Casual
РЦБ.RU

"Тихая гавань" субфедеральных облигаций. Надолго ли?

Май 2009

На фоне участившихся дефолтов по корпоративным долгам рынок субфедеральных облигаций кажется "тихой гаванью". Несмотря на относительно неплохой рост доходов региональных бюджетов в 2008 г., сопоставимый рост расходов и повышение госдолга, а также итоги исполнения региональных бюджетов в январе 2009 г., наметившийся спад производства и продаж в российской экономике вызывают опасения относительно погашения своего долга со стороны отдельных регионов — эмитентов облигаций без дополнительного внешнего финансирования.

По итогам 2008 г. при среднем увеличении общих доходов бюджетов субъектов РФ — эмитентов облигаций по отдельным регионам рост доходов оказался неравномерным и составил от 13% до 39%. Расходы региональных бюджетов в среднем выросли на 27%, однако разброс показателей по отдельным регионам также составил от 14% до 42%. Вместе с тем недофинансирование плановых расходов составило в среднем 9,5%. Невыполнение планов по доходам составило всего чуть более 3% (табл. 1).

Несмотря на невыполнение планов по расходам в 2008 г. 69% общего числа регионов исполнили свои бюджеты с дефицитом в пределах от 0,09 до 7,75% собственных доходов. В 2007 г. доля "дефицитных" регионов составлял 59% общего количества. При этом у 63% из числа рассматриваемых регионов наблюдалось снижение доли собственных доходов в общих доходах субфедеральных бюджетов. В среднем снижение составило 2,34 п.п. — до 70,68% доходов (табл. 2).

В 2008 г. у 69% от общего числа регионов — эмитентов был зафиксирован рост государственного долга (в абсолютном вы­ражении), который в среднем составил порядка 17%. При этом по семи регионам он достигал 51–104%.

Но при этом рост относительного показателя долговой нагрузки (долг/собственные доходы) вырос у 47% регионов. У девяти регионов отношение долга к собственным доходам оказалось выше приемлемого уров­ня (30%), в т. ч. у трех из них — в пределах 50–55% от собственных доходов, а у одного региона — превысило 82%.

Расходы на обслуживание государственного долга хотя и выросли у 44% рассматриваемых регионов, но в среднем не превышают 1% общих расходов. Лишь у трех регионов расходы на обслуживание государственного долга составили в пределах 2–4% общих расходов.

По итогам января 2009 г. все субъекты РФ — эмитенты облигаций продемонстрировали снижение доходов бюджетов, составившее в пределах от 1 до 58%, а в среднем — 34%. У 24 регионов (84%) наблюдалось снижение налоговых доходов, составившее в среднем 16%. У четырех регионов был от­мечен небольшой рост — в пределах 1–6%, и лишь у одной области рост превысил 57% (из-за крайне низкой базы в прошлом году).

Несмотря на снижение доходной части бюджета, у порядка 72% регионов был отмечен рост расходов бюджета, который составил в среднем более 18%. Снижение расходов у девяти регионов (28%) составило в среднем порядка 24%. Государственный долг на 1 февраля 2009 г. вырос за год в среднем на 21% против 17% годового роста на начало 2009 г. Снижение долга было зафиксировано у 22% против 31% по итогам 2008 г.

Список регионов с максимальным уров­нем долговой нагрузки на 1 февраля 2009 г. практически не изменился за месяц и еще 5 регионов вплотную приблизились к отметке 30%.

На фоне массовых дефолтов на рынке корпоративных облигаций ситуация с субфедеральными облигациями выглядела достаточно оптимистично — дефолтов по ним зафиксировано не было (за исключением задержки платежа по муниципальным облигациям Клинского района Московской области).

Номинальный объем субфедеральных облигаций на текущий момент составляет около 300 млрд рублей, что составляет менее 20% рынка корпоративных облигаций. Также в отличие от корпоративных облигаций, где срок обращения обычно ограничивается годовой (реже полугодовой или 1,5—2-летней) офертой, субфедеральные облигации размещались с погашением не менее чем через 2–3 года.

До конца 2009 г. предстоит погашение региональных облигаций на общую сумму порядка 38,7 млрд руб. или 13% общего объема. В то время как на рынке корпоративного долга объем погашений должен составить в текущем году порядка 282 млрд руб., а объем выплат по офертам — более 690 млрд руб. В течение следующих пяти лет ежегодный объем погашений составит в пределах 30–66 млрд руб. или 10–22% общего объема.

В 2009 г. пик погашений приходится на апрель, когда свои обязательства долж­-ны будут выполнить Московская область (9,6 млрд руб.) и Москва (9,4 млрд руб.). Кроме того, в июле Москве предстоит выплатить еще почти 9,65 млрд руб. по очередному займу. Большинство остальных погашаемых займов являются относительно небольшими для региональных заемщиков. Кроме того, процентные ставки по обращающимся облигациям у региональных заемщиков не превышают в настоящее время 10—12% годовых (рис. 1).

Очевидно, что показатели исполнения бюджетов по итогам начала 2009 г. не могут объективно отражать финансовую ситуацию в регионах. Однако замедление российской экономики в целом, резкое падение производства и продаж в отдельных отраслях, рост безработицы, сокращение и невыплаты заработной платы — все эти негативные факты не вселяют оптимизм относительно возможного улучшения ситуации с исполнением региональных бюджетов в кратко- и среднесрочной перспективе. Пред­став­лен­ные данные явно свидетельствуют о том, что для погашения своих долгов многим регионам придется прибегнуть к дополнительному фи­нансированию. Однако нельзя не учитывать, что помощь федерального бюджета (с учетом его текущего состояния) будет ограничена, рынки публичного капитала для большинства регионов — эмитентов 2–3-го эшелонов по-прежнему закрыт. Един­ствен­ным источником могут стать существенно подорожавшие кредиты банков, многие из которых существенно снизили активность в этом направлении.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100