Casual
РЦБ.RU

"Для начала обслуживания госзаказа через биржу нужна политическая воля"

Май 2008

    Интервью с генеральным директором ЗАО "ММВБ-Поволжье" Игорем Макаровым

    В январе 2008 г. Правительство Нижегородской области и ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" подписали генеральное соглашение о взаимодействии в сфере развития товарного и финансового рынков на территории Нижегородской области. ЗАО "ММВБ-Поволжье" разработало и внедрило эффективную схему размещения государственного заказа на биржевых торгах. О своем опыте, преимуществах и перспективах размещения госзаказа через биржу БО рассказал генеральный директор ЗАО "ММВБ-Поволжье" Игорь Макаров.

    Б. О. В чем смысл обслуживания госзаказа через биржу и какие преимущества имеет эта схема?

    И. М. Нужно отчетливо понимать, что, к сожалению, размещение госзаказа часто ассоциировалось с разного рода злоупотреблениями и использованием недобросовестных схем. С одной стороны, форма размещения государственного заказа была более или менее конкурентной и проходила в виде конкурсов и аукционов. С другой стороны, у этой формы размещения госзаказа были очевидные недостатки - на организацию конкурсов расходовались значительные средства и время, многие участники рынка сетовали на преимущественное положение государства, что снижало прозрачность процедуры размещения госзаказа. Нельзя сказать, что подобные случаи фиксировались повсеместно, но они были. Поэтому с целью исключить подобного рода злоупотребления был издан Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94 (ФЗ от 21.07.2005). В этом документе предусматривалась возможность обслуживать госзаказ, в том числе через биржу. Подобный механизм наиболее прозрачный и абсолютно рыночный. Его неоспоримое преимущество - в ликвидации любых коррупционных возможностей. Заказчик устанавливает только требования к документации, объем, цену и спецификацию лотов, предоставляет формы государственных контрактов. Остальные действия (публикацию объявлений, прием документов, допуск участников, проведение биржевых торгов, оформление итоговых документов) осуществляет организатор биржевых торгов. В данной ситуации государство в лице чиновников лишено возможности влиять на процесс биржевой торговли, что сокращает возможность принятия решений в чьих-либо интересах.

    Б. О. Но возможность проведения конкурсов и аукционов остается?

    И. М. Существуют различные формы размещения государственного заказа, схема зависит от того, что конкретно служит его предметом. Например, строительство моста - в этом случае цена будет не самым важным параметром. Возведение подобного инфраструктурного объекта - многопараметрическая задача, необходимо учесть много факторов, поэтому здесь форму размещения целесообразно определить в ходе конкурса. Основная задача - мост должен быть надежным, стоять долго и обладать всем необходимым функционалом. Если пытаться строить мост максимально дешево, то он может быстро развалиться. Поэтому конкурентные рыночные формы реализации госзаказа здесь не годятся. Они применимы в отношении товаров и услуг, для которых главным определяющим фактором является цена. Например, мазут или уголь. Это типичный биржевой товар, на него есть ГОСТы, набор характеристик, которые гарантируют необходимое качество. И единственный параметр, который можно изменять в ходе закупки - цена. Именно здесь можно занять позицию "чем дешевле, тем лучше". Поэтому в отношении таких товаров целесообразно применять не конкурсный механизм, а открытый аукцион или биржевые торги, т. е. схемы, которые будут направлены на обострение конкуренции между поставщиками и, как следствие, на снижение цены, на получение максимально выгодных условий для государственного заказчика.

    Б. О. Биржевая схема размещения госзаказа влечет за собой появление посредника между рынком и государством. Почему не создать госорган управлением госзаказом, который проводил бы торги и определял наилучшую цену товара?

    И. М. В России есть исторически сложившиеся биржевые центры, которые занимают свои ниши и аккумулируют ликвидность. Создавать новую торговую площадку или какую-то электронную доску объявлений только для размещения госзаказа нецелесообразно. Нужно понимать, что деятельность подобной структуры будет зависеть только от одного заказчика, а значит, он сможет диктовать свои правила игры. Это дискредитирует саму идею борьбы за транспарентность и конкурентоспособность.
    Не будем себя обманывать. Любые программные средства можно корректировать в нужную сторону: чьи-то заявки окажутся в приоритете, нужная структура обязательно выйдет победителем на торгах и т. д. Если же речь идет об организованной торговой площадке, то подобная практика почти исключена. Все очень просто: для ЗАО "ММВБ - Поволжье" обслуживание госзаказа не станет основным и профильным рынком. Если сравнить обороты на рынке госзаказа и на финансовом рынке, то получим несопоставимые цифры. На финансовом рынке это триллион рублей в год, по госзаказу - чуть более полумиллиарда рублей. И убедить меня как руководителя биржи организовать какой-то сговор невозможно. Я не буду рисковать лицензией, репутацией, устоявшимися взаимоотношениями только ради одного из рынков.

