Casual
РЦБ.RU

Анализ бизнес-модели услуг Национального депозитарного центра

Январь 2006

    Интервью с заместителем директора (сектор финансовых услуг) компании Accenture Филиппом Майзенбергом и консультантом компании Accenture Марией Гусевой
    Учитывая предпринимаемые в настоящее время инициативы по созданию Центрального депозитария в России, руководство НДЦ приняло решение в течение 1-2 лет подготовить технологическую базу, чтобы обеспечить возможности для предоставления централизованных расчетных и депозитарных услуг в качестве основной центральной инфраструктурной организации российского фондового рынка.

    В рамках решения этих задач была разработана бизнес-модель НДЦ и выбрано программно-техническое решение, наиболее соответствующее предварительным требованиям.
    Компания Accenture была приглашена НДЦ для участия в проекте по подготовке внедрения выбранного решения. В рамках данного проекта одним из направлений работ Accenture являлось проведение независимого анализа разработанной бизнес-модели НДЦ и подготовка рекомендаций по уточнению/изменению этой модели на основе международного опыта работы компании в сфере депозитарной и клиринговой деятельности.
    На основе рекомендаций, подготовленных Accenture по результатам проведенного анализа, НДЦ планирует внести изменения в бизнес-модель и планы внедрения программно-технического решения.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Расскажите о характере взаимодействия компании Accenture и Национального депозитарного центра. В чем заключалась задача, которую поставил НДЦ перед Accenture?

    Ф. М. Взаимодействие НДЦ с Accenture началось давно, первый взаимный интерес возник 2 года назад. А в начале этого года мы получили запрос от НДЦ с просьбой предоставить наши предложения по проекту построения модели центрального депозитария. Масштаб проекта был достаточно серьезный, мы предлагали организовать ряд встреч с участниками рынка, проанализировать их пожелания и на основе этих пожеланий и мировой практики сформулировать требования высокого уровня к центральному депозитарию. После этого предполагалось детализировать требования и уже потом перейти к выбору системы. Но в ходе ряда консультаций, обмена документами объем работы был уточнен и изменен.
    В качестве входной информации нам была предоставлена бизнес-модель с высокоуровневым описанием предоставляемых сервисов. Одной из задач Accenture было определение того, какие еще сервисы целесообразно включить в эту модель, причем не номинально (предоставляется - не предоставляется), а с <наполнением> услуги: с какими инструментами будет работать НДЦ, с какими видами клиентов и т.д. Перед нами также была поставлена задача детализировать описание сервисов и разработать функциональные требования, которые должны быть реализованы в выбранной НДЦ системе и которые могли бы быть направлены поставщику для того, чтобы он начал локализацию системы.
    На мой взгляд, одна из основных причин, по которой НДЦ решил сотрудничать с Accenture при разработке своей функциональной модели, - это действительно богатый опыт работы Accenture с организациями в сфере клиринговой и депозитарной деятельности, хорошая методология этой работы, позволяющая анализировать полноту функциональной модели и адекватно проводить сравнения моделей различных депозитариев. Депозитарии различаются по составу предлагаемых функций, по бизнес-моделям, но с помощью общего структурного подхода мы можем достаточно аккуратно и корректно сравнить их.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Какие выводы сделала в ходе проведенного анализа компания Accenture о характеристиках российского рынка и инфраструктуры российского фондового рынка с точки зрения функциональной эффективности в сравнении с зарубежными рынками?

