Casual
РЦБ.RU

ЭДО - ключ к эффективному рынку

Апрель 2006


    Изменение структуры спроса, а именно увеличение спроса на ценные бумаги со стороны мелких и средних инвесторов, использующих услуги профессиональных участников, переток рынка к Интернет-брокерам, сопровождающийся многократным увеличением количества мелких транзакций, приводит к необходимости снижения транзакционных издержек для достижения той же эффективности, которая в аналогичных условиях была создана на рынках США и Европы. Затраты участников рынка на проведение расчетов по сделкам на европейских и американских рынках, использовавших технологии, аналогичные применяемым сейчас в России, были достаточно велики. Задачи снижения инфраструктурных издержек, возникшие как в 1990-х годах в США, так и в настоящее время в Европе, решаются методами развития стандартов представления информации и коммуникаций. К концу 1990-х годов в США объем операций Интернет-брокеров на фондовом рынке составил более 60% от общего объема сделок, заключенных на рынке ценных бумаг. Достижение подобной эффективности этого сегмента рынка было обусловлено 2 факторами: во-первых, ростом внутреннего спроса со стороны мелких и средних индивидуальных и институциональных инвесторов и, во-вторых, развитием технологий, которые помогли рынку справиться с объемом спроса и удержать затраты Интернет-брокеров при росте объема их бизнеса на низком уровне. Во многом именно развитие технологий предопределило смещение спроса от классических брокеров и инвестиционных фондов к Интернет-брокерам. Благодаря низкой стоимости транзакций (и постоянному росту рынка на протяжении нескольких лет) рост объемов бизнеса таких Интернет-брокеров, как, например, Сharles Sсhwab, сопровождался также снижением тарифов. Economy of scale (экономика большого масштаба) работает именно таким образом.
    В Российской Федерации в отношении структуры спроса сложилась аналогичная ситуация. Однако внутренний спрос, не подкрепленный развитием технологий, не может быть удовлетворен таким же способом, как и в США. Поэтому вероятны затруднения с аккумулированием инвестиционных ресурсов, представленных сейчас накоплениями граждан и предприятий. Российский рынок может быть конкурентоспособен и эффективен в отношении уровня издержек. Изменения в структуре спроса, а именно смещение баланса в сторону участников рынка коллективных инвестиций и Интернет-брокеров, которые формируют 85% оборотов российского рынка, используя технико-технологические возможности ММВБ, должно сопровождаться снижением затрат. Снижать затраты можно с помощью внедрения технологии сквозной обработки поручений (STP). Следует отметить, что мы говорим о рынке акций, так как в основном проблема неудовлетворительной эффективности относится к нему и именно для этого сегмента рынка является наиболее актуальной.
    В экономической науке принято считать, что когда спрос встречается с предложением, тогда и совершаются сделки. Предложение определяется российскими эмитентами, а спрос формируется на стороне инвесторов. Инвесторов мы условно разделим на внутренних и внешних. Сила внутренних инвесторов, определяется внешнеэкономической конъюнктурой, которая переменчива. Поэтому если в течение благоприятного экономического периода финансовая инфраструктура не уделяет достаточно внимания обеспечению своей конкурентоспособности в отношении рынка реальных и потенциальных иностранных инвесторов, то она развивается только в тот период, когда внешнеэкономическая конъюнктура благоприятна (высокие цены на нефть и т. д.). Если "сани" не готовили летом, то при рецессии ситуация меняется и все чувствуют себя плохо. Поэтому именно в период, когда есть возможность развивать учетно-расчетную систему, нужно работать над ее совершенствованием, чтобы спрос по-прежнему встречался с предложением, даже тогда, когда внутренний инвестор переживает неблагоприятный период. Необходимо развивать электронный документооборот, обеспечивать сквозную обработку документов, снижать себестоимость и стоимость проведения операций, одновременно повышая надежность используемых систем, работать над внедрением международных стандартов и обеспечивать совместимость с инфраструктурой, используемой крупными иностранными институциональными инвесторами.