    Б. О. Как обеспечиваются равные возможности для участников торгов независимо от их территориального расположения?

    И. М. Это принципиально важный момент, и он жестко регулируется Федеральным законом № 94. Мы обязаны обеспечивать равные условия для участников торгов. Это касается даже технических средств, которые мы используем. Например, программное обеспечение для доступа к торгам. Протокол обеспечивает равномерную задержку подачи заявок, чтобы ни один участник торгов не имел преимуществ. Каналы связи обладают различной пропускной способностью, и торговая система автоматически нивелирует погрешность. Таким образом, у биржи нет возможности предоставить привилегии кому-либо из участников торгов.

    Б. О. Приведите пример, как изменилась ситуация с обслуживанием госзаказа после внедрения биржевого механизма.

    И. М. Возьмем ситуацию с мазутом. Исторически мазут поставлял ЛУКОЙЛ. У компании есть нефтеперерабатывающий завод в городе Кстово Нижегородской области, и ни у кого даже не возникало мысли искать другого поставщика. Но после начала биржевых торгов всего за год ситуация изменилась кардинально. У нас появились поставщики из других областей, с других НПЗ, которые конкурируют по ценам с ЛУКОЙЛом. Они выигрывают биржевые торги, с ними заключаются государственные контракты на поставку мазута на отопительный сезон. Мы добились конкурентной среды, дали возможность поставщикам конкурировать между собой. Монополизм исчез. Это позволяет нам контролировать ситуацию на рынке энергоносителей. И если вдруг произойдет какой-нибудь сбой, то мы сможем оперативно подключить другого поставщика. Есть гарантия, что область не замерзнет. Более того, любой из конкурентных способов размещения госзаказа ведет к бюджетной экономии. Поставщики борются за заключение контрактов с государством, а это приводит к снижению стоимости энергоносителей. Точно такая же ситуация с дизельным топливом, бензином и фармацевтической продукцией.

    Б. О. Как происходит взаимодействие между "ММВБ - Поволжье" и субъектом, который выступает в качестве госзаказчика?

    И. М. Мы начали обслуживать госзаказ в 2006 г. Однако первый год работы был потрачен на различные организационные и разъяснительные мероприятия. Дело в том, что госчиновники часто придерживаются консервативной позиции - "зачем что-то менять, когда и так все работает". Понятно, что для них новый способ работы связан с рисками. Поэтому определенное беспокойство при переходе на биржевую схему обслуживания госзаказа было вполне объяснимо. На протяжении 2006 г. мы старались их убедить начать работать через биржу, объясняли преимущества, обсуждали гарантии и т. д.
    В итоге была проявлена политическая воля и решено попробовать осуществлять госзаказ по новому рыночному способу. Да, на первом этапе график торгов был немного разорванным, налаживался документооборот, взаимоотношения. Следующий, 2007 г. был более показательным. Для всех стало очевидно, что механизм работает, схема с участием биржи начала применяться для реализации других товаров госзаказа. К примеру, началась торговля продукцией фармацевтической отрасли.
    Когда в конце 2007 г. Нижегородская валютно-фондовая биржа была преобразована в Региональный биржевой центр "ММВБ-Поволжье", система договоров и взаимоотношений между биржевым центром и субъектом, для которого мы организуем размещение госзаказа, была переработана. В начале 2008 г. было инициировано подписание генерального соглашения между губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и президентом ММВБ Александром Потемкиным. Этот документ обобщал возможности, которые правительство Нижегородской области может получить от взаимодействия с Группой ММВБ. В соглашении есть раздел, касающийся государственного заказа, организации биржевых торгов и использования биржевой инфраструктуры для размещения госзаказа.
    На основании этого генерального соглашения был подписан документ между ЗАО "ММВБ-Поволжье" и Управлением по организации конкурсов и аукционов правительства Нижегородской области. В нем описан механизм взаимодействия между Управлением по организации конкурсов и аукционов как госзаказчиком и нами как биржевой площадкой по размещению госзаказа. Управление по организации конкурсов и аукционов аккумулирует заявки, определяет, какой из товаров может торговаться на бирже, кто будет конечным госзаказчиком, собирает соответствующие заявки, консолидирует их в лоты, исходя из логистики, принципов поставки, однотипности товара. В результате определяется объем закупки, принцип поставки, станция назначения и т. д. Далее на биржу поступает заявка, начинаются биржевые торги и определяется победитель на подписание госконтракта.

    Б. О. Торги проходят в специальной секции?

