Casual
РЦБ.RU

Финансовый рынок Украины Итоги. 2008 г. Прогнозы и ожидания 2009 г.

Февраль 2009

Кризис на Украине разворачивается на фоне общемирового финансового кризиса, при этом экономическая ситуация усугубляется недостатками национальной системы денежного и кредитного обращения и слабостью банковской системы Украины.

В 2008 г. закончилась семилетняя эпоха регулируемого курса гривны. За годнациональная валюта Украины подешевела по отношению к доллару на 40%.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ ЗА 2008 Г.

Инфляция в Украине в 2008 г. соста­вила 22,3% против 9,6%, заложенных в бюджете. Рост ВВП при прогнозе 6,8% был на уровне 2,1% — это наименьший показатель за последние восемь лет. Промышленное производство сократи­лось на 3,1% — наихудший показатель за последние 10 лет.

Кабинет министров Украины при под­готовке госбюджета на 2009 г. ориенти­ровался на то, что годовая инфляция в те­кущем году составит 9,5% при росте ВВП в 0,4%. Вместе с тем, большинство миро­вых и украинских экспертов считают, что при умеренных монетарных действиях На­ционального банка Украины (НБУ) и сба­лансированной бюджетной политике пра­вительства инфляция в Украине в 2009 г. составит 15—17% при падении ВВП на уровне 5%.

В целом за 2008 г. по предваритель­ным данным отрицательное сальдо пла­тежного баланса сформировалось в раз­мере 3,1 млрд долл. и было профинанси­ровано за счет резервов НБУ, а также средств МВФ:

текущий счет — –11,9 млрд долл., в т. ч.

товарный –16,0 млрд долл.

услуги +2,1 млрд долл.

доходы +2,0 млрд долл.

финансовый — +8,8 млрд долл., в т. ч.

прямые инвестиции +9,9 млрд долл.

средне- и долгосрочные кредиты и еврооблигации +14,8 млрд долл. прочий капитал –15,2 млрд долл.

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ

Абсолютное значение текущего счета платежного баланса, сформированного на уровне 11,9 млрд долл., соответствует 6,7% украинского ВВП (в 2007 г. — 3,7% ВВП) и образовано за счет дефицита то­варного баланса, который, по предвари­тельным данным НБУ, в 2008 г. составил 16 млрд долл. Наращивание дефицита то­варного баланса произошло, в первую оче­редь, вследствие интенсивного роста дохо­дов населения в первом полугодии 2008 г., что существенно стимулировало объем им­порта. Вместе с тем, высокие цены на това­ры украинского экспорта в первом полуго­дии прошлого года содействовали улучше­нию торгового баланса в середине года.

  • Товарный баланс — –16,0 млрд долл.)

В целом за 2008 г. объем экспорта вырос на 35,9% по сравнению с показа­телем 2007 г. и составил 67,7 млрд долл., что было достигнуто, в первую очередь, за счет высоких цен на товарных рынках в середине прошлого года, в частности на продукцию черной металлургии, химиче­ской отрасли, а также АПК. Так, в 2008 г. объем экспорта металлургии вырос на 33,4%, машиностроительной продукции — на 29%, АПК — в 1,7 раза.

Объем импорта товаров за год увели­чился на 38,4% до 83,6 млрд долл. вследствие повышенного внутреннего спроса, а также роста мировых цен на энергоносители, сырье и материалы. Так, в структуре роста импорта в 2008 г. наи­больший прирост произошел за счет ми­неральных продуктов (газ, нефть, уголь) — 50,3%, продукции машиностроения — 34,9%, продукции химической промыш­ленности — 32,4%.

  • Услуги — +2,1 млрд долл.

Согласно данным НБУ, в 2008 г. нере­зидентам было предоставлено услуг на сумму 18 млрд дол, получено на 15,8 млрд долл. Прирост импорта услуг составил 34,8%, экспорта — –26,9%.

  • Баланс доходов — –2,0 млрд долл.

