Casual
РЦБ.RU

Английский опыт нормативно-правоВОго регулирования клиринговой деятельности

Сентябрь 2006

    Клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг в Великобритании имеет ряд особенностей, выделяющих ее на фоне остальных развитых стран. Прежде всего это касается отсутствия законодательно определенного понятия "клиринг", несмотря на то что этот термин достаточно широко используется в деловом обороте, рассматривается в учебниках по финансовому рынку и применяется при описании услуг и биржевых операций.

    Только централизованный клиринг
    Де-факто под клирингом в Великобритании понимается процесс определения взаимных обязательств сторон по операциям с ценными бумагами до проведения расчетов между участниками торгов. Таким образом, применение процедуры клиринга обеспечивает, с одной стороны, снятие риска участника торгов, связанного с изменением стоимости актива от момента заключения сделки до проведения окончательных расчетов и перевода бумаг (replacement cost risk). С другой стороны, процедура клиринга, определяющая нетто-позиции участников, существенно облегчает процедуру конечных расчетов и снимает операционные риски за счет консолидации платежей.
    Еще одной особенностью организации клиринга в Великобритании является фактическое отсутствие нецентрализованного клиринга. Действительно, Законом 2000 г. о финансовых услугах и рынках центральным звеном расчетно-клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг определяется так называемый. Уполномоченный клиринговый центр (УКЦ), который в свою очередь является единственным лицензированным участником ведущим регулируемую клиринговую деятельность на фондовом рынке. Функции Уполномоченного клирингового центра в настоящее время в Великобритании выполняет London Clearing House (Лондонская клиринговая палата), а регулятором выступает Управление по финансовым услугам - Financial Services Authority (FSA). Отметим, что LCH, будучи официально зарегистрированным УКЦ, выполняет функции центральной стороны (central counterparty - CCP) по всем сделкам с ценными бумагами на организованном рынке.
    Отсутствие нецентрализованного клиринга связано еще и с особенностями правовой системы Великобритании, так называемый англосаксонской системы прецедентного права. В данном случае законодатели не стремятся описать все без исключения случаи поведения субъектов права в любых возможных ситуациях, но, напротив, выстраивают правовую систему в соответствии с имеющимися прецедентами реальной деятельности. В результате в соответствии с историческим фактом существования централизованного клиринга в форме LCH и была сформирована соответствующая нормативная база. А поскольку после законодательного превращения какой-либо деятельности в регулируемую (в данном случае занятие клирингом требует получения статуса УКЦ) ее ведение без разрешения является уголовным преступлением, в Великобритании не предпринимается никаких попыток создать нецентрализованный клиринг на каком-либо сегменте фондового рынка.

    Требования к УКЦ
    Согласно британскому законодательству уполномоченный клиринговый центр обязан отвечать определенным требованиям, изложенным в Акте 2001 г. "Требования к инвестиционным биржам и клиринговым центрам для получения уполномоченного статуса". Эти требования выглядят следующим образом. Необходимо:

  • обладать достаточными финансовыми ресурсами;
  • действовать надлежащим образом и соответствовать уставным целям;
  • обладать соответствующими системами и рычагами контроля, в том числе в сфере управления рисками;
  • обладать соответствующими возможностями по защите интересов инвесторов;
  • обеспечивать добросовестность и честность при проведении операций, сотрудничать на постоянной основе с FSA, предоставлять FSA соответствующую информацию в случае необходимости;
  • разработать и внедрить соответствующий порядок принятия, пересмотра и изменения правил проведения операций;
  • разработать и внедрить соответствующий порядок контроля и обеспечения принудительного исполнения правил проведения операций;
  • разработать и внедрить порядок расследования и рассмотрения жалоб;
  • разработать и внедрить правила и процедуры, применяемые в случае дефолта.
        УКЦ также обязан обеспечить постоянное соблюдение иных требований, распространяющихся на него по статусу УКЦ, и подлежит постоянному контролю со стороны FSA. FSA регулярно проводит консультации с представителями УКЦ.
        На УКЦ распространяются правила обязательного уведомления, изложенные в справочнике УИК. В соответствии с указанными требованиями, УКЦ обязан уведомлять FSA о таких вопросах, как размер комиссионного вознаграждения, взимаемого с Участников УКЦ, изменения в составе основных руководителей и аудиторов, полученные и расследованные жалобы, случаи неплатежеспособности и неисполнения обязательств Участниками УКЦ.
        Если, по мнению FSA, УКЦ не выполняет или, по всей вероятности, не выполнит требования, предъявляемые к его статусу, или не соблюдает любые другие возложенные на него обязательства, FSA имеет право дать указание предпринять конкретные шаги по обеспечению соблюдения таких требований или обязательств. В случае невыполнения УКЦ таких указаний, FSA вправе в итоге отозвать статус УКЦ у данного лица. Если FSA направляет уведомление о своем намерении отозвать статус УКЦ, УКЦ, его Участники или любое другое лицо, на которого может влиять такой отзыв, могут сделать заявления, которые FSA обязана принимать во внимание при рассмотрении вопроса об отзыве статуса УКЦ.

