Casual
РЦБ.RU

Единый центр корпоративной информации - необходимый элемент эффективного рынка

Февраль 2006

    Интервью с заместителем директора НДЦ Денисом Соловьевом

    Рабочая группа Ассоциации европейских центральных депозитариев (ECSDA)1 трудится над устранением барьера № 3, определенного в отчете Группы Джиованнини по эффективности трансграничного клиринга и расчетов в Европе. Рабочая группа предложила 16 стандартов для членов Ассоциации, которые помогут снизить неэффективность процессов, связанных с корпоративными событиями.
    В частности, первый стандарт призван сделать Центральный депозитарий центром корпоративной информации и обязать всех эмитентов, хранящих ценные бумаги в депозитарии, пересылать ему официальные данные о корпоративных событиях не позднее, чем было сделано публичное заявление о событии, включая все официальные предложения, изменения или подтверждения события. Таким образом, эмитенты могут использовать ЦД как способ сообщения с держателями бумаг.
    Второй стандарт определяет, что все сообщения о корпоративных событиях должны быть сделаны в виде электронных сообщений определенного формата, что позволит передавать сообщения от ЦД держателям ценных бумаг, которые в свою очередь могут направлять его клиентам.
    О возможностях и проблемах создания единого источника открытой информации о рынке, а также данных по ценным бумагам и корпоративным действиям - наш разговор с заместителем директора НДЦ Денисом Соловьевым.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Денис Вячеславович, насколько актуальна для российского рынка тема создания единого центра корпоративной информации?

    Д. С. Вы задаете этот вопрос, потому что тема создания такого центра у нас мало обсуждается? Это происходит не потому, что тема не актуальна, а потому что в дискуссиях о централизации инфраструктуры умы участников рынка больше заняты вопросами централизации расчетов по ценным бумагам, а централизация информации отходит на второй план. Между тем она необходима. Необходима, во-первых, для признания нашей инфраструктуры соответствующей международным требованиям - создание единого стандартизованного центра корпоративной информации входит в требования и рекомендации всех международных экспертных групп и учитывается иностранными профессиональными участниками при принятии решения о работе на национальном рынке. Во-вторых, такой единый центр делает инфраструктуру более удобной!

    ДЕПОЗИТАРИУМ Поясните, пожалуйста?

    Д. С. Корпоративная информация зачастую существенно влияет на стоимость ценных бумаг, к примеру, объявление о выплате дивидендов или о каких-то существенных фактах в жизни эмитента, и чем скорее информация о них доходит не только до зарегистрированных лиц, но и до всех участников рынка ценных бумаг, тем этот рынок в более выгодную сторону отличается от других рынков и тем более он привлекателен.
    В настоящее время ситуация следующая: эмитент информирует регистратора, регистратор информирует всех зарегистрированных лиц о происходящих корпоративных действиях. Кроме того, эмитент размещает информацию в локальных СМИ тиражом не менее 50 тыс. экземпляров, а у нас большая часть региональных газет имеет тираж выше 50 тыс. экземпляров. И участникам рынка, если они не являются зарегистрированными лицами, приходится буквально "выковыривать" отовсюду информацию об эмитентах.
    Единый центр корпоративной информации может быть создан и функционировать уже сейчас. Он может быть уполномочен законодателем либо исполнительным органом по рынку ценных бумаг, он должен иметь функциональную и финансовую возможность выстроить документооборот с эмитентами, возможно, через регистраторов, и обязать их в соответствующие сроки и в соответствующем формате предоставлять информацию о происходящих корпоративных событиях.
    Если такой центр будет назначен, то существенно возрастет привлекательность и прозрачность российского рынка. Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что этот вопрос не должен остаться без внимания, в том числе и при рассмотрении Закона о Центральном депозитарии.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Почему именно Центральный депозитарий?