    М. Г. Сначала мне хотелось бы дать некоторые пояснения к тому, как проводилась работа. При проведении этого исследования для оценки инфраструктуры российского рынка мы учитывали рекомендации ведущих международных организаций - <Группы 30>, ISSA, BIS/IOSCO и других, устанавливающих целевые ориентиры для развития мировой инфраструктуры рынка ценных бумаг. На основе обобщения рекомендаций мы выделили некоторые ключевые принципы, соблюдение которых позволит повысить эффективность российского рынка.
    Среди этих ключевых принципов, во-первых, сокращение времени расчетного цикла (рис. 1). В то время как в НДЦ биржевые сделки регулируются тем же днем, для большинства внебиржевых сделок время расчетов занимает Т+1/ Т+2, но при этом юридического закрепления какого-либо ограниченного времени расчетов нет. В частности, для сделок с удаленными регистраторами время расчетов может существенно превышать Т+3.
    Во-вторых, обеспечение функций поддержки расчетов, таких как кредитование ценными бумагами, сделки РЕПО, сделки с обеспечением, различные типы взаимозачетов. На российском рынке не все эти механизмы хорошо развиты. Например, механизмы кредитования и заимствования ценных бумаг весьма ограничены положениями текущего законодательства.
    Следующий принцип - введение механизма поставки против платежа - для российского рынка проблемой уже не является, так же как и принцип дематериализации, т. е. введение бездокументарных ценных бумаг: более 95% ценных бумаг обращаются в бездокументарной форме.
    Что же касается принципа интеграции в международную депозитарную систему, то с этим, на наш взгляд, есть определенные проблемы, в первую очередь из-за отсутствия единого центрального депозитария. Взаимодействие с депозитариями других стран в части проведения международных расчетов также не очень хорошо налажено.

    Ф. М. Фондовые рынки развитых стран, европейские, азиатские, развивались по общему сценарию. Сначала была биржа, которая сама осуществляла все функции, потом постепенно происходила оптимизация выполнения каждой функции, выделялись собственно биржи, клиринговые организации, расчетные депозитарии. На следующем этапе рынки, как правило, развивались по одному из трех сценариев. Первый - вертикальная интеграция, которая полностью определяется биржей (Германия, Италия, Скандинавские страны, Гонконг). Второй - наличие нескольких бирж, но с одним консолидированным центральным депозитарием (ситуация характерна для американского рынка). И третий сценарий - когда существует несколько бирж, отдельно выделена функция консолидированного клиринга и отдельно существует организация, выполняющая функцию консолидированных расчетов и хранения (Великобритания, Франция, Португалия, Нидерланды) (рис. 2).

    ДЕПОЗИТАРИУМ По которому варианту развивается российский рынок?

    Ф. М. Российский рынок на пороге выбора. Мы считаем, что реально российский рынок прошел первые два этапа развития и сейчас определяет, по какому из трех возможных сценариев пойдет дальше, чтобы достичь более высокой эффективности.

    М. Г. Мы не говорим, что какой-либо из вариантов является более предпочтительным и более правильным. Каждый из них заслуживает право на существование, и, собственно, на данный момент нет еще ни одного рынка, который бы достоверно доказал, что его модель лучше. У каждого из вариантов существуют свои <плюсы> и <минусы>. И мы сейчас не можем сказать, что какой-то из этих вариантов будет для России обязательным или хотя бы предпочтительным.

    Ф. М. Наверное, тенденция к реализации одного из этих вариантов будет прописана в Законе о Центральном депозитарии. Пока он не принят, сложно говорить определенно, по какому пути пойдет рынок. По сути, рынок развивается по тому пути, который нормально воспринимается его участниками. Можно предположить, что в России будет выбран вариант первый или третий. Но, повторю, это только предположение.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Почему для сравнения были выбраны международные депозитарии Clearstream, DTCC и только один национальный Monte Titoli? Насколько сопоставима функциональность европейского и американского депозитариев и депозитария национального?

