Casual
РЦБ.RU

Риски и потенциал бумаг "второго эшелона"

Ноябрь 2006

    На протяжении более чем 10-летнего периода развития российского фондового рынка акции "второго эшелона" привлекали к себе значительное внимание различных групп инвесторов. В отличие от хорошо знакомых и активно торгуемых "голубых фишек", акции "второго эшелона" характеризуются меньшей ликвидностью, однако теоретически сохраняют в себе потенциал значительного роста, иногда на несколько сотен процентов, что стимулирует искушенных игроков инвестировать в эти бумаги, несмотря на множественные риски. Самый распространенный риск заключается в перспективе "зависнуть" с акциями "второго эшелона", т. е. в ситуации, когда их невозможно продать в течение длительного периода времени. Для того чтобы минимизировать этот риск, а равным образом и другие риски, необходимо разобраться в том, что же все-таки представляют собой акции "второго эшелона" и как функционирует их рынок.

НЕСЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

    После либерализации внешней торговли и сокращения военных расходов в начале 1990-х гг. подавляющее большинство отраслей российской экономики оказались неконкурентоспособны и сократили производство. Избежать значительного падения удалось только отраслям сырьевого сектора (в первую очередь нефти, газа и металлургии), продукция которых пользовалась спросом на мировом рынке. В результате, когда в России начал формироваться фондовый рынок, внимание портфельных инвесторов было приковано именно к крупным компаниям сырьевого сектора, а также некоторым естественным монополиям, которые впоследствии и составили "элитный клуб" "голубых фишек". Даже сейчас, по прошествии многих лет, основная торговля на фондовом рынке сконцентрирована вокруг акций 7-10 эмитентов, среди которых можно назвать Газпром, ЛУКОЙЛ, Норильский никель, РАО ЕЭС России, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Сбербанк. Большинство предприятий других секторов экономики после акционирования автоматически попадали в категорию "второго эшелона" или даже "третьего" и "четвертого" эшелонов.
    До девальвации рубля в 1998 г. большинство компаний "второго эшелона" чувствовали себя весьма неважно, так как завышенный курс рубля стимулировал импорт зарубежных товаров, который не позволял развиться отечественной промышленности. После 1998 г. ситуация изменилась: с одной стороны, девальвированный рубль сократил импорт, а с другой - к началу 2000-х гг. завершились первичный передел собственности и накопление капитала. Новые собственники стали больше интересоваться возможностями развития своих предприятий. В результате акции "второго эшелона" получили как бы вторую жизнь. Именно на 2000-2006 гг. приходится период, когда о существовании рынка акций "второго эшелона" можно говорить уже вполне уверенно.

ЧТО ОЖИДАЕТ "ВТОРОЙ ЭШЕЛОН"?