    Стандартизация коммуникаций
    Стандартизация коммуникаций - это ключ к эффективности инфраструктуры любого из рынков. На фондовом рынке РФ, несмотря на некоторые усилия, предпринятые Федеральной службой по финансовым рынкам, каждый из регистраторов и депозитариев поддерживает свой интерфейс и свои уникальные форматы документов. В большинстве случаев речь идет не об электронном интерфейсе, а о бумажных документах, разнообразного содержания и назначения.
    Возросший со времени основания учетной инфраструктуры в разы объем сделок с российскими акциями уже не может обеспечиваться устаревшими формами документооборота. Основную тяжесть принимают на себя профессиональные участники рынка ценных бумаг. И если между брокерами, торговыми системами и депозитариями уже давно организовано взаимодействие, основанное на электронном документе, то отсутствие возможности использовать и стандартизировать взаимодействие звена депозитарий-регистратор и регистратор-эмитент не позволяет организовать расчеты по сделке или обмен информацией с эффективностью, соответствующей давно созревшим потребностям. Стандартизация нужна на всех уровнях, только тогда обработка любых документов может стать сквозной.
    Есть, впрочем, объективные препятствия, не имеющие отношения непосредственно к фондовому рынку, но мешающие организовать автоматическую обработку электронных документов. Пока, к сожалению, отсутствует возможность обозначать юридическое лицо и ценные бумаги единым стандартным образом. Система госрегистрации ценных бумаг и юридических лиц не позволяет присвоить единый идентификатор, который соответствовал бы международным требованиям по количеству знаков, использовал бы только латиницу или хотя бы буквы кириллицы, которые при транслитерации не меняли бы длину идентификатора. Также необходимо, чтобы идентификатор был единственным. Если мы вводим более чем один идентификатор, то, соответственно, это добавляет риск ошибок и несовпадений при вводе и сверке идентификаторов и существенно снижает общую эффективность системы.
    При внедрении ЭДО мы должны уделять больше внимания деталям, и все наше нормативное регулирование должно быть ориентировано на это. Мы должны думать не только о том, как надежней, путем 10 перестраховок обеспечить идентификацию, но и о том, как это технологически поддерживать и сколько это будет стоить как инфраструктуре, так и инвесторам. Согласитесь, это несколько иной подход к регулированию, нежели применявшийся и применяемый по сей день.

    Совместимость с международными стандартами
    Граница Российской Федерации крепка как никогда. Если кто-то рассчитывает через нее перебраться, то он сильно ошибается, считая, что это сделать легко. За годы нормотворчества и отсутствия идеологии, которая вела бы к технологической совместимости российской инфраструктуры и к реальной, а не провозглашенной, интеграции, мы, к сожалению, достигли многого. Мы достигли того, что участники крупнейших рынков по всему миру уже давно договорились о том, как они хотят выстроить инфраструктуру, и создали ее в соответствии с этими договоренностями. Они инвестировали миллиарды долларов в развитие своего программного обеспечения, договорились о том, кто, с кем и как взаимодействует, и сейчас благополучно живут именно по этим законам. Теперь российскому рынку нужно приспосабливаться, чтобы спрос совместился с предложением именно на российских просторах.
    Для начала необходимо выработать согласованное решение о сопряжении локальных стандартов, действующих в рамках различных частных систем ЭДО с международными стандартами, разработанными и реализованными ISO (Международная организация по стандартизации) и ее уполномоченным агентом SWIFT.
    Постепенное сближение национального и международного стандартов позволит существенно повысить привлекательность инфраструктуры российского фондового рынка для иностранных инвесторов и финансовых посредников, а также сделает возможным использование российской инфраструктуры для организации обращения иностранных ценных бумаг.

