Casual
РЦБ.RU

Фармацевтическая отрасль имеет уникальные перспективы для инвесторов

Ноябрь 2007

    Интервью с Директором по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами ОАО "Аптечная сеть 36,6" Максимом Архиповым

    С начала этого года капитализация ряда российских компаний новой экономики продемонстрировала впечатляющие показатели роста, намного опередив динамику ключевых фондовых индексов. "Биржевое обозрение" решило предоставить слово представителям некоторых эмитентов, чтобы они рассказали о тех решениях и внутрикорпоративных событиях, методах управления на предприятии, способах взаимодействия с акционерами и обо всем остальном, что могло оказать непосредственное влияние на рост стоимости их акций. Один из таких эмитентов - ОАО "Аптечная сеть 36,6", котировки бумаг которой с начала 2007 г. выросли более чем на 35%. На вопросы БО отвечает директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами Аптечная сеть 36,6 Максим Архипов.

    БО Максим, как можно объяснить интерес инвесторов к акциям компании, несмотря на средние темпы роста российского рынка акций в этом году?

    М. А. Нужно сразу сказать, что компания демонстрирует уверенный рост капитализации и успешно обгоняет биржевые индексы уже не первый год. И тут важен не только привлекательный брэнд и бизнес-модель аптек сети. Интерес инвесторов стимулируют огромные перспективы фармацевтической отрасли в целом. Фундаментальные показатели таковы, что в обозримом будущем рынок будет только расти. Есть понимание, что Россия сильно отстает от Восточной Европы, не говоря уже о США. Если у нас средний годовой чек на медикаменты составляет 75 долл., то в Восточной Европе это более 300 долл., а в США - более 700 долл. Население будет продолжать тратить деньги на лекарства вне зависимости от того, падает рынок акций или растет. Потенциал рынка огромен, и это очень стабильный фактор для роста компаний, которые понимают его перспективы.

    БО Есть ли какие-то отличительные особенности у бизнес-модели ОАО "Аптечная сеть 36,6"? Чем компания выделяется среди конкурирующих эмитентов отрасли?

    М. А. Во-первых, мы проводим агрессивную политику развития в регионах - открываем как собственные аптеки, так и приобретаем уже существующие сети. Благодаря этому бизнес развивается высокими темпами - по 70-80% в год. Понятно, что капитализацию компании невозможно сравнить с крупными сырьевыми корпорациями, но высокие темпы роста Аптечной сети 36,6 не замечать нельзя. Во-вторых, мы идем по пути диверсификации бизнеса. Помимо сети аптек, у нас есть производственное направление - ОАО "Верофарм". Это одно из наиболее динамично развивающихся предприятий на российском фармацевтическом рынке. Оно специализируется на выпуске рецептурных препаратов в области онкологии, пластырях и традиционных лекарственных средствах. Кроме того, интересы Аптечной сети 36,6 распространяются в область предоставления медицинских услуг. В 2006 г. мы приобрели Европейский Медицинский Центр, который является, пожалуй, лучшей частной клиникой в России. Наконец, мы развиваем формат, отличный от пока еще наиболее распространенного "старого закрытого образца" аптек. В чем суть? Помимо лекарств, в аптеках предлагается широкий ассортимент парафармацевтической продукции: средства гигиены, средства по уходу за кожей, медицинская техника, товары по уходу за ребенком и т. д. Мы позиционируемся как источник товаров для здоровья и красоты. Все аптеки 36,6 имеют открытый формат, когда нет стеклянных витрин, товары свободно лежат на полках, консультанты готовы помочь с покупкой. Это дает положительный эффект с точки зрения привлекательности брэнда, посещаемости, выручки и т. д. Кстати, мы недавно посчитали, что после покупки и последующего ребрэндинга аптеки, размер среднего чека вырастает примерно в 2 раза. Кроме того, сейчас узнаваемость бренда "36,6" такова, что мы можем себе позволить предлагать покупателям товары под собственными торговыми марками. Товары под маркой "36,6" представляют нижний и средний ценовой сегменты и удачно дополняют ассортиментный ряд наших аптек, позволяя предложить потребителю оптимальное и уникальное соотношение цена-качество.
    Мы запустили проект по централизации закупок и планируем стать независимыми от национальных дистрибьютеров, у которых оседает очень большой процент прибыли. Внедрение этой системы будет сопряжено с некоторыми сложностями, но в итоге даст мультипликативный эффект. Инвесторы прекрасно видят эти важные элементы стратегии.

    БО Как обстоит дело с раскрытием информации, прозрачностью?

    М. А. Компания является полностью открытой. Наша программа раскрытия информации значительно шире, чем требования регулятора рынка. Мы публикуем данные обо всех значимых корпоративных событиях, ежеквартально готовим от четность по МСФО, постоянно проводим встречи с инвесторами и т. д. Акционерам и инвесторам это очень нравится.

    БО Акции компании нельзя причислить к высоколиквидным инструментам. Ведется ли какая-нибудь работа по изменению статуса бумаг?

    М. А. Действительно, в силу того, что у нас низкая капитализация, ликвидность наших акций нельзя назвать высокой. Основной free float сосредоточен в портфелях стратегических инвесторов. Акции не спекулятивные. Но мы работаем над тем, чтобы повысить ликвидность. Есть программа по включению ценных бумаг в биржевые котировальные листы первого и второго уровней, чтобы они стали доступны тем же НПФ и ПИФам. Но пока мы являемся вторым эшелоном. С точки зрения краткосрочной динамики у нас случаются колебания котировок в ту или иную сторону, что позволяет справедливо оценивать капитализацию компании, но не добавляет акциям ликвидности. Поэтому наши акции пока рассчитаны скорее на стратегического инвестора.

    БО Фармрынок сильно фрагментирован. Лидеры индустрии не владеют даже 5% рынка. Есть ли тенденция к консолидации?

    М. А. Есть ожидания, что в ближайшие 5 лет несколько крупных аптечных сетей будут контролировать 60-65% рынка. Сами компании на сегодня выбрали несколько основных моделей развития. Кто-то пытается на базе уже существующих аптек улучшать ассортимент, качество управления или локально развиваться в определенном регионе. Другие ставят амбициозные планы по географическому расширению. По этой модели двигаются в основном лидеры индустрии, первая пятерка. С точки зрения конкурентной борьбы ситуация обостряется - есть компании, которые откровенно паразитируют друг на друге. Например, открывают аптеки в непосредственной близости от успешного конкурента, копируют продуктовый ряд, формат и т. д. Но основная тенденция, конечно, консолидация. Что касается нас, то, заходя в тот или иной регион, мы стремимся занять лидирующие позиции. Это касается городов с населением не менее 0,5 млн человек. Это агрессивная политика. И инвесторы понимают, что вкладываются в будущее. Очевидно, что таких возможностей роста и развития, которые сегодня сложились на российском фармацевтическом рынке, нет нигде в мире.

    Беседовал главный редактор "Биржевого обозрения" Сергей Тягай.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100