Casual
РЦБ.RU

Это вы не проходили?! Вопросы создания централизованной базы данных депонентов в масштабах страны

Март 2006


    В своих выступлениях на конференциях центральных депозитариев стран СНГ и позднее Ассоциации центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ) и в интервью журналу "Рынок ценных бумаг" я касалась вопроса создания Единой базы депонентов в депозитарной системе Узбекистана. Данная тема заинтересовала участников конференций, поэтому в данной статье я хотела бы более подробно поговорить об этом.

    К началу 2000 г. в республике уже была сформирована инфраструктура фондового рынка1, с помощью программы массовой приватизации государственные предприятия удалось передать в частные руки (была проведена приватизация мелких, средних и части крупных предприятий). Построенная модель приватизации определила первичные характеристики корпоративной собственности и управления на предприятиях, но из-за отсутствия хороших телекоммуникационных связей и электронного документооборота не позволяла обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам. Как известно, раскрытие информации является основополагающим принципом корпоративного управления. Для проведения анализа и сбора отчетов необходимо было создать не только стройную структуру фондового рынка, но и учет процессов, происходящих в акционерных обществах, возможность быстрого обмена информацией.
    Первым шагом на фондовом рынке в этом направлении было принятие нормативного документа "Порядок взаимодействия уполномоченного государственного органа2 с Центральным депозитарием", зарегистрированного Министерством юстиции РУз от 10.12.1999 г. за № 848, который определил новый порядок взаимодействия структур при постановке на учет выпусков ценных бумаг.
    Рассмотрим этот порядок, изображенный на рис. 1.


