Casual
РЦБ.RU

Рынок IPO/SPO в 2007 г.

Июнь 2008

    Российским компаниям по итогам года удалось привлечь рекордный объем средств, несмотря на негативные тенденции на западных финансовых рынках.

    За 2007 г. в ходе первичных и вторичных размещений российские компании привлекли 31 млрд долл., что почти в два раза больше показателей 2006 г. С учетом размещений в электроэнергетике всего было привлечено 44 млрд долл.1
    Показательным стал IV кв., когда в сложных рыночных условиях состоялся ряд IPO/SPO общим объемом 4,7 млрд долл. (без учета электроэнергетики).

    В 2007 г. отмечался значительный рост размещений на российских площадках
    По итогам года примерно 38% всего объема размещений пришлось исключительно на российские площадки (11,7 млрд долл.), что значительно превышает показатель 2006 г. (1,2 млрд долл.)

    Смена отраслевых приоритетов
    Отраслевая структура размещений в 2007 г. сместилась в сторону несырьевого сектора - компаний потребительского и банковского секторов, а также транспорта и девелопмента. Их совокупная доля в IV кв. 2007 г. составила примерно 63%, а за весь 2007 г. - 84%. Доля размещений сырьевых компаний значительно снизилась.

    Большая часть размещений проходила по достаточно высоким ценам
    Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, большая часть размещений проходила по ценам, близким к верхней границе ценового диапазона, что было обусловлено переподпиской по большинству выпусков. Однако во второй половине года большинство эмитентов размещались по более низким ценам.

    Ближайшие перспективы - сроки запланированных размещений сдвигаются
    Принимая во внимание сложившуюся ситуацию на финансовых рынках, многие компании, которые планировали выход на фондовый рынок в конце года, объявили о переносе размещений на более поздний срок или приступили к поиску других источников финансирования. Среди таких компаний - Банк ЗЕНИТ, Coalco, "Лента", "Продимекс-Холдинг", "Теорема" и др.

    IV квартал. Результаты на финише года
    Размещения компаний во втором полугодии 2007 г. проходили на фоне негативных тенденций на западных финансовых рынках, опасений глобальной рецессии, вызванных событиями на рынке ипотечного кредитования в США.
    Тем не менее, эти тенденции не помешали российским эмитентам привлечь на фондовом рынке существенные средства. В IV кв. 2007 г. российские эмитенты привлекли в ходе первичных размещений 4312,7 млн долл., что почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2006 г. (2321,84 млн долл.).
    Указанный объем не учитывает SPO и размещения компаний электроэнергетического сектора (за октябрь-декабрь компании провели SPO на сумму 372 млн долл., объем средств, привлеченных компаниями энергетического сектора, составил 7,2 млрд долл.). С учетом этих цифр российские компании сумели привлечь в общей сложности 11,9 млрд долл. (табл. 1).
    В целом можно отметить, что IV кв. оказался достаточно удачным. Нестабильность на финансовых рынках не помешала российским эмитентам с октября по декабрь 2007 г. привлечь столь значительные средства. Невзирая на сложные рыночные условия, все компании разместились ближе к верхней границе ценового диапазона (четыре - по верхней границе).
    Почти в каждом случае наблюдалось превышение спроса над предложением. Но эмитенты учли опыт прошлых размещений (например ВТБ) и старались размещать свои акции не по максимальным ценам, сохраняя потенциал роста для инвесторов.
    Тем не менее, уже к концу года многие бумаги торговались ниже цены размещения или наблюдался совсем незначительный рост. Исключением стали, пожалуй, только акции АО "Уралкалий", которые с момента размещения на Фондовой бирже ММВБ подорожали на 113%.
    Статистика размещений в IV кв. 2007 г. свидетельствует о том, что все большее число компаний выбирают в качестве площадки для размещения отечественные биржи, что говорит о росте привлекательности российского фондового рынка. Ликвидность является одним из ключевых факторов при выборе эмитентом торговой площадки. И, как показывает практика, с ростом ликвидности внутри России отечественные биржи постепенно отыгрывают долю рынка по объемам проведенных размещений у западных площадок. Если за IV кв. 2006 г. 49% всего объема размещений приходилось исключительно на западные площадки, 42% составляли двойные размещения и 9% - размещения в России, то за аналогичный период 2007 г. ситуация изменилась в сторону уменьшения доли зарубежных площадок до 17% и увеличения доли отечественных до 13%.
    Изменилась и отраслевая структура размещений. В октябре-декабре 2006 г. в суммарном объеме размещений доминировали компании нефтегазового и металлургического сектора - 28% всего объема размещений (за весь 2006 г. - 70,2%). В 2007 г. в структуре размещений преобладали компании потребительского и банковского секторов, а также транспорта и недвижимости (без учета электроэнергетики) (табл. 2).

