Casual
РЦБ.RU

РДР как способ повышения конкурентоспособности финансового рынка России

Апрель 2006


Интервью с Сергеем Васильевым председателем комитета Совета Федерации РФ по финансовым рынкам и денежному обращению, председателем Совета директоров НАУФОР

    В последнее время эксперты и профучастники фондового рынка все настойчивее поднимают вопрос об организации в России рынка ценных бумаг иностранных эмитентов. При этом высказываются аргументы как "за", так и "против" формирования в нашей стране подобного рынка. Редакция "Биржевого обозрения" решила обсудить эту тему с Сергеем Васильевым, председателем комитета Совета Федерации РФ по финансовым рынкам и денежному обращению. Беседу ведет ответственный редактор Владислав Савин.

    В. С. Уважаемый Сергей Александрович, проясните, пожалуйста, ситуацию вокруг российских депозитарных расписок (РДР). Что послужило причиной появления идеи организации в России рынка ценных бумаг иностранных эмитентов?

    С. В. В настоящее время развитие финансового рынка России происходит достаточно высокими темпами. Рынок ценных бумаг демонстрирует рост количественных показателей. Три года подряд российский фондовый рынок входил в десятку самых быстрорастущих рынков мира. Немаловажную роль в этом процессе, несомненно, играет и позитивная макроэкономическая ситуация. В течение последних нескольких лет складывается благоприятная конъюнктура для российского сырьевого экспорта.
    В то же время на фоне увеличения денежной массы за счет высоких мировых цен на сырье на российском фондовом рынке наблюдается значительный дефицит инструментов для инвестирования. Узкий спектр торгуемых инструментов (когда на 10 ликвидных акций приходится 97% биржевого оборота торгов) уже не устраивает инвесторов, стремящихся диверсифицировать свои риски.
    Ожидания инвесторов, обращенные к фондовому рынку, очень высоки. В настоящее время происходит процесс качественного изменения инвесторской базы. Как результат реализации пенсионной реформы укрепляется класс институциональных инвесторов: появляются новые пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и др. Вследствие повышения суверенного кредитного рейтинга нашей страны на российский рынок выходят достаточно консервативные иностранные инвесторы.
    Организация в России рынка ценных бумаг иностранных эмитентов призвана, во-первых, удовлетворить растущий спрос инвесторов на новые инвестиционные инструменты, а во-вторых, повысить конкурентоспособность отечественного рынка среди мировых рынков капитала.

    В. С. Каковы возможные модели организации рынка ценных бумаг иностранных эмитентов в России, их преимущества и недостатки?

    С. В. Существуют два возможных пути создания рынка ценных бумаг иностранных эмитентов.
    Первый путь - это прямой допуск ценных бумаг к размещению и публичному обращению в Российской Федерации, предусмотренный Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". В этом случае требуется наличие международного договора или соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом страны иностранного эмитента. Перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в РФ, утверждается Правительством РФ.
    Такой способ организации рынка вызовет неизбежные трудности, связанные с тем, что эмитент ценных бумаг и инвестор существуют в рамках различных правовых систем. Даже при полном понимании возникающих рисков и особенностей правового регулирования иностранных рынков ценных бумаг практически невозможно устранить все спорные и коллизионные вопросы путем одностороннего регулирования российского рынка.
    Второй путь предполагает выпуск депозитарных расписок на акции иностранных эмитентов, как это делается в отношении российских акций на западных рынках. Эти расписки, с точки зрения инвестора, позволяют избежать рисков, связанных с инвестированием в рамках правовых систем иностранных государств. Удобство ДР состоит в том, чтобы предложить инвестору способ осуществления правомочий собственника, связанных с пользованием и распоряжением ценными бумагами иностранных эмитентов, при этом оставаясь в рамках национального правового поля.

    В. С. Каковы цели и задачи законодательно-нормативного регулирования рынка российских депозитарных расписок?

    С. В. Организация рынка РДР потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей комплекс отношений, связанных с их выпуском и исполнением удостоверяемых ими обязательств. В частности, необходимо определить требования к организациям, имеющим право выпускать РДР, порядок учета прав на иностранные ценные бумаги, лежащие в их основе, требования по раскрытию информации о финансово-хозяйственной деятельности и корпоративных событиях иностранного эмитента, механизм контроля со стороны регулирующих органов. Отдельного решения ожидают вопросы, связанные с применением к российским депозитарным распискам норм и требований валютного законодательства РФ.
    Создание эффективной системы правового регулирования выпуска и обращения РДР должно обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов инвесторов и снизить риски, связанные с инвестированием в указанные ценные бумаги.
    Появление указанных ценных бумаг на российском рынке повысит его инвестиционную привлекательность и ликвидность, расширит спектр используемых финансовых инструментов, привлечет международных и внутренних инвесторов.

    В. С. Что сейчас делается в этом направлении?

