Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Авторы
  • Алексеева Татьяна, Начальник Службы обеспечения качества разработки Департамента развития торговых систем ЗАО ММВБ

  • Все статьи автора
  • Агибалов Александр, Начальник Отдела документирования Службы обеспечения качества разработки Департамента развития торговых систем ЗАО ММВБ

  • Все статьи автора

Средства организации, управления и контроля рабочих процессов IT-подразделения

Сентябрь 2009

Обеспечивать эффективную организацию рабочих процессов, связанных с развитием и сопровождением торгово-клиринговой системы ММВБ, помогает внедренный комплекс решений на базе продуктов компаний Serena Software, Hewlett-Packard, а также ряда открытых продуктов.

Ядром, обеспечивающим функционирование всех электронных финансовых рынков Группы ММВБ, является многоуровневая и многокомпонентная торгово-клиринговая система (ТКС), активно развиваемая силами IT-подразделений Группы. ТКС включает в себя активно развивающиеся подсистемы:

  • центральное звено торгово-клиринговой системы;
  • ПО серверов доступа, позволяющее обеспечивать качественную и надежную поддержку пользователей ТКС;
  • ПО различных типов шлюзов;
  • эталонные терминалы Пользователей ТКС;
  • подсистему расчета биржевых индексов;
  • прикладной комплекс инструментов администрирования торгов и баз данных;
  • прикладное ПО системы электронного документооборота;
  • комплекс онлайн-взаимодействия с интернет-представительством.

Ввиду особой важности программной составляющей, а также повышенных требований к надежности и необходимости соответствовать установленным рыночным правилам и законодательству, усовершенствование торгово-клиринговой платформы осуществляется согласно строгой процедуре, отражающей классический жизненный цикл разработки программного обеспечения (подробнее о цикле разработке ПО см. http://en.wikipedia.org/wiki/Systems_Development_Life_Cycle).

Таким образом, за исключением процесса непосредственной разработки программного обеспечения, решаемые задачи включают в себя управление технологическим проектом, обеспечение контроля качества разработки, поддержку связанных с разработкой подсистем, а также решение внутренних управленческих вопросов с сопутствующей организацией внутреннего документооборота и управлением подзадачами.

Каждая из подсистем торгово-клиринговой платформы имеет свою функциональность, свою историю, свои версии и свои особенности. Работая над их сопровождением и развитием, специалисты, отвечающие за обеспечение качества разработки, сталкивались с достаточно большими объемами информации, поступающей от различных категорий пользователей, а также информации, возникающей и циркулирующей между разработчиками подсистем. Среди наиболее важных задач, требующих применения специализированных продуктов с описанием процессов, можно назвать:

  • внутреннее управление задачами и технологическими проектами (в качестве этапа общекорпоративных проектов по функциональным доработкам ТКС);
  • управление версиями при разработке программного обеспечения;
  • ведение внутреннего документооборота с элементами управления версиями и обеспечение совместной работы над ПО;
  • организацию процесса тестирования (контроль прохождения тест-плана, автоматизированное и регрессионное тестирование);
  • взаимодействие тестировщиков с разработчиками и контроль исправления ошибок («баг-трэкинг») — как внутри подразделений Группы, так и в масштабных внешних проектах, например в рамках поставки ТКС для украинской биржи ПФТС;
  • контроль выполнения запросов от других подразделений и Клиентского центра;
  • учет поставляемых конечным пользователям коммерческих продуктов и их конфигурации;
  • учет поступивших обращений, связанных с проблемами использования программных продуктов для конечных пользователей (шлюз и терминалы участников);
  • ведение базы данных разработчиков внешних программно-технических средств (брокерские и аналитические системы, системы распространения биржевой информации и т. п.) и взаимодействие с ними;
  • ведение технической «базы знаний».

Для решения всего комплекса задач было проведено исследование предложений на рынке, изучен большой опыт других компаний, и осуществлена пробная эксплуатация заинтересовавших решений. Ввиду достаточно широкого диапазона охватываемых областей деятельности, потребовалось внедрение целого ряда продуктов от разных поставщиков.

Управление процессами

Первым и наиболее широкомасштабным внедрением стало введение в эксплуатацию в 2006 г. платформы от компании Serena Software (представленной в России в лице компании «СофтМарт») — Business Mashups (до 2008 г. платформа носила название TeamTrack).

Функциональность

Разрабатывая проект по первоначальной настройке и внедрению Serena Business Mashups, было решено задействовать практически все базовые функции платформы. А именно, управление потоками работ (workflow), графическое описание рабочих процессов, характеризующее ход выполнения задач сотрудниками; автоматическую генерацию пользовательского интерфейса на основе описанных рабочих процессов и прочих настроек платформы; интеграцию с сервисом электронной почты, позволяющую уведомлять сотрудников об изменениях, происходящих с объектами системы, а также осуществлять обработку входящих электронных писем с последующей их ассоциацией с объектами системы. При этом система позволяет модифицировать стандартный пользовательский интерфейс там, где это необходимо для повышения удобства и улучшения визуального восприятия данных.