    Рекордный 2007 год
    2007 г. стал рекордным для российского рынка первичных и вторичных размещений. Общий объем IPO и SPO достиг 31 млрд долл. Всего российские компании провели 28 размещений, из которых на долю IPO приходится 22 сделки на сумму 21 млрд долл.
    Указанные цифры не включают частные размещения в электроэнергетике. Если принять их во внимание, картина приобретает следующий вид: за весь 2007 г. российские компании смогли привлечь примерно 44 млрд долл. Причем 38% всех привлеченных средств приходится на размещения ВТБ и Сбербанка.
    Следует отметить, что годом ранее основной объем размещений пришелся на IPO Роснефти.
    В мае ВТБ провел самое крупное за весь год первичное размещение, продав на бирже акции на 8 млрд долл., а за 2 месяца до этого Сбербанк вышел на рынок с допэмиссией в объеме 8,8 млрд долл. Если у Сбербанка переподписки на акции не было, то на бумаги ВТБ спрос превысил предложение в 7-8 раз, и они были проданы по цене, близкой к верхней границе установленного диапазона. Более половины объема выкупили иностранцы, а российские частные инвесторы купили акции на 1,5 млрд долл. Однако бумаги Сбербанка с момента размещения выросли на 15%, а акции ВТБ закрылись в 2007 г. со снижением на 7,9%.
    Всего за год прошло 5 размещений на сумму свыше 1 млрд долл.: в марте Сбербанк привлек 8,8 млрд долл., в апреле ММК - 1 млрд долл. в мае AFI Development - 1,4 млрд долл., и 8 млрд долл. составило размещение ВТБ, в июне 1,85 млрд долл. привлекла группа "ПИК". Причем все компании, кроме AFI Development, размещали свои акции как на зарубежных площадках, так и внутри страны.
    Следует отметить, что компании, преодолевшие миллиардный барьер, размещались в первой половине 2007 г. В августе в США начал нарастать кризис на рынке ипотечных займов, который ударил по всему финансовому сектору США, Азии и Европы. Россия не стала исключением: из-за недостатка ликвидности внутри страны и в связи со сложностями на долговом рынке российские банки столкнулись с проблемой нехватки средств. Многие банки были вынуждены повысить процентные ставки или вообще прекратить выдачу кредитов. Отчетливо наблюдалось снижение притока средств в иностранные фонды, инвестирующие в Россию. Как результат - в III кв. объемы размещений были весьма незначительными. Исключением стало лишь IPO генерирующей компании ОГК-2, которая в столь сложных условиях смогла привлечь около 1 млрд долл.
    В IV кв. ситуация несколько улучшилась, однако была далека от оптимальной для проведения размещений. Хотя многие компании предпочли дождаться лучших времен и перенесли размещения на более поздний срок, некоторые все же не стали менять планы и отважились выйти на фондовый рынок.
    В IV кв. 2007 г. российские компании привлекли в ходе первичных размещений средства в объеме 4312,7 млн долл., что в 4 раза больше, чем в III кв. 2007 г. (1025,7 млн долл.), и в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2006 г. (2321,84 млн долл.) (рис. 1).
    Учитывая SPO и размещения в электроэнергетике, объем привлеченных средств составил примерно 11,9 млрд долл., причем около 30% всего объема размещений пришлось на ноябрь.
    Статистика размещений в 2007 г. говорит о росте популярности российских площадок, что во многом было обусловлено ростом ликвидности внутреннего рынка и увеличением объема активов российских институциональных инвесторов.
    В 2007 г. примерно 38% всего объема IPO/SPO пришлось на российские биржи (11,7 млрд долл.), что значительно превышает показатели 2006 г., когда на внутреннем рынке компании-эмитенты смогли привлечь только 1,2 млрд долл. Возрос также уровень двойных размещений, который составил около 53%, или 16,1 млрд долл. А вот доля зарубежных площадок значительно снизилась.
    Следует отметить, что ориентация на внутренний рынок при проведении IPO является мировой тенденций. Согласно отчету Ernst&Young "Globalization: Global IPO Trends Report 2007", до 90% компаний, выходящих на IPO, в качестве основного места для листинга выбирают внутреннюю биржевую площадку, так как ориентироваться на внутренних инвесторов гораздо проще. Для них местные компании более понятные, чем для иностранных инвесторов. "Двойные размещения" преобладают, если местный рынок совсем не развит и не может "переварить" большие объемы размещений. Однако статистика показывает, что в России существует достаточный внутренний спрос (табл. 3).
    Что касается отраслевой структуры размещений, то в 2007 г. в общем объеме размещений доминировали компании финансового сектора, электроэнергетики и девелопмента. Доля сырьевых секторов, которые традиционно лидировали по объему привлеченных средств, значительно снизилась и составила всего 9,1%, хотя в 2006 г. в суммарном объеме их доля составляла 75,3% (табл. 4).

