Casual
РЦБ.RU

ПИФы как наиболее динамично растущий сектор финансового рынка

Ноябрь 2006

    Интервью с Управляющим директором УК "Альфа-Капитал" Ареном Апикяном
    На фоне показателей объемов торгов ликвидности рынка акций и облигаций биржевой сегмент рынка инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов) выглядит скромно, однако вряд ли стоит делать поспешные выводы. Речь идет об одном из наиболее перспективных направлений развития российского фондового рынка. Обсудить эту тему редакция "Биржевого обозрения" решила с Ареном Апикяном, Управляющим директором УК "Альфа-Капитал". Беседу ведет главный редактор Владислав Савин.

    Б. О. Вы являетесь Управляющим директором одной из крупнейших российских управляющих компаний. Третье место в рейтинге "Стоимость чистых активов" и четвертое - по объему привлеченных средств. Безусловно, это высокий результат. В линейке фондов, находящихся под управлением вашей компании, присутствуют ПИФ акций, два ПИФа облигаций, а также ПИФы смешанных инвестиций. Вместе с тем в ней совершенно не представлены индексные фонды, хотя в России уже организовано более десятка индексных ПИФов, да и за рубежом подобные институты весьма популярны. С чем связано отсутствие индексных ПИФов в линейке ваших продуктов?

    А. А. Отсутствие индексного фонда в семействе наших ПИФов было связано с отсутствием реального спроса на эти продукты до начала этого года. Благодаря впечатляющему росту российских фондовых индексов в 2005 г., инвесторы начали интересоваться этим видом фондов. Проанализировав рыночную ситуацию с начала года, а также конкурентную среду, мы приняли решение о запуске индексного фонда, что и будет сделано до конца текущего года. Это будет открытый паевой инвестиционный фонд с бенчмарком на индекс ММВБ. Паи этого фонда можно будет приобрести начиная с января следующего года. Мы проинформируем наших клиентов о запуске нового ПИФа, предложив им приобрести паи фонда при первичном размещении и по номинальной стоимости.

    Б. О. В настоящее время на Фондовой бирже ММВБ торгуются паи только одного вашего фонда. Планируете ли вы выводить другие паи на биржу? Будут ли востребованы услуги биржевой инфраструктуры в разрабатываемых вашей УК новых продуктах?

    А. А. Пока мы не ощущаем реального спроса на паи открытых ПИФов, торгуемых на биржах. У нашей компании достаточно хорошая и разветвленная агентская сеть, и купить наши паи не составляет особого труда. УК "Альфа-Капитал" присутствует во всех крупнейших городах России. Паи нашего интервального фонда мы вывели на биржу, чтобы предоставить пайщикам этого фонда возможность продавать паи между интервалами. Управляющая компания с этого ничего не получает.

    Б. О. Что, на Ваш взгляд, сдерживает развитие биржевой торговли паями ПИФов? Что, по Вашему мнению, нужно сделать для повышения ликвидности этого рынка?

    А. А. Развитие биржевой торговли ПИФами сдерживает низкий уровень проникновения биржевой торговли среди населения. Сегодня на бирже в основном торгуют профессионалы и небольшая часть начинающих частных инвесторов. И те и другие готовы брать на себя высокие риски фондового рынка и способны самостоятельно формировать свои инвестиционные портфели. Паи ПИФов таким инвесторам не интересны. Сами управляющие компании тоже не очень заинтересованы в развитии биржевой торговли паями, так как это вторичное обращение паев и активов у УК от этого не прибавляется. УК гораздо выгоднее привлекать новые деньги с рынка, т. е. чтобы клиенты приобретали паи у самой УК.

    Б. О. Насколько остро перед вашей компанией стоит сейчас проблема поддержания сети региональных представительств? Планируете ли Вы в своей работе реализовать услугу приобретения пая через Интернет?

    А. А. Сегодня у нас нет собственных региональных представительств. В регионах России мы осуществляем свою деятельность в тесном сотрудничестве с Альфа-Банком, что позволяет нам минимизировать свои издержки на поддержание деятельности региональных филиалов. В следующем году мы планируем открыть первый собственный региональный филиал в Санкт-Петербурге. На его базе будет открыт собственный офис продаж ПИФов. В наших планах - в ближайшие несколько лет открыть собственные офисы продаж в нескольких крупных городах России.
    Услуга интернет-ПИФинга пока не востребована. Большой отдачи от запуска такой услуги сегодня мы не видим. Однако в перспективе ближайших 2 лет такая услуга будет нами предложена для удобства наших клиентов.

