Casual
РЦБ.RU

Привлечение капитала на ФБ ММВБ через механизмы IPO

Июль 2006


ТЕНДЕНЦИИ И УГРОЗЫ

    Не будем говорить здесь о достоинствах и преимуществах первичного размещения акций (IPO) российских компаний, и постараемся поговорить о практических моментах этого актуального процесса. Итак, что же сейчас происходит с IPO российских эмитентов? В настоящее время существуют определенные тенденции, которые хорошо всем известны, а именно:

  • происходит перенос активности сектора IPO на внешний рынок. Российские эмитенты предпочитают западные площадки, в частности Лондон. Так, свыше 90% объема отечественных IPO приходится на зарубежные площадки (рис. 1);
  • растут торговые обороты отечественных участников с российскими ценными бумагами на зарубежных площадках.
        Все это не есть хорошо. С точки зрения народно-хозяйственных интересов в этой ситуации таится определенная угроза, и прежде всего это связано с тем, что IPO - это некий механизм подпитки фондового рынка, а чтобы рынок не зачах, необходимо, чтобы "свежая кровь" туда постоянно вливалась. При этом рынок все-таки должен быть внутри страны. Только тогда можно обеспечить полноценную защиту розничных инвесторов и вообще решить задачу привлечения широких кругов инвесторов на отечественный фондовый рынок.
        Существуют и другие потенциальные угрозы, а именно:
  • отсутствие адекватной защиты российских инвесторов;
  • потеря важного рычага финансовой политики;
  • чрезмерная зависимость инвестиционных процессов от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • ослабление отечественной инфраструктуры.
        А задача эта весьма актуальна и злободневна. Например, если Россию сравнить с другими, даже не развитыми, а развивающимися странами, то степень вовлеченности компаний-эмитентов в процесс IPO крайне низка. На рис. 1 конкретно приводятся цифры по объемам размещения в России и за рубежом в 2004-2006 гг. Так, цифры за 5 мес. 2006 г. показывают, что пока перелом не наступил, т. е. в основном по объемам западные площадки нас очень сильно опережают. Попутно отметим, что наиболее крупные размещения происходят на западных площадках, а небольшие размещения - в большинстве своем в России (табл. 1).
        Чем же руководствуется эмитент при выборе площадки для IPO? Имеются объективные факторы, а также факторы скорее субъективные, психологические и т. п. Понятно, что крупный размер сделки на западной площадке, - это априори колоссальная ликвидность. Также эмитенту крайне необходимо найти некую совокупность различных категорий инвесторов. Ему важно, чтобы были институциональные инвесторы, долгосрочные, спекулянты и т. д. И поскольку предполагается, что на западной площадке присутствуют все категории инвесторов, соответственно имеется некое объективное стремление отечественных компаний-эмитентов. Очень важную роль здесь играют законодательство, нормативная база, которая должна быть дружелюбна к эмитенту. Ну и конечно, традиции, опыт и многое другое.
        До последнего времени, действительно, в России не было объективных условий для того, чтобы размещаться, по крайней мере, крупным эмитентам, но сейчас ситуация кардинально меняется и, можно сказать, изменилась. С точки зрения ликвидности (ликвидность вполне приличная в России) существуют и появляются как класс категории институциональных инвесторов, которых раньше практически не было, хотя не так быстро, как хотелось бы, пенсионные фонды, ПИФы и т. д.
        Также произошли достаточно серьезные изменения в законодательстве, в нормативной базе. Так, с начала 2006 г. были внесены изменения в Закон о рынке ценных бумаг, нормативную базу ФСФР. Сейчас все эти процессы и процедуры в области IPO уже не столь мучительны и долгосрочны.
        Издержки в России значительно ниже. На рис. 2 приводится некая примерная раскладка по так называемым "неснижаемым издержкам", взяты условные размещения порядка 100 млн долл. и заметно, что все издержки в совокупности на порядок ниже при размещении в России, чем за рубежом. Попутно отметим, что у нас издержки приводятся без учета оплаты услуг инвестконсультанта (известного инвестбанка), что составляет самую серьезную статью затрат. В целом, следует отметить, что в России плата инвестбанкам ниже. Хотя до последнего времени не было серьезной конкуренции на этом рынке, сейчас она появилась и появились серьезные инвестбанковские команды внутри страны. Так что этого рода издержки также достаточно успешно и быстро снижаются.
        Что же может предложить российская биржа, в частности Фондовая биржа ММВБ, для российских эмитентов? В табл. 2, 3, на рис. 3, 4, 5 наглядно видно то, что мы являемся национальной инфраструктурой, национальной биржой, у нас есть точки входа и выхода практически во всех регионах, по объемам торгов мы составляем больше 80% российского биржевого рынка, причем обороты постоянно растут (за 5 мес. 2006 г. объем торгов превысил годовой объем 2005 г.). Иными словами, ликвидность растет, и достаточно быстро. Капитализация на российском рынке, а точнее на ФБ ММВБ немножко снизилась, но тем не менее она достигла достаточно внушительной цифры - свыше 600 млрд долл. Далее показаны цифры, демонстрирующие рост ликвидности - сейчас уже больше 3 млрд долл. в день, - это достаточно много даже по мировым меркам, и гораздо выше, чем на любой восточно-европейской бирже. Количество эмитентов, как акций, так и облигаций, также постоянно увеличивается. Хотя, следует признать, по этому показателю мы еще сильно отстаем от того места, на которое Россия могла бы претендовать. По количеству инвесторов тоже приводятся достаточно интересные цифры - мы у себя регистрируем клиентов, т. е. эта информация, с одной стороны, точная, с другой стороны, реальное количество инвесторов выше, с учетом того, что есть субброкерские схемы, когда за одним клиентом прячется еще несколько. Сейчас у нас около 180 тыс. клиентов, из них 150 тыс. - это физические лица, при этом темп прироста составляет примерно 2-3 тыс. новых клиентов в неделю. Даже несмотря на коррекцию, которая сейчас наблюдается, ход клиентов не замедлился, скорее даже наоборот, видимо, многие решили, что пора входить и покупать.

    РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ КАК НАЧАЛО IPO

        Было бы правильнее сказать, что проведение выпуска облигационного займа для российского эмитента - это необходимая стадия, своеобразный трамплин для IPO. Компании, которые прошли стадию размещения собственных облигаций, могут считать, что они во многом уже преодолели и какую-то часть пути по направлению IPO - в части реструктуризации, консолидации бизнеса, прозрачности, опыта работы с фондовым рынком, и т. д.
        Рынок корпоративных облигаций развит достаточно хорошо. Очень важно, что отлажены сами технологии проведения облигационных займов. Так, на ФБ ММВБ за неделю проходит от 3 до 10 размещений различного рода российских компаний-эмитентов, не только крупных и сверхкрупных, но и средних, а иногда и даже совсем мелких компаний.
        Услуги Фондовой биржи - это собственно технологии размещения, аукцион, депозитарные услуги, расчеты, это и своеобразный консалтинг, и все то, чем мы помогаем эмитентам и инвестбанкам с организацией размещения. Это и маркетинг, и PR, т. е. уже само размещение на бирже - некий маркетинговый ход, кроме того, биржа помогает эмитентам в доведении информации до потенциальных клиентов, организация презентаций и т. д.
        На сегодняшний день, на мой взгляд, российское законодательное регулирование процесса IPO вполне соответствует определенным международным стандартам и, наверное, даже конкурентноспособно по отношению к тому же Лондону. Временной цикл сократился: нет 45 дней, 2 недель регистрации и т. д. Хотелось бы отметить еще очень важный момент - это правило 30%. Введена, я бы сказал, достаточно жесткая норма: любой российский эмитент, который размещает депозитарные расписки, за рубежом должен не меньше 30% акций разместить внутри страны. Может быть, конечно, мера чрезвычайно жесткая и протекционистская, но на сегодняшнем этапе, когда закладываются какие-то тенденции, она оправданна.
        Это по большому счету означает, что наши эмитенты "обречены" (может быть, слишком мрачно звучит) размещать значительный пакет своих акций внутри страны, и наводит на мысли о необходимости так называемого "двойного IPO". На самом деле, вполне логично, если размещения происходят синхронно, а вот размещение после инвестора может уже показаться не таким интересным. Пока в нашей деятельности не было примеров реального двойного IPO, поскольку норма введена относительно недавно: прошло всего несколько месяцев, а сделки готовятся долго. Но сейчас, насколько я владею информацией, ведется работа по нескольким сделкам размещения одновременно внутри нашей страны и за рубежом. Посмотрим, как это будет происходить на практике!

