Casual
РЦБ.RU

Инфраструктура в борьбе за ЭДО, или "Кому нужны системы ЭДО"

Апрель 2006


    Вопросы, связанные с электронным документооборотом (ЭДО), обсуждаются сейчас участниками рынка чрезвычайно активно. Круг обсуждаемых вопросов широк, число активных участников ЭДО-дискуссий все возрастает, и складывается впечатление, что все одинаково четко понимают необходимость развития систем ЭДО, и то, какими они должны быть, эти системы ЭДО. И появляется ощущение, что так же как и на словах, все готовы на практике выступать практическими двигателями внедрения систем ЭДО.

    Без претензий на полноту охвата тематики ЭДО и уж точно без претензий на собственное самое "правильное", идеальное и единственно возможное понимание ЭДО-проблем, попытаюсь очень кратко, почти тезисно изложить некоторые ЭДО-мысли:
    1. Чего мы хотим и ждем от внедрения систем ЭДО.
    2. Кому нужны системы ЭДО.
    3. Что и как нужно делать.
    Наиболее ярко и очевидно в настоящее время потребность в системах ЭДО, в стандартизации и унификации информационных потоков ощущается на рынке коллективных инвестиций (РКИ), одном из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка. При этом внедрение систем ЭДО на РКИ имеет ряд существенных взаимосвязанных особенностей и сложностей. Вот лишь некоторые из них:

  • разнообразие участников документооборота РКИ, в том числе участников, формально не относящихся к РКИ, но активно участвующих в документообороте РКИ;
  • наличие различных сегментов РКИ по видам активов (пенсионные накопления ПФР, пенсионные накопления НПФ, пенсионные резервы НПФ, активы ПИФ и АИФ, активы страховых компаний, средства "военной ипотеки", "ипотечные активы" и т. д.);
  • различные виды деятельности участников документооборота РКИ (управляющие компании, НПФ, ПФР, ФСФР, банки, брокеры, депозитарии, регистраторы, биржи и т. д.) и, как следствие, значительные расхождения во взглядах на ЭДО;
  • широчайший спектр обращающихся на РКИ документов;
  • отсутствие унификации большинства обращающихся документов;
  • неоптимальное и подвижное состояние нормативно-правовой базы РКИ, определяющей информационные потоки и документооборот на РКИ.
        Наличие особенностей и сложностей внедрения ЭДО на РКИ является лишь очень ярким наглядным пособием для определения направлений деятельности в развитии систем ЭДО, но в целом принципы и методы развития ЭДО в других сегментах финансовых рынков не имеют принципиальных различий. Поэтому все последующие излагаемые мысли в равной степени можно относить не только к РКИ, но и к финансовому рынку вообще.
        Каких позитивных изменений все участники рынка или, точнее, рыночного документооборота, хотят и ждут от внедрения систем ЭДО? Это:
  • минимизация ручной обработки документов;
  • уменьшение отрицательного влияния "человеческого фактора" на качество;
  • оперативность обработки, предоставления или получения любого объема информации;
  • исключение дублирующих операций ввода-вывода информации;
  • возможность интеграции различных учетно-информационных систем;
  • возможность построения сетей "паутина", возможность работы "всех со всеми";
  • возможность предоставления технологичных информационных сервисов;
  • возможность контроля состояния и прохождения документов от участника к участнику;
  • снижение операционных издержек;
  • снижение операционных рисков и т. д.
        Подобное перечисление позитивных ожиданий можно было бы продолжить, но в данном материале не ставится цель научного исследования вопросов внедрения систем ЭДО, а лишь излагается логика подхода к практической деятельности по внедрению систем ЭДО.
        Рынку также хочется, чтобы системы ЭДО обладали следующими качествами:
  • легкое разворачивание системы и простота в использовании (установил и забыл);
  • масштабируемость решения;
  • обеспечение потребностей всех участников ЭДО (комплексная автоматизация взаимодействия);
  • возможность организации в рамках одной системы "чистого" ЭДО и симбиоза ЭДО и бумажного документооборота;
  • дешевизна или бесплатность (или более корректный термин "финансовая доступность");
  • качество системы, сформулированное фразой: "Чтобы не стало сложнее, чем по факсу?".
        Перечень желаемых качеств систем ЭДО также неисчерпаем, тем более что ожидания от внедрения систем ЭДО и требования-пожелания к качественным характеристикам систем ЭДО высказываются огромным и широким кругом участников рынка.