    Согласно Закону "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг" к функциям Центрального депозитария были отнесены:
  • постановка на учет ценных бумаг путем заполнения учетных регистров в соответствии со стандартами на депозитарные операции;
  • хранение документов, подтверждающих выпуск в обращение безналичных и наличных ценных бумаг;
  • хранение безналичных выпусков и (до выкупа) наличных ценных бумаг разгосударствленных и приватизированных объектов;
  • учет прав государства на наличные и безналичные ценные бумаги;
  • ведение корреспондентских счетов депозитариев;
  • учет на территории Республики Узбекистан ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, а также на зарубежных фондовых рынках ценных бумаг, выпущенных резидентами Республики Узбекистан3, а к функциям депозитариев второго уровня - хранение4, учет и подтверждение прав на ценные бумаги юридических и физических лиц.
        Таким образом, с созданием к 2000 г. двухуровневой системы с разделением функций по учету клиентов депозитарная система стала обеспечивать учет движения ценных бумаг на всей территории республики.
        Однако осуществление сбора статистической информации о депонентах, количестве открытых или закрытых счетов депо все еще было делом трудоемким и длительным.
        Тем временем рынок развивался, требования росли, все большее количество людей и организаций начали понимать и подключаться к процессам, происходящим на рынке ценных бумаг.
        В апреле 2003 г. выходит Постановление кабинета министров Республики Узбекистан № 196 "О мерах по дальнейшему развитию вторичного рынка ценных бумаг", в приложении к которому утверждается "Положение о системе Единой базы депонентов в депозитарной системе Республики Узбекистан". Согласно данному Положению кодификация депонентов в депозитарной системе направлена на обеспечение:
  • формирования Единой базы депонентов в депозитарной системе;
  • систематизацию учета депонентов;
  • унификацию системы электронного документооборота депозитариев с Центральным депозитарием и иными участниками рынка ценных бумаг.
        Согласно этому же Положению на Центральный депозитарий была возложена функция по кодификации депонентов и обеспечению формирования их Единой базы.
        Согласно Закону "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг" к функциям Центрального депозитария относятся:
  • подтверждение наличия и подлинности ценных бумаг участников биржевых и внебиржевых торгов перед выставлением их на торги;
  • обеспечение поставки ценных бумаг участникам биржевых и внебиржевых торгов по заключенным на торгах сделкам.
        Для того чтобы выполнять вышеуказанные функции Центральный депозитарий открывал и открывает временные торговые счета клиентам (ТСК) - физическим и юридическим лицам для выставления их ценных бумаг на торги. На первом этапе Центральный депозитарий производил открытие торговых счетов клиентам по бумажным поручениям депозитариев второго уровня или брокеров (распорядителей торговых счетов). В настоящее время данные операции производятся только по электронным поручениям депозитариев второго уровня. На основе имеющегося опыта электронного взаимодействия с депозитариями второго уровня и был построен порядок формирования Единой базы депонентов.
        Как же происходит процесс регистрации депонентов в Единой базе (рис. 2)?
        Таким способом была введена первичная информация по всем депонентам и вводится информация по новым депонентам, ранее не зарегистрированным в Единой базе. Информация, регистрируемая в Единой базе депонентов, содержит общие данные о клиенте (Ф. И. О. или наименование организации, идентифицирующие документы, статистические коды и ряд признаков, необходимых для проведения проверок и сортировки данных). Но, как известно, все такого рода данные со временем изменяются, и для поддержания Единой базы в актуальном состоянии необходимо производить ежедневные соответствующие изменения. Для этих целей в Центральном депозитарии был создан сектор по работе с Единой базой депонентов. Проведены работы по усилению технических характеристик аппаратных средств сотрудников данного сектора, модернизированы серверы и увеличены объемы для хранения дополнительной обрабатываемой информации.
        Большой объем регистрации пришелся только на первый этап работы при внедрении Единой базы депонентов. Теперь основная работа включает в себя обработку и поддержание всех изменений в базе депонентов. Порядок обмена электронными файлами между Центральным депозитарием и депозитариями второго уровня при внесении изменений в реквизиты депонентов аналогичен порядку регистрации нового депонента в Единой базе. Отличие заключается в том, что в файле имеются различные признаки, по которым программа распознает, какие именно изменения должны быть произведены, и реализует соответствующие действия. Для внесения изменения депоненты обязаны предоставлять депозитарию второго уровня новые подтверждающие документы.
        Законодательно у нас в республике не запрещено открывать счета депо в нескольких депозитариях второго уровня и один и тот же депонент может учитывать свои ценные бумаги в разных депозитариях. У читателей может возникнуть вопрос: как же в данном случае происходит регистрация этого депонента в Единой базе Центрального депозитария? Ответ на поверхности, однако на практике все происходит гораздо сложнее.
        Центральный депозитарий при получении из депозитария второго уровня файла с новым депонентом регистрирует этот первый депозитарий как главный, другие депозитарии при предоставлении файла на уже имеющегося в базе депонента получают ответ с указанием кода зарегистрированного лица. Одновременно с этим в Единой базе депонентов все последующие депозитарии фиксируются как неосновные, но ведущие учет по ценным бумагам данного депонента. Так создается определенная приоритетность регистрации, которая также учитывается и при внесении изменений по депонентам. Она в свою очередь дает возможность формировать и рассылать необходимые уведомления именно тем депозитариям, в которых ведется учет. При внесении одним из депозитариев второго уровня изменений автоматически уведомляются и другие.
        Код зарегистрированного лица закрывается в Единой базе депонентов для физических лиц на основании документов, подтверждающих смерть данного лица, для юридических лиц - на основании документа о ликвидации юридического лица и снятии его с учета в налоговых органах. Порядок обмена файлами аналогичен регистрации и изменению данных, но содержит другие признаки в структуре файла. Закрытие кода зарегистрированного лица в Единой базе депонентов производится только после изъятия всех ценных бумаг со счетов депо и их закрытия по конкретному депоненту в депозитариях второго уровня. В случае же изъятия всех ценных бумаг и закрытия счета депо какого-либо депонента только в одном из депозитариев второго уровня закрытие кода зарегистрированного лица не производится. При закрытии счета депо только в одном взятом депозитарии второго уровня по присланному им файлу Центральный депозитарий автоматически производит снятие в Единой базе депонентов данного депозитария c учета. Таким образом, если депозитарий второго уровня снят с учета в Единой базе депонентов по данному депоненту, то при формировании уведомлений об изменениях он их не получает.
        Если изобразить весь описанный выше путь регистрации депонентов в Единой базе Центрального депозитария упрощенной схемой, то мы получим замкнутую цепочку связей (рис. 3).