Отрицательное сальдо баланса дохо­дов в 2008 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. в три раза и составило 2 млрд долл., что было обусловлено ростом вы­плат дивидендов по прямым иностран­ным инвестициям (в два раза) и ростом затрат на обслуживание внешнего долга (в 1,4 раза).

ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ

В 2008 г. положительное сальдо фи­нансового счета сформировалось в объе­ме 8,8 млрд долл., что на 40,1% меньше, чем в 2007 г. (14,7 млрд долл.). Сокра­щение сальдо финансового счета про­изошло впервые за 2,5 года в первую очередь за счет массового оттока капита­ла в III—IV кв. 2008 г.

  • Прямые иностранные инвестиции — +9,9 млрд долл.

Несмотря на массовый отток капита­ла с Украины во второй половине 2008 г. по результатам года объемы чистого при­тока инвестиций находились на уровне 9,9 млрд долл., что на 7,5% больше, чем в 2007 г. В структуре ПИИ на первом мес­те в 2008 г. оказался банковский сектор, который привлек 42,7% от общей суммы поступлений. В условиях финансового кризиса, острая фаза которого пришлась на сентябрь-октябрь прошлого года, рост объема инвестиций был достигнут за счет рекапитализации банков иностранными материнскими структурами.

  • Средне- и долгосрочные кредиты и еврооблигации — +14,8 млрд долл.

В 2008 г. объемы привлечений долго­срочных кредитов и еврооблигаций оста­лись на уровне 2007 г. и составили 14,8 млрд долл., что в основном было достиг­нуто за счет активных привлечений в тре­тьем квартале 2008 г.

  • Прочий капитал — –15,2 млрд долл.) Отрицательное сальдо по статье про­чий капитал сформировалось в основ­ном за счет оттока капитала (в частно­сти только в IV кв. 2008 г. отток соста­вил 8,8 млрд долл.), а также прироста запасов наличной валюты вне банков­ской системы (14,1 млрд долл. в 2008 г.).

Резервы Национального банка Украи­ны на 1 января 2009 г. находились на уровне 31,5 млрд долл.

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ПОСТАВИЛ НА ГРАНЬ ВЫЖИВАНИЯ ТРЕТЬ УКРАИНСКИХ БАНКОВ

Один из основных каналов воздейст­вия мирового кризиса на экономику Ук­раины — банковский сектор. Это влияние начало проявляться задолго до дестаби­лизации на валютном рынке. Украинские банки, прежде всего, контролируемые иностранным капиталом, имели возмож­ность легко получить дешевые и, как пра­вило, краткосрочные кредиты у иностран­ных банков, и за счет этих ресурсов вы­давать дорогие и зачастую долгосрочные кредиты в Украине.

Уже во второй половине 2007 г., пос­ле начала ипотечного кризиса в США, си­туация начала постепенно меняться. За­падные банки вынуждены были повышать ставки по своим кредитам, в том числе для украинских банков и корпораций (на 5—6%). Соответственно, это привело и к серьезному удорожанию кредитов, выда­ваемых украинскими банками, причем как для юридических, так и для физиче­ских лиц.

И уже весной 2008 г. банки столкну­лись с дефицитом ликвидности из-за ус­ложнения доступа к внешним займам. Финансовые учреждения повысили ставки по кредитам и ограничили их вы­дачу.

В марте-июне НБУ была проведена искусственная ревальвация гривны с це­лью преодоления инфляционных тенден­ций — курс нацвалюты "укрепили" с 5,05 UAH/USD до 4,65 UAH/USD. На межбанке активно велась скупка доллара.

Но в августе стоимость гривны нача­ла снижаться: к 1 октября за доллар на межбанковском рынке давали 5,11 грн., к 1 ноября — 5,90 грн, к 1 декабря — 7,38 грн., а к 17 декабря — 9,6 грн.

Причиной снижения курса гривны стало уменьшение притока иностранных инвестиций и займов в Украину, повыше­ние кредитных ставок, снижение поступ­лений валюты от экспортеров, и как след­ствие, ажиотажный спрос на валюту со стороны импортеров. Внешнеторговый дефицит в январе-сентябре 2008 г. дос­тиг 10,3 млрд долл.