    СЕКТОР ИННОВАЦИОННЫХ И РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ

        Теперь поговорим конкретно о наших механизмах и проектах, адресованных эмитентам, в частности о средней, и даже небольшой капитализации. Постараемся максимально доходчиво описать суть нашего нового проекта - создание на российском фондовом рынке специализированного "Сектора инновационных и растущих компаний" (Сектор ИРК) в рамках существующей инфраструктуры Группы ММВБ:

  • Фондовая биржа ММВБ - первичное размещение и вторичное обращение ценных бумаг компаний ИРК;
  • Клиринг и расчеты - межрегиональная расчетно-депозитарная и клиринговая инфраструктура Группы ММВБ.
        Действительно, компании небольшой капитализации - инновационные и растущие - нуждаются в особом подходе. Это более "трепетные" создания, с одной стороны, а с другой стороны, - инвесторы сталкиваются здесь с повышенными рисками. И вот для того чтобы обеспечить встречу таких эмитентов с такого рода инвесторами, многие биржи, особенно в последние годы, выносят в отдельное производство работу с подобными компаниями (табл. 4, 5).
        Цели Сектора ИРК состоят в следующем, а именно:
  • формирование условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики России компаниями малого и среднего бизнеса;
  • формирование предпосылок для массовых IPO российских компаний-эмитентов;
  • предотвращение ухода российских компаний на зарубежные торговые площадки;
  • создание предпосылок для решения задачи венчурного финансирования в стране (через механизм "exit").
        В этот сектор могут попасть практические любые компании с капитализацией от 100 млн до 5 млрд руб., а также компании вне этого интервала, но соответствующие нашим представлениям, точнее представлениям Экспертного совета, который создан при ФБ ММВБ, об их инновационной сущности, особенно если компания будет являться быстрорастущей. К слову сказать, у нас сейчас применяется критерий - прирост торгового оборота не менее 20% по последнему году работы компании.
        Ниже в Справке достаточно подробно приводятся параметры Сектора ИРК. С одной стороны, если сравнивать с так называемым котировальным списком "Б", то компания не сталкивается с рядом требований, такими как наличие среднемесячного объема, наличие free float и т. д., т. е. требования по попаданию в этот сектор более либеральные. С другой стороны, есть дополнительные требования, прежде всего по раскрытию информации, а именно так называемый инвестиционный меморандум и корпоративный календарь. В то же время, это документы, которые и так готовит любая компания, выходящая на фондовый рынок.
        Также важный инструмент - наличие посредников-профучастников рынка - листинговых агентов. Идея достаточно простая, необходимы какие-то гаранты респектабельности этой компании, которые, прежде всего своей репутацией несут ответственность за своих клиентов, которые могут быть молодыми, неопытными и т. д. Это необходимо для защиты инвесторов от повышенных рисков.
        Зачем российским компаниям-эмитентам нужен этот сектор? В самом деле, почему бы компании, которая ищет финансирования, просто не выйти на фондовую биржу? Хотя не секрет, что имеются представления (отчасти правильные, отчасти неправильные) о том, что фондовая биржа - это тяжело, сложно, непонятно, бюрократично и т. п.
        Все дело в том, что в настоящее время просто жизненно необходимо, чтобы в стране имелась адекватная, специализированная инфраструктура, направленная на работу с такого рода компаниями. Иначе говоря, предполагается, что Биржа обращается лицом к специфическим компаниям-эмитентам. Такого рода сектор позволяет эмитенту найти своего инвестора. Во-первых, это некие специфические категории инвесторов, те же венчурные фонды, фонды прямых инвестиций и т. д., которые не присутствуют на рынке.
        Во-вторых, система защиты рисков, о которых я уже говорил, позволит традиционным типам инвесторов входить в подобные компании. Все это означает, что здесь возможна эта желанная, вожделенная встреча эмитента, со своим потенциальным инвестором, а это, в общем-то, главное, за чем компании приходят на фондовый рынок. Плюс наличие неких определенных сервисов, которые будут предоставляться непосредственно самой биржей либо в рамках того круга посредников, аккредитованных биржей (листинговые агенты, компании-консалтеры, аудиторы, юридические услуги, маркетинг, пиар, отношения с инвесторами и т. д.). С приходом сюда компания-эмитент может получить весь набор услуг, которые необходимы для выхода на публичный рынок.
        Также очень важный момент - имидж. Вот, например, почему компания, допустим, выходит в AIM, а на какую-то другую площадку не выходит? Все дело в том, чтобы у этого сектора была высокая репутация, мы прекрасно понимаем, что можем потерять клиентов. Но это наша сознательная политика, мы считаем, что Сектор ИРК станет неким элитарным сектором, в который компания будет стараться попасть, поскольку для нее это будет престижно.
        И наконец, затронем тему венчурного финансирования - создание замкнутой цепочки всего цикла, когда кроме входа имеется еще и выход - Exit. Вообще-то, отсутствие Exit равнозначно отсутствию желания входить. Это является именно тем специфическим моментом, который тормозит развитие всей отрасли венчурного финансирования.