        Описанная схема создания Единой базы депонентов может кому-нибудь из читателей показаться простой, и будет не понятно, почему же создание и внедрение такой базы потребовало 2-летней работы. В процессе работы специалисты Центрального депозитария, депозитариев второго уровня, эмитенты столкнулись с большим количеством проблем, не только присущих специфике нашего рынка, но и технологических и программных. Опишу кратко некоторые из них:
        1. Наличие у депозитариев второго уровня программных продуктов, которые трудно совместимы друг с другом и программным комплексом Центрального депозитария.
        2. Отсутствие единых справочников регистрационных и статистических кодов в масштабах экономики.
        3. Отсутствие у нерезидентов каких-либо унифицированных регистрационных документов и, соответственно, отсутствие единого справочника по нерезидентам для проведения их четкой идентификации.
        4. Незаинтересованность депонентов в своевременном предоставлении информации об изменениях в их реквизитах.
        Каждый из фондовых рынков наших стран имеет свою особенную историю и структуру развития. Однако наступает такой момент, когда возникает потребность в централизации информации для анализа и выработки планов на будущее. Поэтому перед любой системой, которая решает создать централизованную информационную базу на рынке ценных бумаг, необходимо проанализировать имеющиеся данные, взаимосвязи и провести ряд подготовительных мер, которые позволят более эффективно реализовать намеченные цели.
        По опыту создания нашей Единой базы депонентов можно предложить ряд рекомендаций, которые относятся к подготовительным работам:
        1. Утвердить схему взаимодействия всех инвестиционных институтов, привлекаемых к созданию Единой базы на фондовом рынке, на уровне нормативного документа, обязательного для исполнения.
        В нашей практике в создании Единой базы депонентов принимали участие:
  • ЦККФРЦБ, основной задачей которого были координация и контроль выполнения утвержденных задач, внесения изменений в законодательные документы;
  • Центральный депозитарий, осуществляющий регистрацию изменений и поддержание Единой базы депонентов; депозитарии второго уровня, принимающие документы от клиентов и формирующие первичную информацию;
  • депоненты (эмитенты, физические и юридические лица), составляющие основу Единой базы.
        На рис. 3 видно, что система взаимодействия выстроена последовательно и на тот момент была утверждена законодательно. Это позволило подготовить порядок централизованного сбора данных о депонентах через депозитарии второго уровня в Центральном депозитарии. В случае отсутствия предварительной последовательной взаимосвязи между участниками системы количество проверок и подтверждения данных могло увеличиться в несколько раз, что усложнило бы и замедлило процессы обработки информации.
        2. Разработать и принять порядок централизованной постановки на учет всех выпусков ценных бумаг, обращающихся в системе.
        Сразу после создания двухуровневой депозитарной системы в Республике Узбекистан были приняты нормативные документы, одним из которых был "Порядок взаимодействия уполномоченного государственного органа с Центральным депозитарием", о котором говорилось выше. Согласно данному порядку была внедрена система централизованной постановки на учет всех выпусков ценных бумаг. В настоящее время можно сказать, что принятие данного документа и решения о централизованной постановке всех выпусков ценных бумаг в Центральном депозитарии по зарегистрированным и передаваемым уполномоченным государственным органом оригиналам документов явилось очень важным моментом в упорядочении системы учета выпусков ценных бумаг. Это позволяет не только быстро ставить на учет выпуски ценных бумаг, но и осуществлять их мониторинг и анализ, получать единый статистический обзор зарегистрированных ценных бумаг в республике. Это видно на рис. 2 и 3. В данных схемах используются одинаковые системы взаимодействия между организациями, но с наложением различных задач. В этом и состоит основное преимущество централизованной депозитарной системы.