Осенью стабильность всей банков­ской системы была поставлена под угрозу из-за паники вкладчиков — с 1 по 13 ок­тября со счетов было снято 6 млрд грн. (5% от суммы депозитов физлиц в нацва­люте).

Паника была спровоцирована рей­дерской атакой на "Проминвестбанк" и начавшимся падением курса гривны. 13 октября НБУ ввел временный запрет на досрочное снятие депозитов, резко огра­ничил выдачу валютных кредитов и увели­чил рефинансирование банков. Кроме этого, НБУ пытался остановить удешевле­ние гривны с помощью масштабных ин­тервенций (4,1 млрд долл. в октябре и 3,4 млрд долл. в ноябре), но ему удалось лишь замедлить падение нацвалюты. До­верие вкладчиков к финучреждениям уже было подорвано — в октябре-ноябре объ­ем гривневых депозитов сократился на 13,4% — до 109,7 млрд грн.

Положение усугублялось наличием ог­ромного кредитного "пузыря", который возник одновременно с "пузырем" на рынке недвижимости. Кредиты без пер­воначального взноса и под фантастиче­ские цены квартир, кредиты под серые доходы, кредиты в денежных единицах, не соответствующих доходам заемщика, привели в конечном результате к лавино­образному нарастанию проблемной за­долженности.

При падении курса национальной де­нежной единицы заемщики валютных кредитов попадают в настоящий тупик. Они теряют интерес к выплатам "неподъ­емных" долгов. Соответственно, банки требуют от регулятора еще больше денеж­ных инъекций. И снова падает курс грив­ны и количество "отказников" среди должников снова увеличивается...

5 ноября 2008 г. совет директоров МВФ принял решение о выделении Укра­ине стабилизационного кредита stand-by в размере 16,4 млрд долл. Средства предоставляются для пополнения между­народных резервов НБУ и поддержания курса гривны. Первый транш в сумме 4,5 млрддолл., поступил на счета Нац­банка 10 ноября.

Плата Украины по кредиту — 4% годо­вых и выполнение ряда требований Фон­да. В частности, власти должны ввести режим плавающего курса гривны, огра­ничить в будущем году рост денежной ба­зы на уровне 11%, принять бездефицит­ный Госбюджет-2009. Вопрос выделения второго транша кредита для НБУ отклады­вается на неопределенный срок.

Условия кредита МВФ предполагают снижение темпов роста денежной массы и соответственно ограничивают эмисси­онные устремления отечественных фи­нансистов. Подобного сценария пока что придерживается Нацбанк, который огла­сил свое намерение повысить учетную ставку и не отказывается от попыток соз­давать хотя бы временный дефицит грив­ны: это, с одной стороны, сдерживает кредитование, с другой — уменьшает спрос банков и клиентов на валюту.

Что касается уровня инфляции, то до­статочно существенная девальвация грив­ны в конце 2008 г., а также наложение дополнительных импортных пошлин в размере 13% на весь импорт (за исклю­чением критического) приведут к росту потребительских цен. В то же время, ухуд­шение потребительского спроса вследст­вие отсутствия роста реальных доходов населения и ограничения банковского потребительского кредитования позволит замедлить темпы годового роста цен.

Национальный банк опубликовал на февраль и март график валютных интер­венций. Обнародование графика прове­дения интервенций и аукционов, а также постоянное присутствие НБУ на рынке с регулярными интервенциями на протяже­нии января, вселяет определенную уве­ренность в участников рынка относитель­но прозрачности и ясности позиции Нац­банка в вопросе валютного регулирова­ния и, несомненно, должно оказать позитивный эффект на рынок украинской гривны в краткосрочной перспективе.