    Предпосылки к изменениям
    Регистрация 19 января 2006 г. Минюстом России Приказа ФСФР России от 8 декабря 2005 г. № 05-77.ПЗ-Н "Об утверждении Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов" создает реальные предпосылки для создания национальной системы электронного документооборота на финансовом рынке.
    Приказ ФСФР хорош тем, что он помогает преодолеть определенные барьеры, барьеры в сознании, и демонстрирует, что в общем-то регулятор, который и должен быть инициатором процессов модернизации финансовой инфраструктуры, готов содействовать развитию ЭДО.
    К сожалению, вся нормативная база, наработанная до настоящего времени, содержит массу препятствий технического характера к внедрению электронного документа в качестве основного средства коммуникаций между участниками рынка. Поэтому необходимы дальнейшее совершенствование нормативного регулирования и поддержка со стороны ФСФР.
    Хочется привести в пример Европейскую комиссию, которая сформировала группу, ответственную за развитие финансового рынка под руководством Альберто Джиованнини, сформулировавшую проблемы, которые мешают европейским рынкам быть конкурентоспособными по отношению, например, к рынку США. Теперь над устранением этих барьеров планомерно, при поддержке комиссии работают национальные инфраструктурные организации стран, входящих в Европейский союз, затрачивая иногда десятки миллионов долларов на модернизацию своих систем.
    Европейский регулятор определил агентов, которые помогают ему реализовать задачи, которые он ставит. Так, в частности, агентами по преодолению барьеров в Европе являются SWIFT, ECSDA, ANNA, т. е. те организации, которые способны содействовать внедрению необходимых технологий, обеспечить их развитие и синхронизировать операционные правила и режимы в Европе и в мире.
    Россия очень близка к Европе по характеру задач, которые она решает: если в Европе у каждой страны есть свои центральный депозитарий, регулирование и стандарты, то у нас есть 80 регистраторов и еще несколько сотен депозитариев, у каждого из которых свои стандарты. Мы стоим перед той же проблемой, но задач у нас по количеству несколько больше. К счастью, у нас одна страна, один язык и один замечательный регулятор, и у нас есть хорошие шансы решить эти задачи, и, может быть, даже к тому же сроку, когда они будут решены в Европе, если мы начнем работать уже сейчас.
    Безусловно, создание в России Центрального депозитария могло бы существенным образом содействовать решению этих задач. Если у нас будет единственный номинальный держатель во всех реестрах и все профессиональные участники будут работать с торгуемыми ценными бумагами через этот институт, то, безусловно, есть предпосылки к тому, что эффективность российского рынка может возрасти существенно. Однако условием, определяющим получение эффекта, является внедрение электронного документооборота между Центральным депозитарием и регистраторами, который обеспечил бы сквозную обработку поручений. Из этого следует, что теми, кто задействован в процессе построения Центрального депозитария, и теми регистраторами, которые ведут реестры эмитентов ценных бумаг, включенных в биржевой листинг, уже сейчас должна проводиться соответствующая работа.
    Можно составить единую систему электронного документооборота, если договориться о правилах, т. е. стандартизировать форматы электронных документов, и договориться о кросс-сертификации. Единым махом задачу кросс-сертификации могло бы решить введение корневого удостоверяющего центра. Но поскольку такого центра пока нет, то кросс-сертификация представляет собой проблему.
    Удостоверяющий центр - это паспортный стол. У каждого, кто идентифицирует личность по паспорту, должно быть доверие к любому из паспортов, выданному тем или иным паспортным столом. В противном случае возникает риск недействительности совершенных сделок или мошенничества. Если удостоверяющий центр выдал определенное количество сертификатов, информация об этом должна быть актуальной постоянно. Если он не отследил актуальность подписи, то должен нести ответственность за это. Чтобы ответственность была не фиктивной, а реальной, то либо должен быть капитализирован удостоверяющий центр, либо должна существовать убедительная гарантия того, что нарушенное по его вине право будет восстановлено. Для снижения такого риска должны предъявляться требования к программно-техническому комплексу удостоверяющего центра. Для внештатной ситуации должен быть разработан алгоритм взаимодействия его с другими центрами, взаимного оповещения и т. д.