Универсальность

Развернутая изначально как система управления изменениями и проблемами (Issue and Change Management), конфигурация платформы значительно эволюционировала, успешно решив и ряд других актуальных управленческих и операционных задач, связанных с циклом разработки программного обеспечения. В результате выполненной работы было получено решение, которое состояло из порядка десяти приложений, в том числе имеющих несколько отдельных рабочих процессов. Среди автоматизированных процессов:

  • работа с найденными в процессе тестирования ошибками: их регистрация, отслеживание исполнения, формирование задач сотрудникам с уведомлением по электронной почте. В контексте данного процесса была настроена интеграция с системой автоматизированного тестирования HP Quality Center;
  • регистрация входящих запросов на изменение функциональности подсистем, их привязка к реестру проектов, создание подзадач для исполнителей;
  • управление реестром проектов и генерируемыми в их рамках задачами. При этом и проект и задача создаются, согласовываются и исполняются в соответствии со своими собственными рабочими процессами. Доступна возможность синхронизации проектов в Serena Business Mashups с реестром проектов в Microsoft Project;
  • процесс регистрации поставки коммерческих продуктов (серверов доступа, шлюзов, терминалов трейдеров) конечным пользователям;
  • автоматизация документооборота служебных записок в рамках IT-подразделения;
  • ведение базы данных разработчиков внешних программно-технических средств. В рамках этого приложения, на основе API платформы, реализован механизм новостных рассылок о важных изменениях, касающихся разработчиков и их продуктов;
  • обработка обращений пользователей клиентского программного обеспечения.

Serena Business Mashups является системой реального времени с возможностью легко и быстро создавать отчеты необходимой детализации с гибкими условиями выборки данных и их визуализации. Подобные отчеты используются как рядовыми сотрудниками, например, для просмотра разработчиком записанных на него ошибок, так и менеджментом – например, для получения общей картины состояния тестирования отдельно выбранного продукта, в разрезе серьезности найденных ошибок, статуса их устранения, вовлеченности человеческих ресурсов и т. д.

Развитие и управляемость процессов

Любая система должна развиваться, в том числе и система автоматизации собственной деятельности. Добавляются состояния рабочих процессов, меняются области ответственности исполнителей, появляются новые бизнес-ограничения на переходы между состояниями. Во внедренной платформе администраторы имеют возможность изменять описания рабочих процессов в реальном времени без остановки работы платформы и работы пользователей. Более того, сам процесс изменения конфигурации решений Business Mashups является полностью визуальным и имеет возможность контроля версий рабочих процессов.

Вся работа по созданию и изменению процесса состоит из трех основных шагов (рис. 1).

Тестирование ПО

Вторым решением, внедренным в рамках процесса по улучшению качества разработки, стала система тестирования на базе продуктов HP Quality Center и HP QuickTest Professional (продукты принадлежали компании Mercury Interactive Corp., которая в 2006 г. была приобретена компаний Hewlett-Packard). Выбор платформы Quality Center был обусловлен, в первую очередь, более широкими по сравнению с альтернативными решениями от других поставщиков, возможностями конфигурирования с использованием визуальных средств, без необходимости заказывать дополнительную разработку.

HP Quality Center используется специалистами по тестированию при выполнении единообразных, повторяющихся и стандартизированных процессов. В системе создается план тестирования продукта или подсистемы, каждый шаг которого должен быть воспроизведен при функциональном и/или регрессивном тестировании каждой версии программного продукта. Все обнаруженные и зафиксированные ошибки автоматически синхронизируются с Serena Business Mashups и уведомление об этом отсылается по электронной почте ответственному программисту.

HP QuickTest Professional применяется для создания и проведения автоматизированных тестов разрабатываемых программных продуктов. Реализованные сценарии хранятся в Quality Center и загружаются тестировщиками при проведении регрессионного тестирования.

Системы управления версиями

Одной из основных категорий программ, обеспечивающих удобный, эффективный и надежный процесс групповой разработки являются системы управления версиями. Некоторые разрабатываемые программные продукты имеют более чем десятилетнюю историю, поэтому за время их развития использовались системы, наиболее популярные в определенные периоды, такие как CVS и MS Visual SourceSafe. Ввиду ряда неудобств, а также возросших требований к функционалу, вызванных увеличением числа разработчиков, использующих самые различные инструментарии, при открытии новых направлений было решено перейти к более современной системе управления версиями.

Выбор был сделан в пользу Subversion (SVN), так как этот продукт более «зрелый» и наиболее полно удовлетворяющий всем поставленным требованиям. Помимо открытости продукта и стандартного для этого класса систем функционала, двумя наиболее важными дополнительными возможностями, повлиявшими на решение, стало:

  • наличие открытой и свободно распространяемой оболочки для ОС MS Windows — TortoiseSVN (рис. 2), позволяющей удобно вести версионный контроль офисных документов неспециалистами;
  • возможность активации дополнительных функций, например отправки уведомления по электронной почте или синхронизации с другой системой, при наступлении определенного события, такого как внесение новых изменений в файлы (механизм hook-скриптов).