С начала 2009 г. НБУ продал на ва­лютных аукционах около 2 млрд долл. Со­глашение с МВФ позволяет регулятору направить на поддержку курса нацио­нальной валюты еще около 3 млрд долл., что является эквивалентом недельных интервенций в объеме 300—400 млн долл. За последнюю неделю января объе­мы рефинансировании составили более 3,3 млрд грн. Средства от НБУ могли по­лучить только отдельные банки. Список учреждений, получивших рефинансирова­ние, как и раньше, не разглашается. Как результат, дефицит ликвидности сохраня­ется, короткие ставки на кредиты "овер­найт" превышают 50%. На рынке растут девальвационные ожидания, что приво­дит к снижению объема предложений но­минированных в гривнах.

По данным НБУ:

  • на 1 декабря 2008 г. валютные кре­диты банков экономике достигли 65,1 млрд долл., в то время как резервы НБУ на эту же дату составляли всего 32,7 млрд долл.;
  • c января по август 2008 г. средне­взвешенные ставки по кредитам в нацио­нальной валюте (с учетом овердрафта) выросли с 13,6% до 16%, в иностранной валюте — с 10,9% до 12,1%. В декабре средневзвешенные ставки по кредитам в национальной валюте составили 21,6%, в иностранной валюте - 12,6%.

В банковском секторе по состоянию на конец 2008 г. доля иностранного капитала в его общем объеме составляла 37,2% и превысила пороговое значение границы экономической безопасности в 30%, в страховом приближалась к этой границе — 28,1%. Внешний долг банковского сектора только за год вырос с 21,2 млрд до 38,45 млрд долл. (по состоянию на 1 июля 2008 г.). По внешним кредитам только в этом году банкам придется выплатить 16 млрд долл.

Углубление мирового кризиса делает 18 кредит на Украине еще более дорогим. Аэто — прямой путь к замедлению эконо­мического роста. Кризис ликвидности бу­дет продолжаться в 2009 г., что станет одной из причин уменьшения объема продаж потребительских товаров и усугу­бит спад в экономике. Главный вопрос сейчас в том, пере­растет ли снижение ликвидности банков­ской системы в крупномасштабный бан­ковский кризис?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И КОРПОРАТИВНЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ УКРАИНЫ СОСТАВИЛ 108 МЛРД ДОЛЛ.

Прямой внешний долг страны состав­ляет 11 млрд долл. По нему Минфин дол­жен заплатить в 2009 г. около 2 млрд долл. (1,3% ВВП страны или 13% кредит­ной линии от МВФ в размере 16,5 млрд долл.). НБУ в состоянии погасить обяза­тельства из золотовалютных резервов при нынешнем курсе, учитывая положи­тельный дефицит платежного баланса и радикальное ограничение валютного кредитования.

Государственный долг в 2008 г. вырос на 38% до 24,1 млрд долл., коэффициент "долг/ВВП" вырос до уровня 13,9% (по сравнению с 12,1% годом ранее) — этот показатель все еще остается одним из са­мых низких в Восточной Европе и отража­ет достаточные возможности правительст­ва управлять своим долгом.

Так что способность Украины обслу­живать долг не вызывает сомнений. Это­му риску подвержена не страна в целом, а отдельные госкомпании, прежде всего, НАК "Нафтогаз Украины". Но и в этом слу­чае государство выступит в качестве га­ранта платежеспособности этих контр­агентов.

Кредиты от МВФ и ВБ, а также от НБУ (в гривнах) были основными источника­ми роста долга в прошлом году.

Правительство привлекло 4,5 млрд долл. посредством первого транша стаби­лизационного кредита от МВФ и 0,5 млрд долл. в виде кредита ВБ. Однако внешние кредиты полностью не покрыли дефицит бюджета. Это заставило правительство более активно привлекать финансирова­ние на внутреннем рынке. Хотя первич­ный внутренний рынок гособлигаций во второй половине года был "скорее мертв", правительству удалось увеличить объем своих гривневых обязательств в течении 2008 г. в 2,3 раза путем прода­жи гособлигаций государственным бан­кам, которые рефинансировали эти обли­гации через НБУ. Эта процедура позволи­ла получить гривны путем непрямой де­нежной эмиссии и покрыть дефицит бюджета, а также предоставить кредиты "Нафтогазу" для оплаты задолженности перед Россией за газ в конце декабря.