    И. М. На бирже есть товарная секция, в рамках которой существуют отделения энергоносителей, фармацевтики, сельскохозяйственной продукции и нефтепродуктов для пассажироперевозчиков. Недавно мы обратились в ФСФР России для получения разрешения на организацию специальной секции. Предполагается, что она будет называться "Госнужды". Дело в том, что у нас есть ряд заказчиков, которые по принципу похожи на госзаказчика, но это частные компании. Например, сегодня на биржевые торги вышли аптечные сети. Они увидели, как формируется цена, механизм показался интересным, и они выступают в роли заказчиков.

    Б. О. Контролируется ли качество поставляемого базисного актива?

    И. М. Во-первых, существует ГОСТ. Мы стараемся, чтобы в торгах участвовали только те поставщики, которые подтверждают происхождение товара. Если это мазут, то он отгружается с конкретного НПЗ со справкой, сертификатом и всем остальным, что гарантирует соответствие ГОСТу и наличие всех необходимых качественных характеристик. Во-вторых, при поставке товара предусматривается процедура проверки качества товара, и потребитель - государство - имеет право контролировать качество, если по тем или иным причинам возникают сомнения. Для этого существует независимая экспертиза. Но пока проблем с качеством не возникало.

    Б. О. Планируется ли обслуживать госзаказ сельскохозяйственной продукции?

    И. М. Почему мы занимаемся госзаказом? Потому что госзаказчику это нужно. С точки зрения обслуживания сельхозпродукции необходимо ответить на вопрос: кому это нужно? Кому нужна организованная торговля на рынке зерна? Когда будет получен ответ на этот вопрос, станет понятно, кому следует доказывать, что торговля через биржу - более прозрачный и рыночный способ закупки зерна. Надо понимать, что биржа - только механизм обслуживания госзаказа. Нижегородская область, к сожалению, не относится к зерновым регионам, поэтому у нас нет активной коммерческой торговли зерном, как например, в Ростовской области или на Ставрополье. По этой причине сейчас никаких торгов сельскохозяйственной продукцией мы не ведем. Но перспектива есть. Это должно быть выгодно либо государству, которое выступит заказчиком, либо участникам рынка сельхозпродукции, которые должны быть заинтересованы в организованной торговле.
    Однако тут есть важный момент. Если в обороте сельхозпродукции уже сложились отношения между производителями и государством, то биржевые механизмы внедрить будет достаточно сложно. Может получиться, что биржа будет "бежать впереди паровоза". Это не совсем рыночная ситуация, но она имеет право на существование.

    Б. О. Что нужно предпринять, чтобы распространить опыт Нижегородской области по обслуживанию госзаказа через биржу на остальные регионы России и региональные биржевые центры?

    И. М. Должна быть проявлена политическая воля. Например, благодаря позиции первых лиц Нижегородской области обслуживание госзаказа у нас пошло по рыночному пути. На мой взгляд, инициативой снизу здесь не обойдешься. Наивно ожидать, что кто-либо из руководителей среднего звена примет на себя ответственность ввести подобный механизм на территории своей области или субъекта. А если это позиция первого лица, то дальше - дело технологии. И во главе всего должно стоять желание исполнять госзаказ максимально прозрачными и рыночными методами. Это главная антикоррупционная составляющая.

    Заказчики биржевых торгов на ЗАО "ММВБ-Поволжье" в 2007 г.:
  • Управление делами Губернатора Нижегородской области
  • ГП НО "Нижегородпассажиравтотранс"
  • ГП НО "Нижегородская областная фармация"
  • ОАО "Нижегородская аптечная сеть"
  • Министерство здравоохранения Нижегородской области
  • Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
  • Администрации районов Нижегородской области
    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Акционеры ЗАО ММВБ подвели итоги деятельности за 2007 год
    Третья совместная ежегодная конференция Фондовой биржи ММВБ и Лондонской фондовой биржи (LSE)
    Дебютное размещение биржевых облигаций на Фондовой бирже ММВБ
    "Мы рискнули и не жалеем об этом"
    Биржевые облигации - надежный инструмент поддержания ликвидности
    На НТБ состоялся запуск торгов фьючерсными контрактами на зерно
    Организация биржевой торговли фьючерсами на пшеницу
    Госзаказ 2008
    "Государство заинтересовано в развитии биржевой торговли"
    "Для начала обслуживания госзаказа через биржу нужна политическая воля"
    Финансовые рынки и технические риски
    Прогнозирование уровня пиковой торговой активности
    Круглый стол "Инструменты фондового рынка для компаний Северо-Западного федерального округа"
    "Все поставленные задачи являются первостепенными"
    Биржевая торговля зерном в начале XX в.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100