    Итоги года для Фондовой биржи ММВБ
    Фондовая биржа ММВБ остается лидером российского биржевого рынка - оборот биржи составляет примерно 99% совокупного биржевого оборота в России. По итогам года биржа вошла в Топ-20 крупнейших фондовых площадок мира по объему сделок (17-е место по итогам 2007 г.). По итогам года оборот составил приблизительно 1,4 трлн долл.
    В 2007 г. услугами биржи воспользовались 20 эмитентов, осуществивших IPO/SPO на общую сумму около 26 млрд долл., в том числе: Сбербанк России, ВТБ, Банк Возрождение, "Полиметалл", Нутринвестхолдинг, Фармстандарт, "Дикси Групп", Группа "ПИК", ОГК-2, "М.Видео", НМТП, Банк Санкт-Петербург, ЛСР, "Синергия" и др.
    В 2007 г. Фондовая биржа ММВБ активно развивала программу по созданию в России конкурентоспособной площадки, которая сможет на равных бороться с мировыми финансовыми центрами. Одной из мер в этом направлении станет привлечение на биржу компаний средней и малой капитализации. В связи с этим в 2007 г. биржа начала продвижение ряда новых продуктов для потенциальных и существующих эмитентов. В частности, был запущен новый сектор для компаний малой и средней капитализации - сектор Инновационных и Растущих Компаний (ИРК). С момента запуска в секторе состоялись два размещения: ЗПИФ "Финам-ИТ" разместил паи на 20 млн долл. и компания "Армада" разместила акции на 29,8 млн долл. Следует отметить высокий интерес к данным размещениям со стороны инвесторов: спрос на акции "Армада" превысил предложение в 9,5 раз, и на паи "Финам-ИТ" также была переподписка. Все размещения прошли за один день. В обоих случаях использовался механизм биржевого аукциона, т. е. цены на бумаги определялись непосредственно через торговую систему Фондовой биржи ММВБ, что стало уникальной технологией для российского рынка.
    Следует отметить, что и на вторичном рынке компании показали неплохие результаты: цена акций "Армада" выросла на Фондовой бирже ММВБ с момента размещения почти на 29% и обогнала по темпам роста Индекс ММВБ (рис. 2).
    В целом ликвидность служит одним из ключевых факторов при выборе эмитентом торговой площадки. И, как показывает практика, с ростом ликвидности внутри России отечественные биржи (Фондовая биржа ММВБ и РТС) постепенно отыгрывают долю рынка по объемам проведенных IPO у западных площадок. Уже сейчас для некоторых компаний, в том числе и "голубых фишек", внутренний рынок выступает как глобальный центр ликвидности. Из совокупного объема торгов по акциям/DR ведущих российских компаний основная часть сделок приходится на российские площадки, причем доля Фондовой биржи ММВБ превышает 70% всего объема.
    Изменилась и структура рынка: на Фондовой бирже ММВБ около 33% объема приходится на сделки нерезидентов, примерно 1/3 объема составляют крупные сделки - больше 5 млн руб. (рис. 3).

    Перспективы на 2008 год
    В настоящее время прямо или косвенно о планах выйти в 2008 г. на фондовый рынок заявили примерно 150 компаний. Эти размещения планируются в дополнение к предстоящим продажам акций в электроэнергетическом секторе. В 2008 г. компании могут привлечь в ходе IPO/SPO примерно 50 млрд долл. Но назвать реальные цифры сложно из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка. Многие компании уже заявляют об изменении своих планов выхода на фондовый рынок.
    В целом, если посмотреть на отраслевую принадлежность компаний, заявивших о своих планах на 2008 г. по проведению IPO/SPO, наибольшее количество размещений ожидается в следующих секторах: потребительский сектор (21,5%), металлургия/горнодобывающая отрасль (13,4%), энергетика (12,8%), строительство (10,1%), финансовый сектор (9,4%), IT/телеком (8,7%), транспорт (6,7%), машиностроение (5,4%), нефтегазовая промышленность (3,4%). Такое отраслевое деление отражает предпочтения инвесторов, которые концентрируют свое внимание на быстрорастущих и перспективных секторах экономики, имеющих высокий внутренний спрос. При сохранении текущих макроэкономических тенденций в российской экономике можно ожидать, что объемы российских IPO будут расти, а роль российских площадок в этом процессе будет усиливаться.
    По сообщениям СМИ, крупнейшим в 2008 г. может стать первичное размещение Русала. Компания планирует продать до 25% акций. По оценкам аналитиков инвестиционных компаний, объем привлеченных средств может составить около 7,5 млрд долл. В результате размещения капитализация Русала достигнет 30-35 млрд долл. В 2007 г. компания несколько раз переносила начало размещения из-за плохой конъюнктуры на рынке (табл. 5).

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100