными депозитариями при взаимодействии друг с другом. И НДЦ, в случае если он будет основой для создания Центрального депозитария в России, сможет соответствовать сразу же, с момента юридического подтверждения статуса, всем критериям, применяемым к центральным депозитариям. А пока мы присматриваемся и определяем, какие именно из требований Европейской комиссии нам нужно учесть.
    Несмотря на то что европейское законодательство к нам не применимо, инфраструктура российского фондового рынка стремится к тому, чтобы быть пригодной для использования ее иностранными инвесторами при работе с российскими ценными бумагами. Поэтому нам необходимо, чтобы технологии, которые используют инвесторы при взаимодействии с Центральным депозитарием в РФ, не вели к необходимости дополнительных существенных затрат для инвесторов. Если для работы на зарубежном рынке от инвестора требуется существенная переработка технологий взаимодействия с финансовыми институтами, это, естественно, вызывает вопросы.
    Соответственно, мы не добиваемся того эффекта, которого планирует достичь Европа, рассматривая свою инфраструктуру в рамках конкуренции с инфраструктурами других развитых финансовых рынков, таких как рынок США, например. Известно, что рынок США эффективнее с точки зрения стоимости, чем раздробленные рынки Европы, в среднем в 8 раз. При этом разница в тарифах, которые применяются центральными депозитариями разных европейских государств, достигает иногда десятков раз, и не всегда эти тарифы являются одинаковыми для всех участников. Поэтому вопрос тарифного регулирования мы рассматриваем, имея в виду, что принципы тарификации услуг, действующие в НДЦ, должны соответствовать тем принципам, которые будут установлены в европейских государствах и уже установлены в правиле 17-f7 Американской комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, применяемом к американским пенсионным фондам. Эти фонды могут использовать только ту финансовую инфраструктуру, что соответствует требованиям, установленным в названном правиле. Мы считаем, что в настоящий момент НДЦ соответствует обозначенным в правиле критериям. Однако в релизе № IC-24424 комиссии по ценным бумагам США1 указано, что в большинстве случаев центральные депозитарии соответствуют предъявляемым требованиям, за исключением России и Украины, где существует система регистраторов. В России и Украине, как пишет автор комментария, для того чтобы завершить сделку, зарегистрировать права собственности на ценные бумаги, необходимо задействовать сотни регистраторов. Это не вполне верно, - права собственности на ценные бумаги учитывает также депозитарий, и игнорировать этот факт представляется неправильным. Поэтому в интересах РФ, участвуя в европейских процессах, также предоставлять миру информацию о том, как развивается, как выглядит инфраструктура на российском финансовом рынке, делая ее понятной и доступной для пользователей.
    Разумеется, европейское регулирование ориентировано на крупных профессиональных участников рынка, не только на центральные депозитарии, но и на глобальных кастодианов и крупные клиринговые организации и биржи. Тем не менее схожесть процессов, которые происходят в Европе, с теми процессами, которые происходят сейчас в России при введении ЦД и при множественности регистраторов, заставляет внимательно следить за всем происходящим на европейском рынке.
    Наше задача - получить признание иностранных инвесторов и сделать так, чтобы они предпочитали работать с акциями российских эмитентов не через механизм американских и глобальных депозитарных расписок, а напрямую, используя нашу внутреннюю инфраструктуру. В этом состоит интерес для участников российского рынка - применять в своей работе международные стандарты.
    Поскольку существует механизм АДР/ГДР, через который организовано обращение российских ценных бумаг на зарубежных рынках, существует и определенная конкуренция между российской инфраструктурой и иностранной инфраструктурой. И инвесторы, что логично и естественно, используют ту инфраструктуру, которая кажется им более эффективной. Между тем тот объем уставного капитала (35%), который может быть российским эмитентом конвертирован в депозитарные расписки, вполне сопоставим с объемами free float, и мы, не развивая свою инфраструктуру с учетом мировых тенденций, теоретически можем прийти к такой ситуации, когда почти весь free float перетечет на иностранные рынки.
    Мы заинтересованы в том, чтобы максимальный объем обращающихся ценных бумаг российских эмитентов обращался бы в РФ, чтобы инвесторы предпочитали использовать российскую финансовую инфраструктуру для обслуживания своих инвестиций. Это обеспечивает лучшую защиту прав и российских эмитентов, и владельцев контрольных пакетов ценных бумаг, и инвесторов. Если мы посмотрим на программы АДР, то увидим, что список владельцев ценных бумаг собрать невозможно. А между тем исполнение прав владельцев ценных бумаг в РФ основано на том, что они раскрывают информацию о себе эмитенту, который производит соответствующее распределение или проводит собрание акционеров. Эмитент заинтересован в том, чтобы информация о корпоративных действиях, о существенных событиях была доведена до конечного инвестора, иначе конечный инвестор может недооценить или переоценить актив, которым он владеет. Это может стать поводом для предъявления претензий как к эмитенту и инфраструктуре со стороны инвестора (особенно американского), так и к инфраструктуре, не обеспечившей трансляцию информации со стороны эмитента, в частности, в случаях, когда он принимает непопулярные для миноритариев решения. Поэтому существуют объективные предпосылки к тому, чтобы российская инфраструктура могла обеспечивать взаимодействие между эмитентами и иностранными владельцами их ценных бумаг.
    Справедливости ради надо отметить, что европейский рынок признает российскую инфраструктуру отвечающей всем необходимым критериям. Об этом говорит и тот факт, что НДЦ признан европейским рынком в качестве центрального депозитария, он принят полноправным членом в Европейскую ассоциацию центральных депозитариев, входит в состав совета директоров ECSDA, и, более того, в следующем году одно из собраний ассоциации будет проходить в России при поддержке НДЦ.
    В этом году совет директоров Ассоциации национальных нумерующих агентств принял решение о полной передаче НДЦ всех функций, связанных с присвоением кодов российским ценным бумагам от немецкого агентства Wertpapier-Mitteinlungen.
    Есть еще одно признание. Thomas Murray, крупнейшая в мире компания, специализирующаяся на консалтинге, технологиях и рейтингах глобальной индустрии учета и хранения ценных бумаг, в апреле-мае 2006 г. провела комплексное исследование рисков Некоммерческого партнерства "Национальный депозитарный центр", включающее группу факторов: перерегистрацию прав собственности, ликвидность, риски контрагентов, финансовую надежность, операционную деятельность и уровень обслуживания. 6 июня 2006 г. Thomas Murray подтвердила, что по итогам исследования присвоит НДЦ рейтинг А+ (низкий риск). Этот результат сопоставим с риском центральных депозитариев Германии, Италии и Испании (АА-).

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100