Casual
РЦБ.RU

...Необходимо бороться с пиратством и воровством информации

Май 2006

    Интервью с Директором АЭИ "Прайм-ТАСС" Олегом Ананьевым

    На российском информационном рынке представлено достаточно много агентств и компаний, которые поставляют различного рода финансово-экономическую информацию своим пользователям. Как правильнее работать с этими источниками и кому отдать предпочтение - вот, пожалуй, самые актуальные вопросы для людей, интересующихся финансовым рынком. Редакция "Биржевого обозрения" решила выяснить мнение руководителя агентства экономической информции "Прайм-ТАСС". Беседу провел Владислав Савин.

    В. С. Олег Владиленович, каким образом (по каким критериям) можно систематизировать финансовые источники информации на российском рынке?

    О. А. Самую простую систематизацию можно провести, исходя из специализации поставщика информации на определенной предметной области. В нашем случае такой областью могут быть рынок, отрасль или сектор экономики. Есть информационные агентства, которые специализируются только на одной отрасли. Можно систематизировать поставщиков по профилю деятельности. Один поставщик занимается только новостными лентами, другой - анализом, третий предоставляет доступ к информационным массивам, используя базы данных. Но с данной систематизацией вряд ли удастся соотнести всех существующих поставщиков и, в частности, наше агентство. Прайм-ТАСС создает информационные продукты для разных рынков и отраслей, и спектр наших информационных сервисов включает и новостные ленты, и аналитику, и информационно-торговые системы, и базы данных и многое другое. Мы универсальны, а наша предметная область - все, что связано с финансами и экономикой, и все, что может оказать влияние эту область.
    Если посмотреть на систематизацию с позиции потребителя, то среди всех прочих критериев я бы выделил достоверность, оперативность и полноту информационного покрытия требуемой предметной области.
    Особое внимание стоит обратить на критерий достоверности. Определено, что достоверность выше у тех поставщиков, которые сами продуцируют информацию или являются официальными дилерами первоисточников. Исходя из этого, всех поставщиков можно разделить на три группы: "первоисточники и официальные распространители", "вторичные источники" и "неуполномоченные распространители". Представители первой группы, к которым можно отнести крупные информационные агентства, по всем критериям превосходят представителей из второй и третьей группы, за исключением одного - стоимости предоставляемых услуг. Если поставщики-первоисточники, как правило, взимают плату за свои информационные сервисы, то представители третьей группы распространяют чужую, по сути, ворованную информацию бесплатно либо за незначительную плату. Еще один критерий - стоимость предоставляемых услуг. Соответственно всех поставщиков можно также разделить на "платных" и "бесплатных".

    В. С. Что, на Ваш взгляд, должно быть сделано на законодательном уровне по улучшению качества и достоверности предоставляемой информации?

    О. А. Этим вопросом вы затронули очень серьезную тему. Дело в том, что в сфере распространения информации в сети Интернет практически отсутствует правовое регулирование, и это делает возможным практически безнаказанно распространять ложную, недостоверную и ворованную информацию. Простота копирования, практическая невозможность контроля создают условия для массовых нарушений авторского права. К сожалению, законы "Об авторском праве и смежных правах" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" не создают в полном объеме в России правовые условия для охраны прав авторов и правообладателей.
    Поэтому в первую очередь необходимо бороться с пиратством и воровством информации. Желание скрыть факт воровства, когда, например, переписывают новости первоисточника, ведет к снижению качества самой информации, а также создает условия для намеренных манипуляций. При этом воровство информации оказывает негативное влияние и на бизнес первоисточника, так как нам, например, приходится содержать значительный штат сотрудников и нести соответствующие затраты, в то время как пираты могут позволить себя продавать ворованную информацию по заниженным ценам или распространять ее бесплатно, получая доходы от продажи рекламных мест на сайте. Они идут на все, чтобы привлечь посетителей, например, размещают в открытом доступе на своих сайтах ворованные новости и статьи без ссылки на первоисточник. К сожалению, до настоящего момента было не так много прецедентов решения подобных вопросов с использованием существующего российского законодательства и, я думаю, что их решение лежит не только в законодательной области, но и в области профессиональной этики. Наверное, значительную роль здесь могли бы сыграть соответствующие профессиональные объединения и ассоциации, которые, в том числе, должны выступать и с законодательными инициативами. Например, не так давно в связи с участившимися случаями нарушения авторских прав владельцев интеллектуальной собственности на информационные продукты Ассоциация распространителей финансово-экономической информации объявила о необходимости создания системы саморегулирования и наказания нарушителей авторских прав. Это только один аспект, обозначенной проблемы.
    Я думаю, что для многих участников рынка не прошла незамеченной очередная инициатива ФСФР о введении уголовной ответственности за использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. Как было заявлено, ФСФР разрабатывает 2 законопроекта, первый из которых касается определений, понятий и полномочий ФСФР, второй - это поправки в отдельные законы, которые будут устанавливать ответственность за использование инсайдерской информации. Также в ближайшее время, как было заявлено руководителем ФСФР, планируется вынести на обсуждение ранее утвержденную концепцию закона об инсайде. Все это, на мой взгляд, ведет к выработке единых правил игры для всех участников рынка, в том числе и для поставщиков информации, и позволяет создать условия для недопущения неправомерного использования инсайдерской информации, что особенно актуально сегодня, когда в России начинает бум IPO и важно не допустить манипуляций.