    С. В. В ФСФР России разрабатывается законопроект, предусматривающий изменения в ФЗ "О рынке ценных бумаг", которым вводится новый вид эмиссионной ценной бумаги - российская депозитарная расписка, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента. Эмитентом российских депозитарных расписок может быть только депозитарий, созданный в соответствии с законодательством РФ, отвечающий нормативам достаточности собственных средств и осуществляющий депозитарную деятельность не менее 3 лет.
    Эмитент депозитарных расписок должен стать посредником между инвестором и иностранным эмитентом ценных бумаг. До того как эмитент депозитарных расписок сможет предложить российскому инвестору продукт иностранного рынка, он должен изучить соответствующее законодательство о ценных бумагах, международные нормы частного права и подготовить договор с эмитентом базовых ценных бумаг таким образом, чтобы исключить возможные коллизии правовых норм российского и иностранного законодательств.
    Что касается ответственности иностранного эмитента, то она может быть реализована только в соответствии с его национальным законодательством и договором, заключенным с эмитентом депозитарных расписок. Возможность российского государства повлиять на правоотношения, сложившиеся вне его юрисдикции, минимальна. Тем не менее законодатель должен позаботиться об устойчивости рынка российских депозитарных расписок.
    Один из таких механизмов - установление требований к достаточности собственных средств эмитента депозитарных расписок. Вместе с тем вероятна ситуация, когда объем обязательств по депозитарным распискам может значительно превышать размер собственных средств эмитента. Поэтому не лишним представляется также другой механизм защиты устойчивости рынка. Речь идет об установлении отсрочки исполнения обязательств российским эмитентом депозитарных расписок перед инвесторами в случае предъявления последним регрессных требований к иностранному эмитенту ценных бумаг (например, в случае задержки выплаты дивидендов). В противном случае при отсутствии специального регулирования на основании общих норм об ответственности владельцы расписок будут предъявлять иски о возмещении ущерба.
    И, наконец, третий механизм, влияющий на устойчивость рынка российских депозитарных расписок, о котором тоже не следует забывать, - это запрет наложения взыскания на базовый актив по обязательствам эмитента депозитарных расписок, данным вне рамок программ депозитарных расписок.
    И это лишь немногие правовые задачи, которые предстоит решить законодателю.

    В. С. В условиях, когда взгляды ряда крупных российских компаний-эмитентов устремлены на Запад, какие иностранные эмитенты заинтересованы в выходе на российский рынок?

    С. В. В выпуске российских депозитарных расписок заинтересованы три группы эмитентов.
    Первая группа - это компании стран СНГ, привлечь деньги которым в России может быть легче, чем в собственной стране или на западном рынке. В настоящее время российский финансовый рынок является крупнейшим на всем постсоветском пространстве. Вторым по объему торгов в СНГ после российского является казахстанский рынок, однако на Казахстанскую фондовую биржу (KASE) приходится лишь около 1% совокупного объема торгов акциями компаний стран СНГ. Интерес этих компаний к российскому рынку обусловлен также их малой известностью на Западе, а соответственно, и высокой степенью риска их бумаг для западных инвесторов. Да и сам выход на российский рынок сопряжен с заметно меньшими финансовыми затратами, чем на западные фондовые площадки.
    Вторая группа - это иностранные компании, которые работают на российском рынке или имеют тесные связи с Россией. Эти компании заинтересованы стать публичными в той стране, где они ведут свою основную деятельность. Российские владельцы компаний, которые приобрели в свое время бизнес за рубежом, также рассматривают теперь вопрос о публичном размещении ценных бумаг этих компаний в России.
    Третья группа - зарегистрированные за рубежом оффшорные компании, создававшиеся со времен становления рыночной экономики в нашей стране для управления российскими активами и вывода бизнеса из-под юрисдикции России. Не секрет, что ряд российских компаний создавали оффшорные холдинговые структуры для оптимизации налогообложения или проведения других полулегальных операций. Ранее владельцы многих компаний стремились вывести все операции в оффшоры, подальше от российского государства из-за опасений потери права собственности на компанию. При этом вывод компании на открытый рынок однозначно рассматривался как негативный фактор в связи с "размыванием" собственности. Сейчас ситуация изменилась принципиальным образом - выход на биржу стал рассматриваться как способ фиксации права собственности.
    Хотя это деление несколько условное, очевидной представляется тенденция к росту числа иностранных компаний, рассматривающих российский фондовый рынок в качестве источника инвестиций для корпоративного роста. Важно открыть путь подобным компаниям на российский рынок, что придаст ему международный статус и повысит его инвестиционную привлекательность.


    Выдержки из интервью заместителя руководителя ФСФР России Владислава Стрельцова специальному корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Ивану Аношину "Пруденциальный надзор должен определить единые правила игры для участников рынка и защитить инвесторов"
    И. А. А что слышно сейчас про российские депозитарные расписки?
    В. С. Идут поправки в закон. Тяжело, но идут. Это очень нужный закон. Для Казахстана, Украины РДР может быть интересным решением для вывода своих компаний на наш рынок. Москва занимает выгодное геополитическое положение, здесь есть хорошая ликвидность и активные участники. Не обязательно в Лондон выходить, есть интерес вывести компании на российский рынок.
    И. А. А где находятся сейчас эти поправки в закон?
    В. С. Сейчас ведется работа по согласованию текста законопроекта с МЭРТ, Минфином, Минюстом, Банком России и Главным управлением по правовым вопросам Администрации Президента РФ. После согласования с этими ведомствами законопроект будет направлен в Правительство РФ.


    Алексей Тимофеев
    председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР)
    "Это очень своевременный законопроект, создающий условия для привлечения ценных бумаг иностранных эмитентов на российский рынок, в удобной для широкого круга инвесторов форме. Одновременно с этим необходим допуск ценных бумаг иностранных эмитентов на российский рынок. Эти меры нужны для постепенного превращения России в финансовый центр, по крайней мере, постсоветского пространства.
    Кроме того, это очередной шаг на пути расширения инструментария отечественного рынка. Появление новых финансовых инструментов - важное условие для отечественного рынка. В этом же направлении сейчас продолжается работа над законопроектом о биржевых облигациях, позволяющим упростить процедуру заимствования на финансовом рынке для предприятий.
    Другим интересным инструментом должны стать Credit Linked Note, или CLN, которые являются и институтом рефинансирования и представляют собой способ распределения риска среди большого числа участников рынка. Работа над этим законопроектом в настоящее время также продолжается".

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100