    Пока что "второй эшелон" довольно сильно отстает от "первого" по ликвидности, капитализации и тем более объемам торгов. Например, доля первых 10 "голубых фишек" в совокупном обороте рынка акций на Фондовой бирже ММВБ (обычный режим торгов, режим переговорных сделок и режим операций РЕПО) по итогам 8 мес. 2006 г. составила около 97%.
    Многие акции "второго эшелона" трудно продать или купить, сделки по ним совершаются не каждый день, а иногда и не каждую неделю. Так что же мешает акциям "второго эшелона" становиться первыми, что сдерживает переход этих акций в разряд ликвидных, хорошо торгуемых бумаг?
    По мнению многих иностранных инвесторов, одна из основных проблем состоит в недостаточной прозрачности многих эмитентов "второго" и смежных с ним "третьего" и "четвертого эшелонов". Западные аналитики утверждают, что компании малой и средней капитализации часто используют различные схемы вывода прибыли в зависимые структуры, в том числе путем трансфертного ценообразования, а также с использованием оффшорных компаний. Это, при прочих равных, снижает привлекательность этих акций. Однако, на мой взгляд, проблема прозрачности, хоть и является острой, все-таки не самая главная. Дело в том, что трансфертное ценообразование и оффшорные компании довольно активно использовались даже крупными сырьевыми предприятиями России на протяжении 1990-х гг., в начале 2000-х гг. вплоть до дела "Юкоса". Однако применение этих схем не отвращало иностранных инвесторов от покупки акций крупных российских компаний. Они были ликвидными и могли приносить существенную прибыль, если не от дивидендов, то от прироста курсовой стоимости.
    Одна из проблем, на наш взгляд, заключается в размерах компаний малой и средней капитализации, а именно в размерах их годового оборота. Если у компании оборот в несколько миллиардов долларов в год, то ее акции имеют хорошие шансы стать ликвидными, даже если компания не будет окончательно прозрачной. Если же компания зарабатывает пару сотен миллионов в год, то ее шансы на ликвидный фондовый рынок уже уменьшаются. Предположим, что компания допускает в свободное обращение (free float) 10% своих акций. Чтобы рынок этих акций был ликвидным, желательно, чтобы общая стоимость free float была как минимум 20-30 млн долл., иначе торговля большими блоками будет затруднена. Если 10% акций оцениваются рынком в 20-30 млн долл., то капитализация компании в целом должна быть около 200-300 млн долл. На начальном этапе раскрутки акций коэффициент P/S обычно составляет около 0,5.
    Таким образом, общая выручка компании должна составлять как минимум 400 млн долл., а лучше если выше. Тогда компания сможет создать ликвидный рынок своих акций. При меньших объемах выручки ликвидность остается под вопросом. Приведенные в этом абзаце рассуждения не должны, конечно, восприниматься строго и однозначно - это гипотетический расчет. Безусловно, многие компании могут создать ликвидный рынок своих акций и при меньших объемах выручки, акцентировав внимание на прозрачности и высоких темпах развития бизнеса (как например, "РБК Информационные Системы"), однако для предприятий многих традиционных отраслей промышленности размер по-прежнему имеет значение. И если компания имеет относительно небольшой размер, то существенно повысить привлекательность своих акций она может, улучшив свою прозрачность для инвесторов.
    Важным также является отрасль, в которой работает компания. Сильный рост цен на нефть в 2003-2006 гг. позволил поднять уровень жизни населения России. В связи с этим получили развитие такие отрасли, как пищевая промышленность, связь, транспорт, розничная торговля, предоставление услуг населению, развлекательная индустрия. Многие из акций этих отраслей также относятся ко "второму эшелону" и являются привлекательными для покупки при условии низких коэффициентов P/S и P/E (P/S - отношение цены акции к объему чистой выручки компании, приходящейся на одну акцию; P/E - отношение цены акции к объему чистой прибыли компании, приходящейся на одну акцию).
    Выше приведена таблица по компаниям, ранжированным по коэффициентам P/S и P/E в обратном порядке (т. е. более низкие коэффициенты вверху, а более высокие - внизу).
    На основании анализа данной таблицы можно сделать вывод о наличии на конец сентября 2006 г. 17 компаний "второго эшелона", у которых коэфициент P/S составлял менее 1. Что касается коэффициента P/E, то его использование для относительных оценок теоретически может быть несколько затруднено в силу причин, связанных с налоговым планированием.
    Помимо компаний, ориентированных на население, интересными представляются акции некоторых машиностроительных предприятий. Некоторые из них настроены на освоение и производство конкурентоспособной по мировым стандартам продукции, в этой связи акции этих компаний могут существенно вырасти в цене. Следует заметить, что в числе предприятий с коэффициентом P/S меньше 1 много машиностроительных компаний.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Что же можно порекомендовать инвесторам, желающим приобрести акции "второго эшелона"?
    Во-первых, следует приготовиться к достаточно длительному периоду владения этими акциями. Получить быструю прибыль от этих бумаг не удастся в силу проблем с ликвидностью, о которых мы говорили выше.
    Во-вторых, необходимо обращать внимание на размер компании, т. е. на ее годовой оборот. Если компания принадлежит традиционной отрасли и использует технологии, унаследованные еще с советских времен, то размер компании имеет большое значение. Если компания новая, современная, настроенная на прозрачность и соответствие международным стандартам, то размер не имеет большого значения. Положительные действия менеджмента и владельцев такой компании, их goodwill, уже стоят дорого, и эти акции можно довольно уверенно покупать. Аналогичная ситуация наблюдается, когда на старое "советское" предприятие приходит новый менеджмент и начинает реформы.
    И, наконец, в-третьих, покупая акции "второго эшелона" необходимо обращать внимание на общую ситуацию на рынке, поведение "голубых фишек", американскую и российскую макроэкономику, которая оказывает влияние на российский фондовый рынок в целом. Так, например, после майского-июньского падения на фондовом рынке России интерес инвесторов к акциям "второго эшелона" заметно угас, что связано с высокой волатильностью на рынке "голубых фишек" и возможностью заработать хорошие проценты на их колебаниях. Когда ликвидные акции (такие как Газпром, РАО "ЕЭС России", ЛУКОЙЛ) колеблются на 1-2% в день, инвесторы не видят смысла перемещаться в другие активы, так как ликвидные акции обеспечивают возможность заработать при сравнительно невысоком риске "зависнуть" в этих акциях.
    И, несмотря на все оговорки, тем не менее "второй эшелон" по-прежнему сохраняет перспективную привлекательность. Однако для успешной работы с этими акциями необходимо проводить скрупулезное исследование конкретных отраслей и компаний, промывать "тонны песка" для того, чтобы в итоге выделить несколько крупиц чистого золота.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (2):
alkalryVeby
19.01.2017 16:25:58
Раздаем по 50$ просто так.
Выберите счет, инвестируйте полученные 50$ и
наблюдайте за тем, как растут уже ваши деньги.
Получите 50 USD здесь http://rancat.xyz/track/BDP50
alkalryVeby
27.01.2017 20:36:59
Раздаем по 50$ просто так.
Выберите счет, инвестируйте полученные 50$ и
наблюдайте за тем, как растут уже ваши деньги.
Получите 50 USD здесь http://rancat.xyz/track/BDP50

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Александр Ермак
Рынок рублевых облигаций: предварительные итоги 2016 года
В 2016 г. ситуация на рынке рублевых облигаций была неоднозначной: периоды негативной динамики цен сменялись благоприятной конъюнктурой под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.
Дмитрий Пискулов
Деривативы российских банков в 2016 году
В 2016 г. СРО НФА представила очередной анализ российского рынка производных финансовых инструментов, построенный на основе опроса респондентов из числа крупнейших банков — членов СРО.
Константин Кутейников
Альтернативные инвестиции. Монеты из драгоценных металлов
Выбор объектов инвестирования разнообразен: банковские депозиты, ценные бумаги и деривативы, наличная валюта, драгоценные металлы, антиквариат и недвижимость. Существует ли альтернатива данным видам инвестирования?
Ольга Старовойтова
XBRL — революция или планомерное изменение?
Одной из приоритетных задач Банка России в настоящее время является перевод финансовой, надзорной и статистической отчетности некредитных финансовых организаций на единый стандарт передачи данных в формате XBRL.
Все публикации →
  • Rambler's Top100