Casual
РЦБ.RU

Цели и мотивы первичного размещения акций

Август 2006

    Каждому времени свойственны свои особенности, свои мифы и идеалы. Последние два года ознаменовались высокой активностью российских эмитентов на рынке первичных публичных размещений (IPO). К сожалению, приходится признать, что выход компании на IPO в определенной степени становится данью моде и не всегда эмитент, ставящий перед собой задачу привлечения капитала подобным образом, реально осознает цели такого выхода и понимает или хотя бы задумывается о тех проблемах, которые сопутствуют процессу выхода компании в "открытое море".

    Поскольку каждый эмитент по-своему уникален, причины выхода на рынок публичных размещений у каждой компании-эмитента свои. Тем не менее некие обобщающие выводы сделать все же можно. Так, среди основных причин проведения IPO следует назвать:

  • выход или частичный выход одного или нескольких акционеров. Речь идет о ситуации, когда одновременно осуществляется публичное размещение дополнительного выпуска акций эмитента и публичное обращение акций предыдущего выпуска (выпусков), находящихся в собственности акционеров;
  • защита от возможного поглощения путем максимизации стоимости;
  • защита от "национализации";
  • получение рыночной оценки бизнеса эмитента, повышение деловой репутации;
  • переход на новые стандарты управления и выход на новые финансовые рынки (как часть стратегии);
  • выход на новых инвесторов, снятие барьера "одной из многих" компаний;
  • снижение стоимости заимствований;
  • желание собственника (собственников) "максимально капитализировать" компанию-эмитента, иначе говоря "поиграть в капитализацию".
        Также, среди мотивов, лежащих в основе принятия эмитентом решения о проведении IPO, можно отметить положительные примеры компаний-конкурентов, доступность (прежде всего техническая) организаторов торговли на рынке ценных бумаг, либеральность законодательства (см. рисунок).
        В этой связи нельзя не отметить весьма полезные инициативы ММВБ, направленные на формирование условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстро растущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса и связанные с созданием и запуском в ближайшее время "альтернативной" площадки для размещения российских компаний с относительно небольшим уровнем капитализации (от 100 млн руб. до 5 млрд руб.) - Сектора инновационных и растущих компаний. Новая редакция Правил листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг на ФБ ММВБ, предусматривающая использование механизмов Сектора ИРК, вступает в силу с 27 июня 2006 г. Поэтому отмечаемая специалистами некоторая спорность и неясность содержащихся в нормативно-правовых актах положений в части регулирования публичного размещения ценных бумаг эмитента, а также отсутствие у профучастников единого понимания при толковании и применении нормативно-правовой базы могут явиться препятствием для реализации столь полезных механизмов. Это касается, в том числе, и использования эмитентом уведомительной процедуры вместо государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и применения новой гл. XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах".
        Однако, какой бы идеально проработанной и либеральной не была нормативная база и какими совершенными и удобными не были бы механизмы размещения ценных бумаг, все это практически сводится на нет отсутствием доверия инвесторов к рынку ценных бумаг вообще и к отдельным эмитентам в частности. Факторов, влияющих на выбор инвестора, достаточно много, в том числе и политические, и социальные, и валютные риски. Каким образом эмитенту завоевать и затем поддерживать доверие инвесторов - краеугольная проблема, которая лежит в основе каждого размещения. Достаточно ли формального соблюдения эмитентом требований в части корпоративного управления, устанавливаемых государством и организаторами торговли, для принятия инвестором положительного решения в отношении объекта возможного инвестирования денежных средств? Или существуют дополнительные факторы, влияющие на инвестиционный выбор? И может ли грамотный инвестор доверять сведениям, содержащимся в различного рода информационных и инвестиционных меморандумах (иных подобной направленности документах), как правило, подготавливаемых с привлечением профессиональных участников рынка ценных бумаг, одновременно задействованных в процедуре публичного размещения ценных бумаг эмитента и потому заведомо являющихся заинтересованными лицами? Насколько такая информация объективна и достоверна и можно ли обмануть рынок?