        3. Провести анализ документов, по которым может производиться идентификация физических и юридических лиц, подлежащих регистрации в единой системе, и сформировать соответствующие справочники.
        Главным документом, по которому можно идентифицировать физическое лицо, является паспорт, но при анализе представленной информации из депозитариев второго уровня Центральный депозитарий столкнулся с более широким спектром документов, которые подтверждают личность человека. По проведенному анализу были выделены документы, которые легли в основу одной из проверок при идентификации физических лиц.
        По юридическим лицам все было еще сложнее, чем с физическими лицами, так как необходимо было проанализировать и составить список регистраторов, действующих не только в республике, а также определить, каких зарубежных регистраторов включить в данный список. Не буду прикладывать данный список, поскольку он содержит довольно большое количество внутренних регистраторов, так как регистрацию производит каждое районное подразделение местных органов власти. Список иностранных регистраторов пополняется по мере необходимости. Я надеюсь, что взаимодействие с участниками АЦДЕ позволит провести работы по совершенствованию данного списка.
        4. Согласование, по возможности, всех справочников, используемых в Единой системе ее участниками.
        Кроме описанных в предыдущем пункте списков, составляющих основу двух справочников по идентификации депонентов в Единой базе, в нашей базе имеется ряд других справочников, которые являются необходимыми в работе и были унифицированы для всех участников Единой системы. Нами используются справочники для сортировки юридических лиц по типам форм собственности, типам деятельности, территориальному расположению, отраслевой принадлежности и др. До создания Единой базы депозитарии второго уровня использовали справочники, по структуре и форме удовлетворяющие их потребностям, в основном они охватывали их территорию. При объединении информации такое положение было неприемлемо. Поэтому депозитариями второго уровня были приняты доработанные и расширенные справочники Центрального депозитария.
        5. Разработка максимально большого количества проверок на программном уровне для исключения ошибок операторов.
        Мною было уже сказано, что при создании Единой базы депонентов и обработке электронных файлов используется ряд проверок, которые можно разложить на 3 этапа:
  • проверка на соответствие индивидуального ключа депозитария (так как действующих депозитариев в республике - 35, и передача зашифрованной информации по электронным каналам связи является основным требованием);
  • проверки на целостность передаваемого файла и заполнения обязательных полей по шаблонам;
  • проверки на отсутствие регистрации депонента с указанными реквизитами в системе Единой базы (идентификация на уникальность).
        Использование всевозможных проверок на программном уровне позволяет не пропускать в Единую базу случайные ошибки, тем самым снижает обращение некорректной информации.
        6. Подготовка и утверждение инструкций по работе с операциями, не прошедшими проверки.
        При разработке каких-либо программ рассматривается вся цепочка действий и взаимосвязей организаций. При передаче информации для ее последующей обработки всегда рассматриваются две ситуации: возможность и невозможность исполнения. В первом случае вопросов не возникает, во втором же случае может возникнуть неопределенное количество вариантов, приводящих в итоге к выполнению задания. Рассмотрение всех возможных ситуаций и подготовка на предварительном этапе соответствующих инструкций позволит избежать задержек при запуске в эксплуатацию системы. При создании нашей Единой базы депонентов данный вопрос нами отрабатывался на втором этапе (при отладке) программы, что создавало некоторые проблемы для специалистов Центрального депозитария. Им приходилось отрываться от основной работы для проведения консультаций для специалистов депозитариев второго уровня.
        7. Разработка механизма учета участников системы, порядка их уведомления о производимых изменениях в Единой системе и принятие нормативного документа, узаконивающего права и действия участников системы.
        Так как в нашем законодательстве нет ограничения для клиентов по открытию счетов депо в различных депозитариях второго уровня, то при слиянии информации в Единую базу нам приходилось осуществлять идентификацию депонентов, а также производить регистрацию и учет приоритетности присланной информации от депозитариев второго уровня. Регистрация участников системы была необходима для того, чтобы:
  • после обработки присланной информации формировать уведомления об исполнении депозитариям второго уровня;
  • при внесении изменений по какому-либо из депонентов оповещать другие депозитарии, ведущие учет по этому же депоненту.
        Решение данных и других проблем потребовало затратить более 2 лет на реализацию проекта. Однако на сегодняшний день Единая база функционирует, и хотя нельзя сказать, что мы решили все проблемы и получили идеальную базу данных, связывающую всю депозитарную систему страны, тем не менее этот опыт кажется нам ценным. Поэтому мы и предложили вниманию нашего читателя этот материал.

    Таблица. СПИСОК ДОКУМЕНТОВ 
    ИДЕНТИФИЦИРУЮЩИХ, ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 
    Код типа документов   Наименование типов документов  
    51   Вид на жительство РУз  
    55   Загранпаспорт  
    57   Паспорт гр. РУз нового образца  
    58   Паспорт гр. РУз старого образца  
    61   Свидетельство о рождении РУз  
    80   Удостоверение личности офицера  
    81   Удостоверение личности военнослужащего по контракту  
    82   Военное удостоверение  

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100