    Д. С. Как мне кажется, это наиболее естественный кандидат на выполнение данной социально значимой функции, которая должна быть закреплена в Законе о Центральном депозитарии. Может ли это быть одна из бирж? Вероятно, да. Но биржа выстраивает отношения только с эмитентами, которые являются ликвидными, которые торгуются, ко всем остальным она не имеет отношения и может не включать их в сферу своего интереса. Клиринговая организация выстраивает отношения в основном с участниками рынка, а не с эмитентами и регистраторами, поэтому вряд ли она может стать центром корпоративной информации. Уполномоченные агентства заинтересованы в сборе общей, часто неструктурированной информации об эмитенте и не уполномочены определять порядок, сроки и формат предоставления такой информации. Единственный, кто естественным образом мог бы стать центральным звеном в цепочке сбора и распространения информации, куда все участники могли бы обращаться и оперативно получать актуальную и полную информацию об эмитентах и их действиях, - это Центральный депозитарий. Он технологически связан и с регистраторами, и с участниками рынка, и с эмитентами, в его функционал входит сопровождение корпоративных действий.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Речь идет об информации обо всех эмитентах или только о тех, чьи бумаги обращаются на организованном рынке?

    Д. С. Обо всех эмитентах, чьи бумаги обращаются на организованном рынке, информация должна поступать в обязательном порядке. Причем речь не только об акциях. Если хозяйственное общество выпустило облигации, которые распространяются на рынке, оно обязано предоставлять информацию. По любым публично обращающимся ценным бумагам информация должна быть.
    Что касается ЗАО, то это дело акционеров - хотят они предоставлять информацию о себе или нет. Допустим, необходимость предоставления информации может возникнуть, если ЗАО планирует перерегистрировать организационно-правовую форму и трансформироваться в ОАО. И им должна быть предоставлена возможность попасть в базу центра корпоративной информации, чтобы на момент преобразования и, далее, публичного размещения ценных бумаг уже была какая-то история по эмитенту.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Как может быть организована деятельность центра корпоративной информации? Каким образом информация собирается, обрабатывается, распространяется?

    Д. С. Нормативными требованиями должна быть установлена обязанность эмитента предоставлять в центр информацию в определенные нормативными актами сроки в установленном центром формате и должна быть установлена ответственность за непредставление информации, особенно той, которая влияет на ценообразование по бумаге. А центру нормативными актами ФСФР или нормами федерального закона должно быть дано право устанавливать форматы, регламенты и т. п., т. е. заниматься технологическим сопровождением процесса.
    В принципе, центр корпоративной информации - это скорее социальная функция инфраструктурного института. Это затратная функция, которую кто-то все равно должен исполнять. Почему? Потому что информация обязательно должна быть в открытом доступе. Подобно тому, как на сайте www.isin.ru вы можете узнать ISIN-код любого эмитента. Или как сейчас на сайте НДЦ в автоматическом режиме публикуется информация о корпоративных действиях тех эмитентов, которых обслуживает НДЦ (причем и на русском, и на английском языках). Подобным же образом видится ведение базы данных и информирование всех заинтересованных лиц о корпоративных событиях. Также необходимо реализовать возможность поиска истории.
    База данных, ее сопровождение - задача трудоемкая, и удобство пользователя и удобство доступа для пользователя в организации ресурса играет не последнюю роль. Есть люди, есть структуры, которые имеют опыт в деле организации таких ресурсов, в деле сбора и распространения информации. Но эти структуры, располагая опытом и средствами, не являются уполномоченными, и ни эмитент, ни регистратор не обязаны их информировать о существенных фактах. Не говоря уже о том, чтобы выдерживать какие-то сроки.
    Кроме того, само обозначение для всех участников рынка и для иностранных инвесторов места, являющегося единственным источником аутентичной корпоративной информации, существенным образом обеспечит прогресс в обеспечении прозрачности и надежности российского рынка ценных бумаг.

  • Рейтинг
  • -1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100