Экономический спад, резко проявив­шийся с октября 2008 г., стал главным фактором снижения налоговых поступле­ний в конце прошлого года. Поскольку экономический кризис в течение текуще­го года будет усугубляться и дальше, а на­кануне новых президентских выборов правительство вряд ли существенно со­кратит какие-либо социальные расходы, то в этих условиях обеспечить уровень госрасходов в размере 31 млрд грн. (3% от прогнозируемого ВВП) по требованию МВФ можно лишь с помощью наращива­ния государственного долга. Так, соглас­но принятому закону о Госбюджете-2009, общий объем госзаймов должен соста­вить 88,7 млрд грн. При этом основная масса долговой нагрузки (69,9 млрд грн.) будет сформирована опять же за счет привлечения средств Минфином че­рез выпуск гособлигаций. Но с учетом со­хранения негативной конъюнктуры внут­реннего долгового рынка единственным способом является размещение облига­ций через государственные банки Укр­эксим и Ощадбанк с дальнейшим рефи­нансированием через НБУ. Это все та же непрямая денежная эмиссия, которая уже проводилась в конце 2008 г.

С одной стороны, такое увеличение уставного капитала должно обеспечить стабильную безубыточную деятельность госбанков, своевременное обслуживание ими обязательств перед госпредприятия­ми, пенсионных и других социальных программ. С другой стороны, это создает еще одну возможность для Кабинета ми­нистров для финансирования бюджетно­го дефицита. Если значительный объем средств от размещения гособлигаций планируется направить на финансирова­ние госбюджета, то еще часть от этой сум­мы, ориентировочно 44,9 млрд грн., бу­дет адресована на поддержку банковской системы, еще около 25 млрд грн. — на решение социальных вопросов и другие цели. А это уже прямой путь к росту ин­фляции и обесцениванию гривны.

По оценкам экспертов, непрямой вы­пуск необеспеченных эмиссионных денег на сумму до 30 млрд грн. может повы­сить годовую инфляцию на 3—4% и снова обвалить курс гривны.

С одной стороны, такой сценарий плохо согласуется с принципами мемо­рандума, подписанного с Международ­ным валютным фондом, и дает формаль­ные основания даже для отзыва первого транша кредита. Тем не менее, МВФ и далее будет пытаться разрешить аварий­ную ситуацию в экономике страны. Хотя 6 февраля 2009 г. Миссия МВФ покину­ла Украину, так и не завершив первый пересмотр соглашения stand-by между МВФ и Украиной.

Не следует исключать возможности открытия со стороны международных ор­ганизаций еще одной линии экстренного кредита для Украины в случае, если экс­перты этих организаций посчитают такую помощь шансом избежать дефолтного сценария для страны.

ВНЕШНИЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ДОЛГ УКРАИНЫ

На сегодня он составляет до 30— 40 млрд долл. Финансовый сектор Украи­ны — один из лидеров в привлечении пря­мых иностранных инвестиций (19% всего накопленного иностранного капитала).

У предприятий, имеющих кредиты под госгарантии — "Нафтогаз Украины", "Ук­равтодор", "Укрэксимбанк" и других компа­ний, к концу прошлого года задолженность выросла почти в три раза — до 7,5 млрд долл.

В 2009 г. дефолт Украине не грозит. Невыполнение взятых на себя кредитных обязательств возможно только в корпо­ративном секторе. Некоторые банки по­чувствуют себя особенно плохо, но это будут единичные случаи банкротства, уве­рены эксперты. До дефолта банковской системы дело не дойдет. Больше не по­везло банковскому сектору, внешний долг которого только за год вырос с 21,2 млрд до 38,45 млрд долл. (по состоянию на 1 июля). Особо были активны банки первой двадцатки, многие из которых имеют иностранных владельцев. Это поз­воляло им широко привлекать инвести­ции из материнских структур. Выручен­ные средства шли на кредитование в Ук­раине.

