Casual
РЦБ.RU

Модель инфраструктуры рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Февраль 2008

    В январском номере БО (№ 51) были опубликованы первые две части исследования английской консультационной фирмы Thomas Murray по инфраструктуре российского фондового рынка. Напомним, что эта работа проводилась по заказу Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) при поддержке ФБ ММВБ, ФБ РТС и крупнейших участников российского рынка. Документ является очередным этапом проводимого НАУФОР комплексного исследования "Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу (до 2015 г.)". БО представляет основные тезисы заключительной, третьей части исследования Thomas Murray.

    Рекомендации для России
    Рекомендации, вытекающие из слабой развитости российской инфраструктуры
    1. Рынок первичных размещений ценных бумаг
    Сильный и устойчивый вторичный рынок может быть построен только на основе развитого первичного рынка. Прежде всего, необходимо изменить тенденцию включения бумаг российских эмитентов в листинги зарубежных бирж, так как это подрывает возможности роста отечественного рынка.
    2. Инвестиции в иностранные ценные бумаги
    Для успешной модернизации инфраструктуры российского рынка необходимо создать механизмы, позволяющие гражданам напрямую инвестировать средства в иностранные ценные бумаги.
    3. Платежная система и роль Центрального банка
    Исходя из необходимости внедрения системы расчетов по ценным бумагам на территории РФ в режиме реального времени (RTGS), а также из ожидаемого положительного эффекта, который будет оказан на рынок РЕПО и валютный рынок, считаем, что Банку России следует сосредоточить усилия на модернизации системы расчетов.
    В то же время необходимо заметить, что практически невозможно достичь положительных изменений, если ЦБ РФ продолжит контролировать инфраструктуру рынка. Многие страны, которые могли бы выбрать Россию как регионального лидера по оказанию инфраструктурных услуг на рынке ценных бумаг, скорее всего, откажутся от этого шага, так как будут негативно оценивать государственный контроль в этой сфере.
    Рекомендации, основанные на глобальных тенденциях и анализе лучшей мировой практики
    4. Преобразование глобальной экономики
    В России необходимо развивать товарные рынки. Для этого необходимо создать условия для осуществления срочных сделок с биржевыми товарами, в том числе по поставочным контрактам. Механизмы обеспечения торгов на товарных рынках ничем не отличаются от механизмов торгов на срочном рынке. Следовательно, можно использовать уже существующие биржи. Основное отличие товарного от срочного рынка заключается в технологии организации физической поставки товара.
    5. Совершенствование
    инфраструктуры
    Россия не сильно отличается от других развивающихся экономик, где инициатива по развитию инфраструктуры фондового рынка постепенно переходит от государственных структур к частным. Однако, к сожалению, в России, в отличие от других стран, две вертикально интегрированные группы конкурируют между собой. Причем положительных аспектов такой конкуренции значительно меньше, чем отрицательных.
    Для развития российского рынка важно, чтобы конкуренция проходила на международном уровне, а не внутри страны. Однако невозможно обеспечить эффективную конкурентную борьбу, если в самой России существуют две инфраструктуры. Иностранным участникам рынка становится непонятно, какую из них выбрать в качестве партнерской. России следует консолидировать собственную инфраструктуру, что позволит договариваться с иностранными финансовыми институтами, имея сильные переговорные позиции. В противном случае потенциальные партнеры смогут применять древний принцип "разделяй и властвуй".
    Существуют три подхода к действиям в сложившейся ситуации:

