Casual
РЦБ.RU

Рынок ценных бумаг Кыргызской республики

Январь 2009

На современном этапе развития эко­номики рынок государственных ценных бумаг в республике представляет собой наиболее важную часть финансового рын­ка. Юридические и физические лица, про­фессиональные участники РЦБ рассматри­вают рынок госбумаг как привлекатель­ные в отношении доходности и надежные вложения, гарантированные государст­вом, что несколько противоречит между­народной практике, так как низкий риск никогда не сопровождается высокой до­ходностью. Основным условием нормали­зации и оздоровления финансового рын­ка является снижение доходности ГЦБ. Высокая доходность бумаг ведет к повы­шению уровня цен на заемные ресурсы, включая банковский кредит, который яв­ляется важнейшим источником инвести­ций. Все это еще более углубляет инвести­ционный и общеэкономический кризис, ибо реальный сектор не получает столь необходимых ему капиталовложений.

Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг Кыргызской Респуб­лики осуществляют 103 юридических ли­ца на основании 147 лицензий.

Деятельность по организации торгов ценными бумагами осуществляют три ли­цензированных организатора торгов:

  • ЗАО "Кыргызская фондовая биржа";
  • ЗАО "Биржевая торговая система";
  • ЗАО "Central Asian Stock Exchange".

Право на осуществление депозитар­ной деятельности имеют:

  • ЗАО "Центральный депозитарий";
  • ООО "Биржевая торговая система";
  • Инвестиционный акционерный ком­мерческий банк "Иссык-Куль";
  • ЗАО "Central Asian Stock Exchange".

На рынке ценных бумаг Кыргызстана успешно работают 32 брокерские и 28 ди­лерских компаний.

Лицензию на право ведения реестра владельцев ценных бумаг имеют 18 компаний.

На рынке работают пять инвестицион­ных фондов: ОАО АИФ "Элесинвест", ОАО АИФ "Жаштык-Инвест", ОАО АИФ "Ала­Тоо-Инвест", Специализированная инве­стиционная компания "Нур-Инвест" и АО­ОТ АИФ "Береке-Инвест".

ТОРГИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

За 2007 г. в торговых системах орга­низаторов торговли на рынке ценных бу­маг было совершено 7170 сделок на сум­му 5,7 млрд сомов против 4985 сделок на сумму 4,1 млрд сомов, совершенных за 2006 г.

ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

За 2007 г. в Финансовом надзоре бы­ло зарегистрировано 77 выпусков простых именных акций на сумму 2 117,2 млн со­мов, что по объему выпусков акций на 85,9 млн сомов больше 2006 г. За 2006 г. зарегистрировано 73 выпуска ценных бу­маг на сумму 2 031,3 млн сомов.

Из зарегистрированных выпусков акций 36 выпусков акций являются уч­редительными (на сумму 640,2 млн со­мов) и 41 — дополнительным выпуском (на сумму 1 477 млн сомов). За 2006 г. было зарегистрировано 38 учредитель­ных выпусков на сумму 64,9 млн сомов, и 35 дополнительных выпусков на сумму 1 966,4 млн сомов.

Из 77 выпусков ценных бумаг, заре­гистрированных в Финнадзоре в течение 2007 г., 36 выпусков осуществлены от­крытыми акционерными обществами на сумму 1 232 млн сомов, и 41 выпуск осу­ществлен закрытыми акционерными об­ществами на сумму 885,2 млн сомов.

Финансовым надзором зарегистри­рованы правила интервальных паевых инвестиционных фондов "Бай Булак" и "Алтын Капитал", также зарегистрирова­ны проспекты эмиссии их инвестицион­ных паев.

Налоговые поступления в бюджет страны от единовременных комиссион­ных сборов за эмиссии ценных бумаг со­ставили 2 716 176 сомов.

Инвестиции в ценные бумаги финан­сового сектора возросли и составили 78,4%, в промышленность — 9,4%.

Иностранные инвестиции составили 1 969,5 млн сомов, из них инвестиции на 738 млн сомов — из стран дальнего зарубежья, инвестиции на 1 231,5 млн сомов — из стран СНГ.

Рынок ценных бумаг в Кыргызстане как основной механизм перераспределе­ния денежных ресурсов еще не сложился, что является одним из сдерживающих фа­кторов развития экономики. На сегод­няшний день выявились следующие недо­статки:

  • преобладание ориентации участни­ков рынка на получение спекулятивного дохода и отсутствие интереса к долго­срочным вложениям;
  • неотработанность системы взаимо­действия органов государственного регули­рования фондового рынка, отсутствие сис­темы эффективного регулирования рынка;
  • наличие больших пробелов и проти­воречий в нормативно-правовой базе рынка ценных бумаг; слабый контроль за выполнением уже имеющихся законода­тельных актов и постановлений по вопро­сам регулирования рынка ценных бумаг;
  • слабая вовлеченность в работу на рынке ценных бумаг отечественных инди­видуальных инвесторов.