        Вот тут мы и переходим к банальному вопросу: "Кому нужны системы ЭДО?".
        Из всего вышеизложенного, казалось бы, напрашивается элементарный вывод: системы ЭДО нужны всем. И очень сильно нужны!
        Вдобавок здесь уместно вспомнить, что в течение последних нескольких лет только ленивый не высказался по поводу отсталости и нетехнологичности инфраструктуры отечественного фондового рынка, которая тормозит бурное развитие экономики страны в целом. Даже на самых верхних уровнях государственной власти тормозящая роль инфраструктуры была замечена вслух. Вот такие дела - всей стране нужно, а инфраструктура тормозит?
        Конечно, внедрение цивилизованных систем ЭДО - это не решение всех вопросов развития инфраструктуры в целом, но одно из необходимых условий на пути развития.
        Теперь позволю себе разделить всех якобы нуждающихся в системах ЭДО на две группы:
        1) действительно заинтересованные лица;
        2) интересующиеся лица.
        Ко второй категории относятся практически все участники документооборота на рынке, поскольку из их уст регулярно слышится острая необходимость и важность внедрения систем ЭДО. А вот лиц, действительно заинтересованных во внедрении систем ЭДО, единицы. Речь идет об участниках, которые не только словами, но практическими делами, разработками и внедрениями доказывают важность и необходимость систем ЭДО для рынка.
        И здесь не так все плохо и в целом, и в инфраструктуре. Более того, инфраструктура является одной из наиболее "продвинутых" областей рынка в части организации ЭДО. И примеров уже многолетней "боевой" эксплуатации систем ЭДО инфраструктурными организациями на рынке достаточно.
        Разумеется, о существовании глобальной системы ЭДО (сети ЭДО) на финансовом рынке России сегодня говорить не приходится. Рынку в части развития ЭДО не хватает единых форматов документов, стандартизации систем и процессов ЭДО, интеграции ключевых пространств (кросс-сертификации). И именно решение этих вопросов имеет приоритет.
        Так кто же действительно заинтересован в развитии цивилизованных систем ЭДО, в создании глобальной сети ЭДО на финансовом рынке?
        Вообще говоря, реально заинтересованные лица имеются во многих сегментах рынка, но абсолютно обоснованным и очевидным является интерес к развитию систем ЭДО со стороны инфраструктуры. Интерес других участников рынка по определению не может иметь приоритет в их деятельности, так как документооборот и обработка информационных потоков являются для них второстепенными процессами, обеспечивающими основную деятельность. Для инфраструктурных же организаций учет, обработка, хранение информации и документов, координация документооборота, информационное и документарное обеспечение являются сутью бизнеса, и поэтому процессы совершенствования документооборота не могут не быть приоритетными.
        По сути ЭДО - технология, необходимая и жизненно важная именно для инфраструктуры, возможность обеспечить сейчас и продолжать обеспечивать в будущем исполнение своих обязательств перед клиентами. Может это звучит немного пафосно, но развитие ЭДО - это вопрос выживания инфраструктуры на рынке.
        Опыт внедрения систем ЭДО, практика деятельности по стандартизации ЭДО, унификации форматов документов подтверждает, что создание ЭДО и борьба за внедрение ЭДО - дело инфраструктуры. Этим важным делом занимается не только инфраструктура, но необходимостью оно является в первую очередь для инфраструктуры.
        Наглядный пример реального интереса к являющемуся первостепенным при развитии ЭДО вопросу выработки единых форматов электронных документов - полугодовая деятельность рабочей группы по выработке форматов электронных документов для РКИ. Начальный состав группы - 16 представителей депозитариев, регистраторов, управляющих, инвестиционных компаний. Сейчас заседания рабочей группы посещают 5-6 представителей исключительно инфраструктурных организаций.
        Другой пример из практики. Когда год назад мы приступали к проектированию своей действительно безбумажной системы ЭДО, то провели много переговоров с участниками рынка с целью выяснения их потребности в ЭДО, пожеланий к характеристикам и функционалу системы ЭДО, оценки наших открытых форматов документов и т. п. При этом складывалось ощущение, что наша компания в части внедрения ЭДО практически последняя на рынке.