    Потребность перехода к STP
    Некоторые исследования показывают, что в среднем затраты на проведение расчетов по сделкам с российскими ценными бумагами до 8 раз дороже расчетов по сделкам с американскими депозитарными расписками. Согласно другим исследованиям, существенная доля затрат финансовых институтов, связанных с операциями с ценными бумагами, приходится на поддержание множественности интерфейсов и стандартов при взаимодействии с различными инфраструктурными организациями.
    В условиях множественности стандартов взаимодействия с регистраторами и депозитариями существенная часть затрат профессиональных участников перекладывается на плечи инвесторов в виде повышенных тарифов за обслуживание, что определяет предпочтение инвесторами рынков с менее дорогой инфраструктурой.
    Только в случае объединения разрозненных элементов инфраструктуры возможно построение и развитие технологии сквозной обработки документов (STP) через звенья учетной системы, способной обеспечить увеличение количества операций, снижение сроков и стоимости и в конечном счете повышение эффективности российской инфраструктуры на уровне развитых рынков ценных бумаг.

    Совершенствование нормативной базы
    Есть 3 существенные проблемы, которые необходимо разрешить при дальнейшем совершенствовании ЭДО.
    1. Для использования электронных документов необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу. Одним из таких изменений должно стать введение расчетов в течение одного операционного дня между регистраторами и депозитариями, между клиентами депозитариев и самими депозитариями. В этом случае вся цепочка будет мотивирована к тому, чтобы внедрить электронный документооборот. Это требование, например, очень мотивирует участников рынка коллективных инвестиций, где необходимо завершение расчетов между спецрегистраторами и спецдепозитариями в течение одного дня. И именно поэтому рынок коллективных инвестиций столь активен во внедрении электронного документооборота.
    2. После внедрения электронного документооборота и произведенных затрат возникает естественное желание немедленно их компенсировать путем введения повышенного тарифа. У регистраторов достаточно давно существуют тарифы за ускоренную обработку поручений, и, в принципе, по аналогии применяется та же логика. Правильно это или нет? Скорее всего, нет, поскольку после внедрения электронного документооборота затраты регистратора уменьшаются. По идее, это должно приводить к тому, что плата за обработку электронного документа должна быть ниже. Но есть требование к тому, чтобы все зарегистрированные лица обслуживались одинаковым образом, плата для всех была одинаковой. Поэтому, скорее всего, следует рассмотреть возможность разрешить регистраторам взимать пониженную плату за ускоренную регистрацию при использовании электронного документооборота.
    3. В настоящее время, если покупатель не является участником системы ЭДО, участником которой выступает продавец, то продавец должен взять у регистратора уведомление в бумажной форме и предоставить его покупателю в качестве доказательства исполнения своих обязательств по сделке. Если, допустим, депозитарий продавца мог бы сам генерировать такое подтверждение либо в электронной форме, либо в бумажной и какой-либо подзаконный акт признавал бы это таким же легитимным средством подтверждения исполнения обязательств по сделке, как и ныне действующее уведомление от регистратора, то это могло бы существенным образом способствовать решению проблемы. Может быть, такое решение способствовало бы тому, что Центральный депозитарий сразу же после его создания мог бы построить эффективную систему подтверждения прав собственности по перерегистрированным ценным бумагам при взаимодействии между депонентом Центрального депозитария и зарегистрированным в реестре лицом.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Совет Директоров НДЦ рассмотрел вопрос о развитии услуг для проведения IPO
Общее собрание членов партнерства НДЦ утвердило отчетность за 2005 Г.
Центральный депозитарий может стать консолидирующим началом для систем электронного документооборота
ЭДО - ключ к эффективному рынку
Обзор конференции "ЭДО - технология, объединяющая инфраструктуру"
Контроль деятельности учетной системы при использовании электронных документов
Применение электронных документов на рынке коллективных инвестиций: опыт и перспективы развития1
Стандартизация электронных документов на фондовом рынке: достижения и перспективы
К вопросу о стандартизации электронного документооборота
Инфраструктура в борьбе за ЭДО, или "Кому нужны системы ЭДО"
Небольшое послесловие к конференции "ЭДО - технология, объединяющая инфрастуктуру"
Юридические требования к электронному документообороту: законодательство и правоприменительная практика
Работа SWIFT по стандартизации на рынке ценных бумаг
НДЦ отметил вклад региональной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100