  • рыночный - консолидация проводится с целью улучшения финансовых показателей инфраструктурных институтов (например, доходности на вложенные средства);
  • регулятивный - консолидация проводится в силу жестких требований регулятора;
  • консенсусный - консолидация происходит на основании взаимных договоренностей владельцев инфраструктурных институтов.
        6. Консолидация инфраструктуры
        Создавать эффективную инфраструктуру фондового рынка необходимо, прежде всего, для удовлетворения потребностей российского финансового рынка. И сделать это нужно как можно быстрее, чтобы не упустить выгоды от ее создания. В ближайшее время необходимо определить степень и способы интеграции в мировую инфраструктуру. Но делать это можно только с сильных переговорных позиций, которые могут быть достигнуты после того, как инфраструктура российского рынка будет соответствовать международным стандартам и лучшей мировой практике.
        На основе анализа глобальных тенденций развития инфраструктуры, вариантов позиционирования российских финансовых услуг в рамках этих процессов, необходимо решить вопрос о способах достижения Россией статуса регионального (международного) финансового центра (РФЦ). Также необходимо выбрать стратегию развития РФЦ: пассивную (слияния) или активную (консолидация путем поглощения). Опять же, препятствием для практической реализации принятых решений будет наличие конкуренции внутри российской инфраструктуры.
        Выбирая способ объединения, необходимо учитывать процессы, происходящие на мировом рынке капитала, так как конечный результат консолидации должен соответствовать логике глобального развития. Это позволит максимизировать значимость создания (и стоимость) российской инфраструктуры.
        Также России необходимо создать свою собственную инфраструктурную "валюту". Этого можно достигнуть, если разместить акции инфраструктурных организаций на бирже. Наряду с денежными средствами эти акции могут быть использованы при сделках по слиянию и поглощению.
        7. Производные финансовые инструменты
        В настоящее время, несмотря на существенную динамику роста, рынок производных финансовых инструментов нельзя назвать полностью сформированным. Существует безусловная необходимость ускоренного развития этого рынка, которая, в свою очередь, зависит от глубины и степени транспарентности фондового рынка.
        8. Создание института Центрального контрагента
        Рынок биржевых производных финансовых инструментов в России отчетливо нуждается в Центральном контрагенте (CCP). Это должна быть хорошо капитализированная организация со всеми необходимыми функциями и возможностями. Для создания двух (или более) Центральных контрагентов объективных причин не существует.
        Кроме того, в работе Thomas Murray были затронуты следующие темы, оказывающие влияние на развитие инфраструктуры российского фондового рынка:
  • повышение биржевой ликвидности;
  • участие в многосторонних торговых системах (MTS);
  • биржевые операции с облигациями;
  • доверительное хранение в России;
  • прямой доступ к рынку;
  • развитие нормативно-правовой базы для новых типов инвестиционных технологий;
  • поддержка новых инвестиционных продуктов;
  • развитие кредитования ценными бумагами;
  • центральный источник информации;
  • центральный источник данных;
  • развитие технологий квитовки биржевых операций;
  • розничная модель оказания биржевых услуг;
  • реализация модели расчетов по ценным бумагам на основе T + 3;
  • модель интеграции с системой расчетов;
  • центральный регистратор.

        Рекомендации по модели собственности и структуре управления
        По-прежнему не утихают споры о том, кому должна принадлежать инфраструктура и как она должна управляться. Через 10 лет эти споры будут уже в прошлом. Вся инфраструктура станет общедоступной и будет принадлежать пользователю. Управляться же она будет на коммерческой основе.
        Склонность государства к владению инфраструктурой должна сойти "на нет" как только правительство осознает, что может получать выгоду от инфраструктуры, не подвергая себя риску.
        Самое лучшее управление инфраструктурой всегда осуществляют сами рынки. Зрелый рынок должен располагать достаточным количеством балансирующих сил, что должно ограждать государство от частого вмешательства во внутрирыночные процессы. В других странах мира Центробанки давно вышли из депозитарного бизнеса, а правительства, которые владеют инфраструктурой, отдали эту отрасль под приватизацию. Нередко по весьма привлекательной цене.
        Как уже упоминалось, России необходимо реструктуризировать свою инфраструктуру для создания сильной позиции на мировом рынке. Оптимальный путь - провести слияние ММВБ, Фондовой биржи ММВБ и РТС на начальном этапе. Это создаст хорошую базу для последующих переговоров с организациями, подобными MTS или CME Swapstream. После этого можно обсуждать условия проникновения MTS на российский рынок.
        Первым шагом должно стать создание единой отечественной биржи на основании Группы ММВБ и Группы РТС. При этом в рамках модели предпочтительно наличие единого центрального контрагента. Необходим также единый платежный механизм, встроенный в систему CLS.
        Консолидированная инфраструктура должна опираться на систему RTGS единственного Центрального депозитария, расчетная система которого интегрирована с расчетной системой Банка России.

        Рационализация бирж, позволяющая получить рейтинг AA
        Промежуточный этап - рационализация бирж. Небольшие биржи должны присоединиться к РТС или ММВБ в зависимости от набора торгуемых на них инструментов, или они будут оставлены на произвол судьбы, как, например, это произошло с региональными биржами в Индии.
        Однако одновременно с гармонизацией собственности Групп ММВБ и РТС Группа ММВБ должна быть перестроена в плане структуры собственности, с учетом интересов различных групп акционеров и создания общей структуры владения и управления. Без этого Группа ММВБ не сможет вступить в сделку с какой-либо третьей стороной.
        Учитывая структуру собственности двух российских конкурирующих групп (ММВБ и РТС), консолидация бирж приведет к созданию новой структуры, контролирующей оба депозитария (НДЦ и ДКК). Таким образом, консолидация Центральных депозитариев будет представлять собой чисто технический процесс, заключающийся в решении правовых и управленческих вопросов.
        В конечном счете наиболее оптимальной, с точки зрения консультантов, является структура, соответствующая международному рейтингу AA (см. рисунок).
        Консультанты полагают, что оптимальным будет формирование трех специализированных бирж: фондовой биржи, биржи производных финансовых инструментов и биржи, торгующей ценными бумагами с фиксированной доходностью и являющейся частью системы MTS, а также создание единых (единственных) Центрального депозитария и Центрального контрагента.

    • Рейтинг
    • 3
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100