    Б. О. Как часто вы пересматриваете структуру инвестиционного портфеля ваших фондов? В какой мере для вас критична проблема приведения структуры портфеля к декларируемой в отчетный период?

    А. А. Мы руководствуемся долгосрочным видением развития ситуации. Данный подход не предполагает частого изменения структуры инвестиционного портфеля. Структура портфеля пересматривается раз в квартал на регулярной основе, исходя из среднесрочного прогноза конъюнктуры рынка. Если, допустим, конъюнктура резко меняется, мы делаем это чаще, основываясь на том, насколько рынок требует изменений.
    Проблемы приведения структуры портфеля к декларируемой в отчетный период не существует, поскольку структура портфеля фонда соответствует декларации вне зависимости от периода.

    Б. О. Предполагает ли ваша продуктовая линейка социальную градацию (для богатых клиентов - один набор услуг (вид ПИФов, способов инвестирования, формы обслуживания и т. д.), для массового клиента - другой)?

    А. А. В УК "Альфа-Капитал" существуют решения для клиента с любым размером кошелька. Есть стратегии индивидуального доверительного управления и продукты, которые доступны только состоятельным клиентам. При этом у нас всегда есть доступный альтернативный вариант - ПИФ, повторяющий стратегию портфеля индивидуального доверительного управления. Для каждого клиента у нас есть услуги индивидуального инвестиционного консультанта, благодаря чему любой клиент нашей компании имеет возможность регулярно консультироваться по вопросам своих инвестиций с профессионалом.

    Б. О. Предполагаете ли вы в перспективе формирование инвестиционных продуктов, в рамках которых деньги клиентов размещались бы на западных рынках?

    А. А. Пока законодательство ограничивает возможности управляющих по инвестированию на зарубежных площадках. Как только ограничения будут сняты, мы будем рассматривать такие возможности. С другой стороны, нужно осознавать, что российские компании самостоятельно не смогут эффективно управлять средствами на западных площадках, так как большинство российских управляющих компаний не имеет западной практики и экспертов, аналитиков западных рынков. Думаю, что такие фонды будут пользоваться популярностью в периоды стагнации или падения нашего рынка.

    Б. О. За счет чего страхуется риск изменения курсовой стоимости между получением заявления от пайщика на продажу пая и переводом ему реальных денег?

    А. А. Такой риск не страхуется. У регистратора по закону есть 3 рабочих дня для проведения операции в реестре, по стоимости на дату проведения операции. УК имеет право перевести деньги клиенту в течение 15 дней с момента проведения операции в реестре. На практике мы переводим клиентам деньги в течение 4-5 рабочих дней по фиксированному регистратором курсу стоимости пая.

    Б. О. Насколько, по Вашему мнению, перспективна идея паевых супермаркетов для населения?

    А. А. Идея очень интересная и перспективная. Есть только один проект подобного рода в России - "Сеть паевых супермаркетов" компании АЛОР+. В России острый дефицит независимых дистрибуторов и инвестиционных консультантов по паевым инвестиционным фондам. Казалось бы, такими дистрибуторами должны были стать розничные банки, как это осуществляется на Западе. Примером для наших банков может служить Ситибанк, на долю которого сегодня приходится, по некоторым оценкам, до 15% продаж ПИФов в России, а доходы от продаж ПИФов доходят до десятков миллионов долларов в год.
    Однако наши банки пока не способны или просто не желают двигаться в направлении настоящих финансовых супермаркетов. Остается ждать прихода западных розничных банков, исповедующих принципиально другой подход.
    В таких условиях УК, у которых нет материнских или аффилированных банковских структур, вынуждены самостоятельно продавать свои услуги, создавать собственные каналы дистрибуции. Сегодня в конкурентной борьбе выигрывают те компании, у которых лучшие продукты, лучшая сеть продаж и больший рекламный бюджет.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100