Для создания эффективных механиз­мов рынка ценных бумаг, обеспечиваю­щих переток инвестиций в реальный сек­тор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организа­ционного, экономического, политическо­го, социально-психологического характе­ра, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования фондового рынка. Для решения вышеназванных мер не­обходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Повышение мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги:

  • обеспечение привлекательности рынка ценных бумаг. Чтобы сформиро­вался рынок капиталов, нужны инвесто­ры, не только иностранные (без денеж­ного потока извне развитие экономики невозможно), но и внутренние — институ­циональные и индивидуальные. Особое качестве инвестиций в реальный сектор экономики;

2. Повышение роли государства в ре­гулировании действий участников на рынке ценных бумаг, для этого должны решаться следующие проблемы:

  • координация деятельности регулиру­ющих, контролирующих, правоохранитель­ных, судебных и налоговых органов путем создания при Правительстве КР координа­ционного совета, в рамках которого будут согласовываться решения государствен­ных регулирующих органов;
  • внимание целесообразно обратить на индивидуального инвестора;
  • организация работы с иностранны­ми инвесторами, направленной на пре­одоление их отчужденности;
  • информационная работа с населе­нием, предприятиями и финансовыми ин­ститутами по разъяснению инвестицион­ных возможностей рынка ценных бумаг, и, как следствие, преодоление полного отсутствия интереса у потенциальных эмитентов к привлечению средств за счет размещения выпусков или покупки цен­ных бумаг на фондовом рынке;
  • преодоление недоверия отечествен­ных инвесторов к рынку ценных бумаг, и, как следствие, практического отсутствия средств мелких и средних инвесторов в
  • обеспечение эффективного взаимо­действия органов государственного регу­лирования с целью минимизации рисков институциональных и индивидуальных ин­весторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • пропаганда государством и профес­сиональными участниками рынка ценных бумаг.

3. Эффективное использование меха­низма законодательного регулирования, которое на сегодняшний день требует раз­вития законодательной и нормативной ба­зы. Центральной задачей совершенство­вания законодательства должна стать за­щита прав инвесторов и акционеров. При этом необходимым является достижение согласованности различных нормативных актов, регулирующих фондовый рынок. По данному направлению необходимо раз­вить систему правового анализа действу­ющих законодательных и нормативных ак­тов, связанных с защитой прав и закон­ных интересов инвесторов и акционеров, с тем чтобы устранить существующие не­достатки в реализации механизмов пре­творения в жизнь конкретных судебных решений. Эта система должна быть в рав­ной степени направлена на повышение правосознания широких масс населения.

4. Организация процесса постоянного повышения квалификации его участников (эмитентов, дилеров, брокеров, аналити­ков и пр.). Уровень этой подготовки дол­жен быть максимально приближен к ми­ровым требованиям. В решении задач обучения и повышения квалификации участников фондового рынка и руководи­телей предприятий-эмитентов должны принять участие отечественные и зару­бежные институты, накопившие большой опыт работы на этом рынке, обладающие достаточным потенциалом для разработки и реализации соответствующих проектов в Кыргызстане. В рамках данного направле­ния необходимо выполнение следующих моментов:

  • выявление потребности в обучении, создании учебных структур;
  • разработка концепции учебного центра (включая проработку проблем обеспечения учебными программами, методического обеспечения, обеспечения оборудованием и каналами связи, кадро­вого обеспечения) по подготовке и повы­шению квалификации кадров фондового рынка;
  • создание специальных обучающих компьютерных программ;
  • проведение выставок, семинаров и конференций. Важно отметить следующие моменты:
  • государственная политика в облас­ти ценных бумаг должна опираться на конкретные мероприятия, направленные на стимулирование вложения внутрен­них инвестиций и сбережений населе­ния в ценные бумаги;
  • для выживания и дальнейшего раз­вития профучастников необходима раци­онализация и гармонизация взаимоотно­шений между всеми элементами инфра­структуры РЦБ;
  • вближайшее время следует активи­зировать пенсионную реформу;
  • дальнейшее развитие страхового рынка должно быть укреплено посредст­вом развития соответствующих директив и стандартов, включая отчетность, бухгал­терию, аудит и административные нормы. Страховые компании должны стать фи­нансовыми посредниками на РЦБ.
  • Рейтинг
  • 12

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Тимур Нигматуллин
Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
Сергей Хестанов
Фактор Китая
Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
Елизавета Белугина
2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
Павел Ким
IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
Все публикации →
  • Rambler's Top100