    М. Г. Фактически в рамках нашего исследования был произведен анализ не трех, а шести международных групп, включающих клиринговые и депозитарные организации развитых рынков. Это немецкая группа Deutsche Bourse-Clearstream, американская группа DTCC, группа Euroclear, которая уже становится общеевропейской, британские LCH. Clearnet и CRESTCo мы рассматривали отдельно от Euroclear, поскольку, несмотря на идущий процесс слияния, фактического объединения набора услуг еще не произошло. Помимо этого, были исследованы итальянская группа Borsa Italiana, в состав которой входит Monte Titoli как центральный депозитарий этого рынка, и скандинавская группа ОМ, скандинавский центральный депозитарий на данный момент. При подготовке рекомендаций мы также учитывали опыт работы нашей компании с другими депозитариями и клиринговыми организациями.
    Конечно, каждая из моделей имеет свои особенности в зависимости от условий локального рынка и, в частности, от ориентированности на обслуживание только национального рынка или на проведение также международных расчетов. Но ключевые функции, которые направлены на обеспечение расчетов и обслуживание ценных бумаг, по большей части совпадают. Нашей задачей было выявить именно основные общие функции этих депозитариев, как национальных, так международных, и определить, какими могут быть дополнительные услуги и от каких особенностей рынка или модели они зависят.
    Нужно заметить, что основная идея при определении набора услуг депозитария достаточно проста: центральный депозитарий как инфраструктурная организация для фондового рынка должен сконцентрировать свои усилия, в первую очередь, на предоставлении ключевых услуг, т. е., фактически, услуг, связанных с обеспечением расчетов и учетом ценных бумаг. А предоставление каких-либо дополнительных услуг должно отвечать конкретным потребностям рынка и его участников.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Какова общая оценка действующей функциональной модели Национального депозитарного центра, сделанная компанией Accenture?

    Ф. М. Как уже было сказано, для анализа мы использовали методологию Accenture, в основе которой лежит структурная модель бизнес-услуг центрального депозитария (рис. 3). Эта модель представляет собой некий <идеальный депозитарий>, она объединяет все функции, которые мог бы оказывать ЦД, но ни коим образом не предполагает, что депозитарий должен оказывать все эти функции. Это просто максимально полный набор услуг, позволяющий проанализировать работу любого депозитария. Услуги разбиты по группам: функциональные и кросс-функциональные. И каждая услуга, которая предлагается депозитарием, анализируется еще в четырех измерениях. Мы смотрим, с какими финансовыми инструментами осуществляются операции, на каких рынках (биржевые, внебиржевые срочные), с какими контрагентами работает депозитарий, география рынка и т.д. Именно такое объемное, <пространственное> сравнение позволяет корректно сравнивать депозитарии. Проводить сравнение только по набору функций было бы не совсем корректно (рис. 4).
    В общем, наш анализ показывает, что НДЦ предоставляет целый ряд функций, свойственных центральным депозитариям, но предоставляет их не для всех клиентов и не по всем инструментам.

    М. Г. Анализ бизнес-модели НДЦ и сравнение ее с работой крупнейших международных организаций показали, что в целом состав и качество предоставляемых НДЦ услуг отвечает потребностям российского рынка в условиях, во-первых, существующей практики организации расчетов и, во-вторых, с учетом действующих законодательных норм.
    Если опускаться на более детальный уровень, то по основным группам услуг мы можем сказать, что учет и хранение ценных бумаг, расчеты по ценным бумагам и обслуживание выпусков ценных бумаг оказываются на достаточно хорошем уровне и отвечают потребностям рынка. Некоторые улучшения могут быть произведены в части проведения корпоративных действий, управления обеспечением. Среди услуг, которые в НДЦ практически отсутствуют по сравнению с концептуальной моделью ЦД, в первую очередь услуги, связанные с кредитованием и заимствованием. Среди вспомогательных услуг можно порекомендовать усовершенствования в области предоставления информации и отчетности (см. рис. 5, 6, 7).

    ДЕПОЗИТАРИУМ Какие рекомендации дала компания Accenture Национальному депозитарному центру по результатам сделанного анализа?