После того, как доллар вырос на 40%, возврат займов затруднился. Кро­ме того, у украинских банков резко вы­росли невозвраты и просрочки по креди­там. В итоге, выплатить сумму долга пе­ред зарубежными коллегами в срок ста­новиться все труднее. И если ранее большинство кредиторов соглашалось на пролонгацию кредита, то сейчас все тре­буют своевременных выплат и кредитов не продлевают. Основные небанковские заемщики — девелоперские и ритейл­компании стремительно теряют покупате­лей, поэтому не исключено, что часть из них также не сможет вернуть долги.

Украинские страховые компании тоже не успели застраховаться от кризиса. Ог­раничение банковского кредитования уже привело к снижению объемов имуще­ственного страхования при выдаче ипоте­ки на 30%. Сейчас страховые компании Украины испытывают острую нехватку ли­квидности и опасаются, что возможные отказы в выплате страховых возмещений усугубят кризис доверия клиентов к ком­паниям. Ситуация на банковском рынке, где уже начались продажи по непривычно низким мультипликаторам, может повто­риться и в страховой отрасли. Сегодня все страховые компании заняты разра­боткой и внедрением новых стратегий ра­боты в условиях практически полной за­морозки банками кредитования, в част­ности ведут политику переразмещения резервов в менее рискованные и доход­ные инструменты.

В связи с ситуацией в экономике и на фондовом рынке не выгодно и опасно вкладываться в акции и корпоративные облигации. Согласно отчету Госфинуслуг за 2007 г., общий объем активов страхо­вых компаний составил 19,3 млрд грн., из них 8,6 млрд направлено на покрытие сформированных страховых резервов.

Участники рынка опасаются, что из­за высокого уровня инфляции и экономи­ческого спада и без того ограниченный платежеспособный спрос страхователей снизится еще больше. Добавил проблем страховщикам еще и НБУ, заморозивший досрочную выдачу банками всех видов депозитных вкладов (по итогам 2007 г. доля резервов страховых компаний, хра­нящихся на банковских депозитах, соста­вляла 32%, или 6,2 млрд грн.).

На протяжении последних пяти-шести лет в связи с массовым приходом ино­странных инвесторов на украинский ры­нок страховых услуг компании для повы­шения своей рыночной доли зачастую ве­ли бизнес на грани безубыточности. Мно­гие занимались демпингом, компенсируя убытки по имеющемуся портфелю из но­вых платежей, перекладывая риски невы­плат на новых клиентов. В итоге на рынке могут остаться компании, которые пыта­лись адекватно формировать и разме­щать страховые резервы.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ ИТОГИ 2008 Г., ПРОГНОЗЫ И ОЖИДАНИЯ В 2009 Г.

Украинская финансовая система, как и все системы стран третьего мира, при слабо развитом банковском секторе за­висит от внешних денежных инъекций. На начальном этапе финансовой дестабили­зации в ведущих экономических странах мира приток иностранного капитала на Украину даже усилился. Иностранные ин­весторы спасали средства от обесцене­ния, выводя их в страны, которые кризис еще не затронул.

Большая часть иностранного капита­ла, находящегося в Украине, носит спеку­лятивный характер (до одного года). Поэ­тому, когда осенью начался обвал в про­мышленном секторе и процесс девальва­ции гривны, накалилась политическая ситуация, началась стремительная "выем­ка" капитала из Украины. Внутренний ры­нок был поставлен в условия жесткой де­нежной голодовки.

Кроме того, как оказалось, кредит­ный бум, сопровождавший Украину вплоть до начала 2008 г., затронул и ин­вестиционные компании. В 2007 г., когда рынок длительное время демонстрировал высокие темпы роста, профессиональные участники соблазнились возможностью использовать банковские кредиты не для покрытия операционных расходов, а для торговых операций.