        Антикризисное регулирование
        На УКЦ распространяется специальный правовой режим в отношении несостоятельности, описанный в Ч. VII Акта о компаниях 1989 г. (Ч. VII). Этот режим был введен в действие для снижения риска несостоятельности со стороны любого крупного участника товарного рынка или рынка деривативов, угрожающей несостоятельностью его контрагентам и финансовым учреждениям, предоставляющего кредитные средства рынку. Общее действие Ч. VII заключается в установлении приоритетности сделок по закрытию позиций и совершению взаимозачетов и в защите обеспечения, предоставленного по обязательствам участников рынка, по сравнению с иными интересами кредиторов, не вытекающими из клиринговой деятельности.
        В Ч. VII предусматривается приоритет принятых УКЦ правил и процедур, применяемых в случае дефолта (такие правила должны содержать положения о взаимозачете в случае ликвидации компании и отвечать некоторым иным требованиям). В широком смысле, в случае наступления несостоятельности какого-либо Участника УКЦ, правила и процедуры, применяемые в случае неисполнения обязательств Участником, имеют преимущественную силу по сравнению с общими положениями законодательства о банкротстве, что дает возможность УКЦ использовать имеющиеся меры защиты и меры по обеспечению исполнения обязательств.
        Этот режим применяется к сторонам, подписавшим "рыночные контракты" (Рыночные контракты), которые, в случае с клиринговыми организациями, являются контрактами, заключенными клиринговыми организациями с любым Участником клиринговой организации для обеспечения возможности урегулирования прав и обязательств такого Участника по сделкам, являющимся предметом клиринга.
        В Ч. VII содержатся следующие специальные меры защиты в отношении Рыночных контрактов:

  • положения о том, что Рыночные контракты будут действительными вне зависимости от их несоответствия законодательству, касающемуся распределения активов любого лица в случае банкротства, ликвидации или конфискации, или в случае внешнего управления имуществом несостоятельного владельца;
  • положения о том, что должностные лица, участвующие в процессе о несостоятельности, и суд не могут осуществлять полномочия по законодательству о несостоятельности, если эти полномочия будут мешать урегулированию Рыночного контракта в соответствии с любыми правилами УКЦ или мешать любому действию, предпринятому согласно правилам УКЦ в случае дефолта;
  • положения о том, что задолженность или другое обязательство, вытекающее из Рыночного контракта и являющееся предметом специальных процедур УКЦ, применяемых в случае дефолта, не должны рассматриваться в процедуре ликвидации или банкротства до завершения таких специальных процедур УКЦ и, кроме того, не должны приниматься во внимание в целях зачета до момента окончания таких процедур;
  • положения о том, что не подлежат применению положения законодательства Великобритании о несостоятельности, которые уполномочивают должностных лиц, ведущих процедуры несостоятельности, отказываться от исполнения неприбыльных контрактов, в случае если такие контракты являются Рыночными контрактами;
  • положения о том, что не подлежат применению положения законодательства Великобритании о несостоятельности, позволяющие суду принимать решение о расторжении контрактов, если такие контракты являются Рыночными контрактами.

        Гарантийное обеспечение работы УКЦ
        Законодательство Великобритании в рамках системы управления рисками УКЦ вводит понятие "рыночного обременения", представляющего собой обеспечение, предоставленное в пользу УКЦ для покрытия его возможной задолженности или обязательств, возникающих в связи с принятием УКЦ на себя обязанностей обеспечить надлежащее исполнение Рыночных контрактов.
        В Ч. VII предусмотрены следующие специальные защитные меры для Рыночных обременений:

  • положения о неприменении норм законодательства о несостоятельности относительно ограничения возможности реализации обеспечения в период рассмотрения ходатайства об административном приказе (о введении внешнего управления) или в период действия такого приказа. Это дает УКЦ возможность обратить взыскание на предмет обеспечения, вне зависимости от моратория, который возникает после представления ходатайства о принятии административного приказа;
  • положения о неприменимости норм законодательства Великобритании о несостоятельности, позволяющих ликвидатору осуществлять сделки с обремененным имуществом, вне зависимости от того, что на него может распространяться обеспечительный интерес (Рыночное обременение) (эти нормы дают возможность ликвидатору осуществлять сделки с обремененным обеспечением, как если бы на него не распространялось обеспечение);
  • положения о неприменимости норм законодательства о несостоятельности, предусматривающих недействительность любого распоряжения имуществом компании, осуществленного после начала ликвидации, за исключением случаев, когда иное прямо указано судом;
  • положения, допускающие возможность для внешнего управляющего, назначенного согласно условиям Рыночного обременения, продолжать осуществлять свои полномочия вне зависимости от назначения ликвидатора;
  • положения, предоставляющие приоритет рыночному обременению в отношении товаров в обороте перед последующими обременениями, включая последующие обременения в отношении индивидуально определенных товаров. При отсутствии этого правила, обременение в отношении товаров в обороте не имело бы приоритета перед последующими обременениями в отношении индивидуально определенных объектов;
  • положения, устанавливающие приоритет Рыночного обременения по отношению к праву удержания продавца в отношении неоплаченного товара. В отсутствие такого приоритета УКЦ мог бы обратить взыскание на предмет Рыночного обременения, только доказав свою добросовестность в сделке и отсутствие уведомления о существовании обременения;
  • положения, обеспечивающие защиту от обращения взыскания в отношении рыночного имущества, наложенного не имеющими обеспечения кредиторами, с тем чтобы любое решение суда о наложении взыскания на имущество, на которое распространяется Рыночное обременение, не могло быть исполнено без согласия клиринговой организации или биржи. Без защиты, предоставляемой такими положениями, кредитор любого Участника, добившийся принятия такого судебного решения, мог бы принудительно осуществить продажу такого имущества.
        Ч. VII также предусматривает защиту в отношении "рыночного имущества" (Рыночное имущество), т. е. маржевых взносов, переданных УКЦ. Следующие меры защиты предусмотрены в отношении Рыночного имущества:
  • взыскание может быть наложено на такое имущество вне зависимости от существования каких-либо более ранних обязательств (прав участия), за исключением случаев, когда в момент предоставления такого имущества в качестве маржевого взноса УКЦ получил уведомление о существовании таких интересов (прав участия). Это подкрепляет общие положения законодательства Великобритании, в соответствии с которыми УКЦ обычно признается "добросовестным приобретателем" (что, вероятно, компенсирует принятие УКЦ на себя обязательств своих Участников) Рыночного обеспечения/имущества, свободного от иных существовавших ранее прав участия при отсутствии уведомления об обратном;
  • Рыночное имущество может использоваться УКЦ вне зависимости от существования любого права или средства защиты, возникающего в связи с нарушением прав, возникающих их доверительных правоотношений, за исключением случаев, когда в момент предоставления имущества в качестве маржевого взноса было сделано уведомление о нарушении таких прав.

        Английский опыт и российские реалии
        Высокая эффективность британской системы регулирования клиринговой деятельности наглядно иллюстрируется быстрым ростом оборотов английского фондового рынка и повышением его популярности среди иностранных инвесторов и эмитентов. Рост оборотов на английском рынке в последние годы выглядит достаточно внушительно: объем вторичных торгов в 2005 г. увеличился почти на 10% по сравнению с 2004 г., а за первые 7 мес. 2006 г. рост составил 33% по отношению к аналогичному показателю 2005 г.
        Для российского рынка, на котором на протяжении последних лет также наблюдается значительное увеличение объемов торгов, было бы целесообразно использовать английский опыт организации клиринга, особенно в части формирования современной системы управления рисками. В настоящее время ММВБ активно работает над подготовкой к переводу клирингового бизнеса в Национальный клиринговый центр (НКЦ). Центральный банк Российской Федерации 20 апреля 2006 г. принял решение о государственной регистрации Акционерного Коммерческого Банка "Национальный Клиринговый Центр".

    ВЫВОД

        Создание НКЦ позволит заметно снизить риски для иностранных участников. Российский организованный рынок станет для этой категории инвесторов более комфортным и привычным. В ситуации, когда наметилось постепенное перераспределение ликвидности в пользу внутреннего сектора рынка российских ценных бумаг (см. рисунок), этот шаг может повысить конкурентоспособность отечественной финансовой системы и обеспечить ей необходимые преимущества.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100