    М. Г. Основные рекомендации относятся к расширению перечня услуг, предоставляемых НДЦ, и усовершенствованию существующих услуг, в первую очередь, в группе клиринговых и расчетных услуг, - это проведение расчетов в реальном времени, введение системы неттинга по внебиржевым сделкам, механизма частичных расчетов по сделкам и, важный пункт, расширение связи с другими национальными центральными депозитариями и международными центральными депозитариями для расчетов по операциям иностранных бирж.
    В группе услуг, связанных с учетом и обслуживанием ценных бумаг, желательно усовершенствование проведения корпоративных действий, в частности стандартизация сообщений о корпоративных событиях и стандартизированный обмен информацией о корпоративных действиях с эмитентами и клиентами.
    Если задача НДЦ - стать Центральным депозитарием в России, то он должен стать основным централизованным источником информации о ценных бумагах и корпоративных действиях по ценным бумагам. Участникам рынка такая информация необходима, и по идее ЦД должен быть единственным местом, где эту информацию можно получить в оперативном порядке и в какой-то стандартизированной форме, чтобы участникам не приходилось тратить время и ресурсы на поиск информации в других, как правило, разрозненных, источниках и переносить ее во внутреннюю систему. Если будет разработан и внедрен стандартизованный формат, то сбор информации от эмитентов и передачу ее участникам можно будет производить в автоматическом режиме. Стандартизация работы с информацией необходима и для оптимизации издержек депозитария.
    Следующая услуга в этой группе - механизм компенсации купонного дохода для просроченных сделок, это позволит увеличить срок обращения ценной бумаги с даты фиксации до даты проведения корпоративного действия. Также было рекомендовано внедрение отчетности по прогнозным остаткам по балансу.
    Услуги ННА в качестве официального и единого агентства на российском рынке. Сейчас НДЦ оказывает услуги Национального нумерующего агентства де-факто, но необходимо это делать в официальном порядке.
    Обеспечение выпуска российских депозитарных расписок тоже должно быть функцией ЦД.
    Недостаточно реализованы в НДЦ услуги по финансированию и управлению активами, и в первую очередь организация кредитования и заимствования ценных бумаг, а также выполнение агентских функций по организации кредитования. Речь идет о том, что ЦД может выступать в качестве агента, который позволит кредиторам и заемщикам участвовать в механизме по финансированию ценными бумагами. Функция центрального контрагента как функция центрального депозитария нами не рассматривается.
    В группе вспомогательных услуг можно рекомендовать усовершенствование отчетности, в частности введение стандартов SWIFT, дополнительных форматов XML. Расширенное управление рисками потребуется для поддержки услуг кредитования и заимствования ценных бумаг при отказе от полного преддепонирования.
    Как ответ на потребности рынка могут предоставляться дополнительные услуги в области технологий - веб-доступ для различных участников рынка и клиентов, услуги по аутсорсингу.
    Необходимо заметить, что введение многих из перечисленных услуг связано с изменениями существующего законодательства. Такие изменения, необходимые для дальнейшего развития российского фондового рынка и, в частности, сферы клиринговой и депозитарно-расчетной деятельности, надо будет предусмотреть в различных областях законодательства: в первую очередь в законе о Центральном депозитарии, а также, вероятно, в налоговом законодательстве и гражданском кодексе.

    ДЕПОЗИТАРИУМ В том случае, если технологическая платформа НДЦ, разработанная на основе действующей модели центрального депозитария, предложенной поставщиком программного-технического решения, будет учитывать данные рекомендации, можно ли будет сказать, что она будет соответствовать международным требованиям?

    Ф. М. НДЦ выбрал технологическое решение от международного поставщика еще до того, как мы провели анализ бизнес-модели НДЦ. Выбранное решение поддерживает все обозначенные НДЦ функции. Дополнительные рекомендации, которые даем мы, относятся к функциональности международных депозитариев. Естественно, мы ожидаем, что эти функции будут реализованы в этом достаточно большом, масштабном решении. На основе базовых функций в дальнейшем можно будет <достроить> более сложные или более специализированные услуги, которые НДЦ сможет предлагать участникам. И если вся необходимая функциональность будет реализована, то вопросов о соответствии международным требованиям не должно возникнуть.

    ДЕПОЗИТАРИУМ Резюмируйте, пожалуйста, какие ключевые требования предъявляются международными экспертами к национальным центральным депозитариям и рынкам?

    Ф. М. Если подходить к вопросу глобально, то главное - это снижение операционных рисков, сокращение сроков исполнения операций с ценными бумагами, снижение стоимости для участников рынка и способствование дальнейшему развитию рынка.

  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100