База знаний

При наличии большого числа разработчиков и технических пользователей, еще одной важной областью, потребовавшей внедрения специализированных продуктов, стала организация «Базы знаний». В рамках потребностей подразделения под подобной базой подразумевалась система, позволяющая:

  • хранить документы, дистрибутивы продуктов, схемы и изображения;
  • создавать связную структуру красиво оформленных текстовых страниц по аналогии с веб-сайтом;
  • предоставлять всем пользователям удобные механизмы для редактирования и добавления контента;
  • иметь гибкую систему организации прав доступа.

Всеми этими свойствами обладают wiki-системы, поэтому для внутреннего использования, после пробной эксплуатации, была выбрана одна из таких систем, базирующаяся на ядре Moin-Moin (рис. 3). Выбор был обусловлен высокой активностью разработчиков системы, ее стабильностью, опытом эксплуатации другими компаниями (к примеру, на платформе Moin-Moin базируются Wiki-системы таких крупных проектов как Ubuntu, Debian, Apache, OpenOffice?DE), а также наличием большого числа расширений («плагинов»). Благодаря открытости системы, были написаны дополнительные модули, повышающие функциональность системы: модули управления пользователями и сбора статистики, программа конвертации Word-документов во внутренний формат и др.

Результаты и планы

По результатам внедрения платформы Serena Business Mashups было достигнуто повышение эффективности выполнения операционных процессов, связанных с разработкой ПО, за счет их структуризации, организации четкого взаимодействия между сотрудниками, контроля выполнения задач. Накапливаемые в приложениях платформы данные применяются не только в рамках генерирующих их процессов, но и в качестве исторических данных (например, при проведении повторного тестирования), и как справочник для других бизнес-процессов компании, например, при оформлении продаж программного обеспечения конечным пользователям. Были созданы описания таких рабочих процессов, которые состоят из более, чем пятнадцати шагов с массой правил и ограничений. Благодаря предоставляемым платформой интерфейсам, были разработаны дополнительные модули, значительно расширяющие ее функциональность и интеграцию с другими приложениями, такими как системы автоматизированного тестирования, ведения проектов, работа с электронной почтой

Внедрение остальных из упомянутых выше продуктов можно также однозначно назвать успешным. Линейка решений от HP/Mercury стала неотъемлемой частью процесса тестирования терминалов трейдеров семейства MICEX Trade. Значительная часть внутренней документации размещена и совместными усилиями улучшается в Moin-Moin Wiki, активно используется Subversion.

Разумеется, процесс внедрения инструментов организации, управления и контроля рабочих процессов ИТ-департамента ММВБ никак нельзя назвать завершенным. Несмотря на налаженную связь между отдельными платформами, полноценная интеграция еще не полностью достигнута. Это касается как интеграции обмена данными, так и отсутствия в настоящий момент единого центра авторизации, аутентификации и управления пользовательскими учетными записями. На исследовательских стадиях находится вопрос применения специализированных систем совместной работы над проектной документацией — в то время как Wiki является удобным средством построения базы знаний, подобный класс систем не отвечает требованиям процесса работы над пакетом документов, когда нужна максимально прозрачная интеграция с офисными системами на нескольких платформах (Windows, GNU/Linux, Mac), управление версиями, дискуссионные механизмы. Также в планах на будущее — использование системы нагрузочного тестирования HP LoadRunner, которая уже была успешно опробована в пилотных проектах. Готовится раздел Wiki для разработчиков внешних программно-технических средств.

Наконец, помимо положительного влияния на организационные процессы, внедрение новых продуктов позволило повысить надежность хранения всех актуальных и исторических данных за счет организации систем защиты информации с резервированием.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (6):
smvkdeapfx
19.01.2014 19:53:34
ghpwysdc, <a href="http://www.fvbffsnccj.com/">dhafivuwhh</a>
uyvfefqeyk
22.01.2014 10:04:56
mfcgesdc, <a href="http://www.bdakbrofaw.com/">acwqnytcln</a>
lraphasmbo
01.02.2014 19:25:15
oigemsdc, <a href="http://www.coiqdidfal.com/">cqzmujtpds</a> , [url=http://www.wmophlcxuf.com/]eojshemynu[/url], http://www.dzmurzuwaz.com/ cqzmujtpds
ywtsprdiwq
19.03.2014 13:07:58
fapcssdc, <a href="http://www.ffqwfqsgsi.com/">scxowkfzvd</a> , [url=http://www.skabilgyjv.com/]kqzphwpqgo[/url], http://www.mymbymfedi.com/ scxowkfzvd
Tronko
08.11.2014 02:58:11
[URL="http://www.rcb.ru/bo/2009-09/25665/"]управления и контроля рабочих процессов IT-подразделения[/URL]
Aleks
08.11.2014 03:02:20
Арендуйте автомобилей класса люкс в Европе, Дубай и Абу Даби.

http://luxurysportcarhire.com/ru/

Аренда Ferrari, Lamborghini, Bentley, Прокат Porsche, Aston Martin, Maserati, BMW, Mercedes, Audi, Land Rover — Range Rover, Jaguar, Bugatti, McLaren, Mini, Rolls Royce, Koenigsegg, Pagani

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100