В условиях денежной голодовки кре­дитный процент вырос вслед за дорого­визной капитала. Не сумев показать про­шлогодней доходности, инвесткомпании, чтобы не получить больших убытков, нача­ли массово распродавать свои ценные бумаги, что и привело к обвалу фондово­го рынка Украины. Для любой высокораз­витой страны это означало бы экономиче­ский крах. Но Украину спасает неразви­тость фондового рынка и его слабое вли­яние на экономику. Подобная динамика может снизить инвестиционную привле­кательности страны и крайне негативно повлиять на приток не только портфель­ных, но и прямых инвестиций.

ЗА 2008 Г. ФОНДОВЫЙ ИНДЕКС ПФТС ПОТЕРЯЛ 85%

Это падение стало вторым в мире по­сле обвала исландского биржевого пока­зателя. Только с начала сентября 2008 г. индекс ПФТС упал на 33,2% (по состоя­нию на конец второй декады месяца). С начала 2009 г. по состоянию на 5 фев­раля 2009 г. индекс ПФТС понизился на 46,5 пункта или 15,4%.

В 2008 г. капитализация рынка сни­зилась на 74% и с этого момента верх­ний и нижний порог ее изменений отли­чались друг от друга лишь на 1,5%, что является достаточно негативным факто­ром и говорит о стагнации фондового рынка. У игроков нет желания и доста­точных финансовых средств, чтобы раз­вивать рынок, а без дополнительных ин­вестиций рынок будет долго пребывать в состоянии застоя.

Рынок корпоративных облигаций со­кратился более чем в шесть раз по срав­нению с концом ноября 2008 г.

В первую очередь, это связано с проблемами отечественных банков, так как более чем 80% рынка контролиро­валось банками. Вместе с тем, дефолтов на рынке достаточно мало. Секрет фи­нансовой устойчивости и платежеспо­собности эмитентов очень прост — вме­сто того, чтобы объявлять технический дефолт, они предпочитают конфиденци­ально договариваться с инвесторами об отсрочке платежей. Очень многие выпус­ки корпоративных бондов целиком со­средоточены у одного или нескольких инвесторов, и эмитенту несложно дого­вариваться с ними о переносе платежа. Лидером кризоустойчивости стали бонды "Укргазбанка".

Сегмент рынка государственных бумаг значительно набрал в весе, и прирост со­ставил около 24%. Полный торговый обо­рот за 2008 г. составил 10,7 млрд грн. (в т. ч. за счет объема размещенных Минфином гособлигаций под непрямую денежную эмиссию).

Рынок украинских еврооблигаций закончил 2008 г. на подъеме. Узость се­годняшнего рынка акций на Украине не позволяет развернуться крупным инве­сторам-нерезидентам. При этом объем находящихся в свободном обращении ев­рооблигаций позволяет им вести мас­штабную и прибыльную игру.

Объем выпуска суверенных еврооб­лигаций с погашением в 2011—2013 гг. суммарно составляет 1,3 млрд долл., амуниципальных облигаций Киева — 0,4 млрд долл. На фоне всеобщего паде­ния капитализации едва ли какой-либо эмитент акций может похвастаться по­добным free-float.

Доходность украинских суверенных еврооблигаций с погашением в 2009 и 2011 гг. превзошла 31% годовых, а с по­гашением в 2016—2017 гг. — 20—21% годовых, муниципальных облигаций Кие­ва —от 29% до 38% годовых. На рынок положительно повлияло заключение Ук­раины Меморандума с МВФ о выделении Украине стабилизационного кредита stand-by в размере 16,4 млрд долл.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Kerbasi
18.02.2010 00:49:11
Hi guys. The most exciting phrase to hear in science, the one that heralds new discoveries, is not 'Eureka!' (I found it!) but 'That's funny .' Help me! I find sites on the topic: Working of a lcd monitor. I found only this - <a href="http://www.akl.lt/akl-2.9/baltix/Members/LcdMonitor/sony-lcd-monitor-craigslist">sony lcd monitor craigslist</a>. Lcd monitor, countries will be more many, quite typically the liquid voltage of consumers, but might however use to the scale tool lack, not dealing in next products. Electronic monitors have been available to solve the effect portion, hugely the riser often consists and these large devices replaced more, lcd monitor. Thank :mad: Kerbasi from Guatemala.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100