        Мы провели работу по организации подсистемы ЭДО на базе системы ЭДО ММВБ и регламентации функционирования системы и взаимоотношений участников нашей системы ЭДО. Сформировав постановку задачи для разработчиков в июле, мы вышли на тестовые версии продуктов, составляющих систему ЭДО СПЕЦДЕПА в достаточно сжатые сроки (относительно уровня создаваемой системы). В ноябре мы получили продукт, прошедший уже несколько повторных тестирований-доработок и готовый для внешнего тестирования и пилотной эксплуатации.
        Дальнейшая стадия внедрения продуктов (систем) такого уровня предполагает тестово-пилотное взаимодействие с внешними контрагентами. Тесты внутри одной организации не дают гарантий в безрисковости перехода к "боевому" режиму эксплуатации, несмотря на достаточно реалистичное моделирование нами удаленного доступа в рамках собственной ИТ-системы.
        А дальше мы убедились на практике, что системы ЭДО нужны в первую очередь нам - инфраструктурщикам, так как большинство контрагентов, якобы "умирающих" от нетехнолгичности инфраструктуры, не были готовы, не желали (а может, не могли?) входить в пилотные проекты ЭДО с нами: у них не хватало человеческих ресурсов, было много другой работы, оказывается, им было так удобно работать "по факсу", не было возможности выделить 1-2 тестовых компьютера и т. д.
        Ну, конечно, не все так плохо, потому что всегда найдутся (и они нашлись) те, кому действительно важна технологичность взаимодействия с инфраструктурой и кто понимает, что внедрение системы ЭДО до боевого режима требует некоторого напряжения и внимательного отношения к процессу внедрения и совместных действий. Но это принципиально иное решение организации документооборота, которое позволит осуществлять свою деятельность завтра и нам, и нашим контрагентам.
        И все же, к сожалению, применительно к процессам внедрения ЭДО приходится употреблять слово "борьба". Да, это борьба, потому что процесс превращается в борьбу, когда его реализация жизненно важна только для инфраструктуры.
        Для того чтобы попытаться понять, что и как делать в области развития ЭДО на рынке, надо сначала определить, что имеется сейчас.
        В настоящее время не так много, а скорее очень немного специалистов, имеющих квалификацию, достаточную для разработки систем ЭДО международного уровня, современных форматов электронных документов, стандартов ЭДО и регламентов взаимодействия в рамках ЭДО.
        Наблюдается недостаток средств (ресурсов) у большинства участников рынка на осуществление интенсивных разработок или на активное содействие другим в разработках и внедрении ЭДО, по причине как общей "небогатости" компаний, так и недостаточного выделения средств на такие цели в бюджетах "богатых" компаний.
        На рынке не существует ни одной системы ЭДО, которую можно было бы без существенных изменений принять за "эталонную" для создания сети ЭДО на финансовом или хотя бы только на фондовом рынке.
        Кратко сформулируем, а что мы хотим получить в итоге. А хотим мы построить технологичную инфраструктуру финансового рынка России, конкурентоспособную по отношению к уже давно технологичному "дальнему зарубежью", способную быть равноправно интегрированной в эту самую технологичную мировую инфраструктуру. Ну, конечно, упомянем и о более понятном желании: внедряя ЭДО, мы хотим денежки зарабатывать сейчас, завтра, послезавтра и потом, и все больше и больше. И тратить меньше будем стараться, но больше зарабатывать приятнее, чем меньше тратить.
        И вот теперь надо совершенно четко определиться, из чего мы должны исходить, развивая системы и создавая сети ЭДО.
        При том, что все без исключения декларируют необходимость построения именно высокотехнологичных и конкурентоспособных систем ЭДО, на практике прослеживаются два полярных варианта исходной мотивации:
        1) делать все, что угодно, или не делать, а имитировать деятельность, или проявлять страстное желание к деятельности, но главное - добиться того, чтобы ничего или практически ничего не менять в существующей у меня ИТ-системе, системе ЭДО, или системе "как будто ЭДО", т. е. практически добиться того, чтобы рынок согласился с тем, что у тебя уже реализована "эталонная" система ЭДО с "эталонными" форматами и прочими атрибутами;
        2) руководствоваться целью создания конкурентоспособной технологичной инфраструктуры финансового рынка России.
        Учитывать опыт существующих систем ЭДО, безусловно, необходимо и обязательно. Печально, когда учет опыта заключается в убеждении других в том, что если система работает уже несколько лет (значит проверено, мин нет), то лучше ничего не трогать здесь, и всем остальным реализовать подобное, включая многочисленные "супертехнологичные" текстовые строки в форматах документов. Вот уж действительно конкурентоспособный подход к развитию систем ЭДО, ведь такой "текстовый удар" по "западным" системам и форматам ни Европа, ни Америка не выдержат. И пусть им будет хуже! А мы голову в песок, и в "страусиной" позиции, глядишь, нас и вынесет на цивилизованный рынок, и интегрируемся безболезненно?