    ИНСТИТУТ БИРЖЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

        У Фондовой биржи ММВБ имеется несколько проектов с условным названием "Институт специалистов". Общий смысл заключается в следующем: для того чтобы создать минимальную ликвидность, необходимую эмитенту не только для обеспечения вторичных торгов, но и для удачного размещения, поскольку инвестор должен быть уверен в том, что он может не только войти в акции, но и выйти из них, мы ввели "Институт биржевых специалистов".
        Дело в следующем: любой участник торгов, получив мандат от эмитента, приходит к нам и заключает договор о поддержании котировок. По сути, он такой же маркет-мейкер, номинированный эмитентом. В соответствии с этим договором специалист берет на себя обязательство поддерживать непрерывные двусторонние котировки. За это он получает эксклюзив на эти котировки. Никто, кроме него, в рынок входить не может со своими котировками, а может только реагировать на эти котировки. Это достаточно серьезный стимул, который, как мы полагаем, привлечет дополнительных эмитентов к нам на рынок, а также поможет компаниям-эмитентам принять решение об IPO.
        Сейчас мы определили круг низколиквидных бумаг, в него пока входит 76 акций, по которым могут работать биржевые специалисты.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

        В заключение, мы призываем всех российских эмитентов не бояться выхода на фондовый рынок. При этом компании с невысокой капитализацией также могут выходить на фондовый рынок. Нет необходимости дожидаться роста цен, вполне целесообразна и применима стратегия IPO для таких случаев. Фондовая биржа ММВБ всегда готова предоставить весь комплекс услуг по продвижению молодых и быстрорастущих компаний на российский фондовый рынок.