        Как показывает практика, тенденции последнего времени не столь бесспорны в глазах инвесторов. В газетах The New York Times и International Herald Tribune была опубликована статья, согласно которой "Первичные публичные предложения (IPO) акций российских компаний могут не оправдать ожиданий. Инвесторы испытывают сомнение, поскольку... компании планируют IPO или слишком рано, или по неподходящим причинам, или переоценивают собственные акции. Помимо сомнений в оценке собственных акций российскими компаниями, инвесторы также испытывают недовольство относительно недостаточной открытости бухгалтерской отчетности в некоторых фирмах и дефицита стандартов корпоративного управления" (информационное сообщение, размещенное 6 июня 2006 г. на сайте ИНТЕРФАКС-АФИ).
        Также следует понимать, что, как только компания решается провести публичное размещение своих акций, далеко не достаточно просто объявить о таких планах. Ряд компаний являются информационно закрытыми, соответственно уровень раскрытия значимой для рынка информации достаточно низок. В силу этого резкое раскрытие такой информации чревато негативными последствиями, поскольку внутренняя структура эмитента может быть настолько "непривлекательна", что в результате ничего, кроме отталкивающего эффекта не произойдет. Эмитенту очень важно ставить перед собой реальные сроки выхода на IPO и реально оценивать собственный "внутренний и внешний вид". Конечно, умелый консультант-инвестбанкир приложит все усилия для повышения инвестиционной привлекательности своего клиента, однако подобное "причесывание" организационно-правовой структуры компании, построение прозрачной модели финансово-хозяйственной деятельности - процессы не быстрые. Поэтому, когда руководство эмитента ставит задачу ("пятилетка в четыре года") вывести эмитента на IPO за 1-2 года, необходимо критическое восприятие подобных идей. Нельзя написать историю компании заново, начать ее с "белого листа". Как было отмечено ранее, "Обращаясь к профессиональному участнику за услугой по организации публичного размещения, эмитент также рассчитывает на то, что при размещении ценных бумаг брокер будет использовать свои устоявшиеся клиентские и партнерские связи. Отчасти это верно, однако эмитенту не следует ожидать чуда, если в действительности инвестиционная привлекательность эмитента не слишком высока"1. Поэтому введение нового института листинговых агентов ФБ ММВБ, к одной из функций которых относится обеспечение процесса раскрытия информации эмитентом при поддержании его ценной бумаги в Секторе ИРК, - весьма важный шаг на пути к созданию эффективной системы контроля рынком добросовестного раскрытия эмитентами информации, конечной целью которой является защита интересов инвестора.
        Становясь публичной и соответственно информационно открытой, компания должна свою информационную открытость поддерживать, а еще лучше повышать уровень собственной инвестиционной привлекательности. При этом речь идет не о банальном и не всегда прозрачном маркетмейкерстве, сопровождающемся оптимистичными прогнозами аналитиков, а о реальных усилиях топ-менеджмента, направленных на достижение компанией высоких финансово-экономических показателей и поддержание хорошей репутации на рынке как в средносрочной, так и в долгосрочной перспективе. Инвестор оценивает не сиюминутные результаты, а будущее своих вложений. Поэтому эмитентам следует серьезное внимание уделять долгосрочной стратегии, которая должна быть понятной, прозрачной и убедительной в глазах потенциальных акционеров. В этом смысле IPO - только один из шагов на пути к перестраиванию концепции управления бизнесом и увеличению капитализации компании, требующий дальнейших последовательных и грамотных движений в указанном направлении.
        Очевидно, что если компания ставит перед собой цель выхода на международные рынки, требования к информационной прозрачности и уровню корпоративного управления, помимо прочих требований, устанавливаемых местным законодательством, весьма высоки.
        Не комментируя отдельно IPO российских эмитентов, проведенные как в России, так и за рубежом, можно сказать, что каждое IPO - это позитивный шаг для российского фондового рынка, свидетельствующий не только о смелости и решительности эмитента, но также и о большей открытости и прозрачности российской экономики. Он помогает другим эмитентам стать на путь открытости и прозрачности, т. е. "повернуться лицом к инвестору".

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100