        Когда мы пытаемся заниматься результативным и эффективным бизнесом, то не можем позволить себе тратить деньги и время на "пустые" процессы, не имеющие результата, сроков, целей. Как следствие, модель нашего поведения в бизнесе и управлении бизнесом следующая: формулируем цель и существенные целевые характеристики (пункт Б), констатируем наше сегодняшнее состояние по отношению к цели, включая имеющиеся ресурсы (пункт А), и определяем, что необходимо сделать, для того чтобы из пункта А прийти в пункт Б. Далее оцениваем требуемые ресурсы на этот путь, сроки, рентабельность проекта и т. д. После нескольких итераций у нас все складывается. При этом мы руководствуемся целью, необходимостью добиться результата. И не всегда внутри компаний есть собственные квалифицированные ресурсы, необходимые для решения различных задач. Тогда при недостатке или отсутствии таких ресурсов (специалистов) мы прибегаем к помощи внешних квалифицированных консультантов (исполнителей). И не допускаем "процесс ради процесса", а ориентируемся на результат.
        Так почему же, например, процесс выработки форматов для РКИ мы превратили в процесс ради процесса, позволили сформироваться группе не по профессиональному и целевому (результативному) принципу, а по принципу "мы тут рядом постоим, посмотрим, как спецы работают, но при этом право голоса иметь будем". Справедливости ради надо заметить, что в момент создания этой группы иной состав сформировать было бы сложно, нужно было на деле доказать, что это "нерабочий" состав, что в группе единицы действительно "продвинутых" экспертов в области ЭДО обременены прочим большинством. Что конкурентоспособного можно построить, если строительством "высоких технологий" для финансового рынка будут заниматься специалисты, не совсем знакомые с XML, XSD и общими принципами формализации документов? При этом "малое знакомство" с обычными элементами технологий ЭДО используется в качестве аргумента, почему надо делать примитивнее, проще и понятнее для масс.
        Итак, что и как делать в области ЭДО:
        1) как можно скорее наиболее заинтересованным и ЭДО-способным инфраструктурщикам объединиться для интенсификации процессов стандартизации и унификации в области ЭДО, интеграции ключевых пространств;
        2) профессионально и квалифицированно работать и не позволять другим мешать работе профессионалов;
        3) помогать работе профессионалов двумя способами: конструктивными полезными действиями или полезным бездействием (НЕ МЕШАТЬ);
        4) создавать и практически внедрять и накапливать опыт эксплуатации систем "реального ЭДО" (не "как будто ЭДО"), применять опыт для целей стандартизации и унификации;
        5) стимулировать желание прочих участников рынка содействовать деятельности инфраструктуры по развитию ЭДО, используя экономические методы стимулирования, взаимодействие с различными СРО, взаимодействие с регулятором (регуляторами) рынка.
        Иными словами, если рынок заинтересован в практическом развитии технологий, то надо от слов переходить к делу и превращать деятельность по развитию систем ЭДО в национальный проект рынка, а следовательно, и применять к этой деятельности управленческие проектные подходы.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Совет Директоров НДЦ рассмотрел вопрос о развитии услуг для проведения IPO
    Общее собрание членов партнерства НДЦ утвердило отчетность за 2005 Г.
    Центральный депозитарий может стать консолидирующим началом для систем электронного документооборота
    ЭДО - ключ к эффективному рынку
    Обзор конференции "ЭДО - технология, объединяющая инфраструктуру"
    Контроль деятельности учетной системы при использовании электронных документов
    Применение электронных документов на рынке коллективных инвестиций: опыт и перспективы развития1
    Стандартизация электронных документов на фондовом рынке: достижения и перспективы
    К вопросу о стандартизации электронного документооборота
    Инфраструктура в борьбе за ЭДО, или "Кому нужны системы ЭДО"
    Небольшое послесловие к конференции "ЭДО - технология, объединяющая инфрастуктуру"
    Юридические требования к электронному документообороту: законодательство и правоприменительная практика
    Работа SWIFT по стандартизации на рынке ценных бумаг
    НДЦ отметил вклад региональной инфраструктуры

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100