        СПРАВКА
        Новая редакция Правил листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг на ФБ ММВБ, зарегистрированная 15 июня 2006 г. ФСФР России, содержит следующие ключевые изменения:
        1) Изменена процедура внесения изменений в Список ценных бумаг, допущенных к торгам в ЗАО "ФБ ММВБ", в том числе включение ценных бумаг в Котировальные списки ФБ ММВБ без получения рекомендаций по данному вопросу Биржевого совета ЗАО "ФБ ММВБ".
        2) Установлены требования и особенности механизма допуска ценных бумаг к размещению и обращению в Секторе инновационных и растущих компаний (Сектор ИРК).
        Целями проекта создания Сектора ИРК является формирование условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса, создание предпосылок для массовых IPO этих компаний и решение задач венчурного финансирования в стране.
        В соответствии с новой редакцией Правил листинга Сектор ИРК выделяется в рамках существующей структуры Списка, т. е. предполагается размещение ценных бумаг в Секторе ИРК, а также их включение в Котировальный список или Перечень внесписочных ценных бумаг с допуском к обращению в Секторе ИРК.
        Правилами листинга определены критерии отнесения эмитента к Сектору ИРК:
  • существенная часть выручки эмитента формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий;
  • капитализация эмитента - не менее 100 млн руб. и не более 5 млрд руб.
        Соответствие эмитента первому критерию устанавливается Экспертным советом ФБ ММВБ, состоящего из специалистов, имеющих опыт работы с компаниями высоких технологий, при этом приоритет получают компании:
  • осуществляющие хозяйственную деятельность в следующих сферах: телекоммуникации; интернет-бизнес; разработка и инсталляция программного обеспечения; разработка и производство полупроводниковых устройств; биотехнологии; научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР); наукоемкое производство продукции в отрасли машиностроения и транспорта; отрасли, связанные с реализацией национальных проектов;
  • темпы роста выручки которых составляют не менее 20% по итогам финансового года.
        В Секторе ИРК будут действовать более жесткие требования по информационной открытости - помимо стандартного (для Котировальных списков или Перечня внесписочных ценных бумаг) набора документов, сведений и информации компания обязана будет предоставлять через Биржу инвесторам ряд дополнительных документов:
  • инвестиционный меморандум, в котором более полно и неформально (в отличие от жестко заданных стандартов проспекта эмиссии и решения о выпуске) раскрывается информация о финансово-хозяйственной деятельности компании (предоставляется на этапе проведения размещения в Секторе);
  • корпоративный календарь, раскрывающий для инвесторов годовой событийный ряд компании-эмитента.
        Для повышения уровня и качества транспарентности компаний Сектора ИРК вводится институт листинговых агентов. Листинговый агент - организация, соответствующая требованиям, установленным дирекцией ФБ ММВБ, заключившая договор с эмитентом (управляющей компанией) об оказании услуг по подготовке комплекта документов для допуска ценных бумаг к размещению и обращению на ФБ ММВБ в Секторе ИРК, а также выполняющая дополнительные функции, которыми также могут быть функции финансового консультанта, обеспечение процесса раскрытия информации эмитентом при поддержании его ценной бумаги в Секторе ИРК. Институт листинговых агентов должен обеспечить надлежащий уровень защиты прав инвесторов и минимизировать риски распространения недостоверных сведений и информации.
        3) Котировальные списки ФБ ММВБ дополнены Котировальным списком "В". При этом предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к эмитентам и ценным бумагам при включении их в Котировальный список "В", а также особенности обращения таких ценных бумаг в данном Котировальном списке. Включение акций в Котировальный список "В" предоставляет эмитенту возможность воспользоваться уведомительным порядком подведения итогов размещения акций и направить в ФСФР России уведомление об итогах выпуска вместо регистрации отчета об итогах выпуска.
        Котировальный список "В" создан для включения в листинг акций эмитента, впервые размещающего бумаги по открытой подписке при помощи брокера, а также для эмитентов, впервые предлагающих бумаги для публичного обращения через биржу или с привлечением брокера, для совершения в связи с таким предложением сделок, направленных на отчуждение акций.
        Основным отличием Котировального списка "В" является отсутствие при включении требования к ежемесячному объему сделок с ценными бумагами за последние 3 мес. Кроме того, включение акций в котировальный список "В" осуществляется на срок, не превышающий 3 мес. с даты окончания размещения акций на фондовой бирже. По истечении указанного срока акции должны быть переведены в другой Котировальный список (в Перечень внесписочных ценных бумаг) при условии соответствия акций и эмитента требованиям, предъявляемым для включения акций в соответствующий Котировальный список (в Перечень внесписочных ценных бумаг).
    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100