Casual
РЦБ.RU

Совершенствование нормативной базы - необходимое требование развития клиринговой деятельности

Июль 2008

    ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр" (НКЦ) с декабря 2007 г. исполняет функции центрального контрагента на биржевом валютном рынке Группы ММВБ, обеспечивая надежное управление рисками и прозрачность операций. НКЦ работает над распространением новой схемы клиринга на другие сегменты финансового рынка - РЕПО с ГЦБ и фондовый рынок, что является важным направлением развития инфраструктуры финансового рынка в целом и доведения ее до уровня, соответствующего развитым финансовым рынкам. Решение такой задачи невозможно без совершенствования нормативной базы, регулирующей клиринговую деятельность в России.
    На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим клиринговую деятельность, является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", который определяет клиринг и клиринговую деятельность только на рынке ценных бумаг. Постановление ФКЦБ РФ № 32-ПС от 14 августа 2002 г. дает только определение простого, многостороннего и централизованного клиринга при совершении сделок с ценными бумагами. Положениями ЦБ РФ № 219-П от 25 марта 2003 г. и № 220-П от 25 марта 2003 г. регламентируется клиринг только на рынке ГЦБ. При осуществлении клиринга на валютном рынке и на рынке ГЦБ используются нормы, регулирующие клиринг на рынке ценных бумаг.
    При этом существующее регулирование не всегда точно определяет правовую природу клиринга с Центральным контрагентом (ЦК) и не позволяет ЦК участвовать в торгах на фондовом рынке в качестве самостоятельной инфраструктурной единицы. Законодательство обязывает ЦК участвовать в торгах на фондовом рынке только через уполномоченных лиц, что существенно увеличивает риски ЦК. Также нет определения правового статуса депонированных и блокированных средств (имущества) участников клиринга для обеспечения ими своих обязательств, что дает возможность участникам клиринга оспорить использование ЦК таких средств.
    Одновременно с этим отсутствует регулятивное разделение режима использования клиринговых счетов и счетов, на которых хранятся средства гарантийного фонда. Это приводит к распространению на них режима банковского счета, предусмотренного ГК РФ (безусловное списание, арест, обеспечительные меры). Не определен и правовой статус средств гарантийного фонда, что также дает возможность участникам клиринга оспорить использование ЦК таких средств. Клиринговая организация не имеет возможности прекратить обязательства участников клиринга при осуществлении нецентрализованного клиринга.
    В связи с этим, законодательно необходимо закрепить отличия ЦК от обычного участника торгов:

  • ЦК заключает сделки в целях осуществления клиринга;
  • ЦК подтверждает заявки участников клиринга при наличии указания в них в качестве стороны по сделке ЦК;
  • ЦК вправе получать вознаграждение за оказание услуг по осуществлению клиринга по заключенным сделкам с участием ЦК, так как сторона по сделке определяет, прекращает (в том числе зачитывает) свои обязательства.
    При определении режима счетов, используемых для осуществления клиринга, целесообразно определить правовой статус депонированных и блокированных средств, предоставить право ЦК удерживать средства участников клиринга до полного исполнения ими обязательств перед Центральным контрагентом, установить запрет на отзыв участником клиринга денежных средств (ценных бумаг), перечисленных на счет ЦК, до исполнения им своих обязательств, установить запрет на наложение ареста на обеспечение (денежные средства и/или ценные бумаги) участников клиринга, находящееся на клиринговых счетах и установить запрет на применение обеспечительных мер, установленных действующим законодательством и иными правовыми актами РФ.
    При расторжении договора на клиринговое обслуживание с участием ЦК для исполнения участником клиринга своих обязательств по сделкам со сроком исполнения Т + n, (где n " 1) необходимо законодательно закрепить порядок, при котором договор может быть расторгнут по соглашению сторон и на основании предварительного уведомления одной из сторон в письменном виде в сроки, установленные договором.
    Что касается норм, обеспечивающих работу клиринговой организации, то, на наш взгляд, необходимо установить, что нормы, касающиеся крупных и заинтересованных сделок, установленные Законом "Об акционерных обществах" и Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", не должны распространяться на сделки, заключенные на организованных торгах. Также следует предусмотреть возможность применения субсидиарной ответственности к участникам клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение недобросовестным участником клиринга своих обязательств при участии в гарантийных и иных фондах. В установлении четких норм нуждаются и способы прекращения обязательств в процессе осуществления клиринга клиринговой организацией, не являющейся стороной по сделкам, а также право клиринговой организации при принятии участника клиринга на клиринговое обслуживание осуществлять обработку и использовать персональные данные лиц, представляющих участников клиринга.
    Для работы Центрального контрагента необходимо:
  • предоставить право ЦК использовать средства гарантийных и иных фондов в полном объеме;
  • ввести порядок исполнения обязательств участником клиринга перед ЦК в случае отзыва у участника клиринга лицензии, при банкротстве, а также в случае введения запрета на осуществление участником клиринга, являющегося кредитной организацией, отдельных банковских операций;
  • установить право ЦК ограничить размер своей ответственности перед участниками клиринга.
    Внесение этих изменений и предложений будет способствовать развитию клиринговой деятельности НКЦ, позволит Центральному контрагенту заключать сделки РЕПО с госбумагами, а также распространить проведение клиринга на другие сегменты финансового рынка.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
"Мы хотим развивать российский срочный рынок"
Новая система управления рисками на срочном рынке Группы ММВБ
Даже профессионалы нуждаются в повышении квалификации
Определены победители чемпионата на Кубок ММВБ по срочному рынку
Совершенствование нормативной базы - необходимое требование развития клиринговой деятельности
Система управления рисками центрального контрагента (часть II)
Конференция, посвященная перспективам роста ликвидности акций энергетических компаний. Инвестиционное роад-шоу для региональных эмитентов
Итоги биржевых торгов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, состоявшихся на ЗАО <ММВБ-Поволжье> 24 июня 2008 г.
Образина королевы, или вокруг Годунова
Оборот торгов ММВБ, ФБ ММВБ и НТБ, показатели финансового рынка, cреднедневной оборот ММВБ, ФБ ММВБ и НТБ
Новости Группы ММВБ, мировых бирж, МАБ СНГ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100