    В. С. Как у вас в компании строится работа по распространению информации от компаний относительно их планов по подготовки к IPO? Ведь нередко бывает так, что опубликованная непроверенная корпоративная информация может сильно повлиять на рынок в ту или иную сторону.

    О. А. Стандарты работы агентства не зависят от корпоративного события, освещаемого нашими журналистами, - любая информация, и не только корпоративная, должна быть проверена, если есть сомнения в ее источнике. Агентство предоставляет возможность высказать свое мнение сторонам, чьи интересы затрагиваются, особенно если есть негативный подтекст.
    Что касается подготовки компании к IPO, то это мероприятие, с одной стороны, накладывает дополнительные обязательства и ограничения на саму компанию при общении с журналистами, с другой - обязывает раскрывать определенный набор информации, которую должны знать инвесторы, принимающие решения о покупке бумаг эмитента. Если непубличная компания может отказать прессе в раскрытии информации о владельцах или каких-то существенных сделках и финансовых показателях, то компания, готовящаяся к выходу на рынок должна продемонстрировать максимальную открытость и умение работать с внешним миром, в том числе и через общение с прессой.

    В. С. Какие из агентств в большей степени специализируются на предоставлении информации в режиме реального времени (real-time) и, в частности, транслируют информацию о ходе торгов на ведущих торговых площадках? Какова стратегия в этом секторе рынка?

    О. А. Если речь идет об информационных агентствах в истинном понимании, то их основная специализация и есть предоставление информации в режиме реального времени, независимо от того, какого рода эта информация: новости или котировки. Задержка вводится, как правило, умышленно, при создании так называемых индикативных или промопродуктов. Основу продуктового ряда агентства "Прайм-ТАСС" составляют различные ленты новостей, ориентированные и предназначенные для определенных и четко сфокусированных аудиторий, например для участников фондового рынка (лента новостей "Фондовый рынок"), крупных финансовых институтов (лента новостей "Бизнес лента Прайм-ТАСС"). Что касается трансляции информации о ходе торгов, то Прайм-ТАСС обеспечивает полный спектр услуг - от разработки и внедрения информационно-торговых систем под маркой "Прайм-ТАСС Биржи" до предоставления широкого спектра биржевой информации как с российских, так и с зарубежных торговых площадок, с которыми у Прайм-ТАСС заключены соответствующие лицензионные соглашения.

    В. С. Какие информационные проекты вашего агентства были недавно запущены и какие планируется запустить до конца текущего года?

    О. А. Наше агентство постоянно находится в развитии, предлагая клиентам и рынку новые информационные продукты и услуги. В частности, не так давно мы запустили новый проект, посвященный золотодобывающей промышленности. Под маркой "Вестник золотопромышленника" сейчас выходят три продукта: лента новостей, информационно-аналитический бюллетень и сайт.
    Нельзя не отметить совместный проект с Dow Jones Newswires, реализация которого была начата в конце 2004 г. Лента новостей DJ Forex по-прежнему остается единственным легальным источником новостей на русском языке по FOREX.
    Особое внимание мы удаляем продуктам для фондового рынка. Недавно нашим подразделением, занимающимся разработкой финансового программного обеспечения, были выполнены разработка и внедрение системы коллективного доступа к информации в одном из крупнейших банков страны. Наша система позволила оптимальным образом решить задачу обеспечения всех филиалов этого банка оперативной информацией за счет централизации процесса, который в свою очередь привел к сокращению издержек на приобретение информации.
    В наши ближайшие планы входит развитие отношений с Dow Jones Newswires, и запуск еще нескольких информационных проектов, ориентированных как на российский, так и на западный рынок. До конца текущего года будет запущен новый проект - русскоязычная лента новостей DJ Stocks, посвященная международным фондовым рынкам. Как и в случае с DJ Forex, аналогов этому продукту нет. Состоится презентация новой версии базы данных "БизнесИнфоРесурс" - системы комплексного анализа всех хозяйствующих субъектов: компаний, кредитных организаций, регионов РФ. Скоро ожидается выход первого номера нового информационного бюллетеня по топливно-энергетическому комплексу.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100