Casual
РЦБ.RU

Будет ли 2006-й годом IPO российских компаний?

Март 2006


    В настоящий момент можно сказать, что бум размещений акций российских компаний, о котором так много говорилось в течение двух последних лет, начался. В 2005 году 13 российских компаний реализовали проекты IPO на общую сумму почти 5 млрд долл. в России и за рубежом, превзойдя по количеству и суммарному объему привлеченных средств первичные размещения российских компаний за все предыдущие годы.

    IPO российских компаний: опыт и тенденции
    Первое IPO российской компании Вымпелком в виде размещения ADR на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE) состоялось в 1996 г. За прошедшие 10 лет 25 (включая первое в 2006 году IPO компании Комстар) российских компаний вышли на внутренний и зарубежный рынок IPO, суммарный объем привлеченных средств составил более 7 млрд долл. (рис. 1). Видно, что объемные и количественные показатели размещений за рубежом значительно превышают аналогичные показатели российских бирж, что обусловлено рядом объективных причин.


    В первую очередь необходимо отметить недостаточную емкость внутреннего рынка, вынуждающую крупные компании, которые хотят привлечь суммы, превышающие 400-500 млн. долл., выбирать западные площадки для IPO. В 2005 г. более 80% объема размещения российских компаний за рубежом пришлось на 4 крупных компании - АФК "Система" (привлеченный объем средств - 1,5 млрд долл.), Новатэк (966 млн долл.), Новолипецкий металлургический комбинат (609 млн долл.), Пятерочка (598 млн долл.), которые не могли привлечь столь значительные объемы внутри страны и были вынуждены воспользоваться возможностями, которые предоставляет капиталоемкий и ликвидный внешний рынок.
    При этом, очевидно, что для средних и небольших компаний российский рынок является во многом более привлекательной альтернативой. Эмитент при размещении в России не обязан получать кредитный рейтинг, не обязан предоставлять сведения о конечных бенефициарах, а также финансовую отчетность по стандартам IAS или US GAAP, что помимо времени, позволяет частично сэкономить на услугах аудиторов и консультантов, не сталкивается с рисками потери контроля над компанией, т.к. за существующими акционерами российское законодательно закрепляет преимущественное право на покупку ценных бумаг при размещении компанией новых эмиссий акций, несет меньшие организационные издержки на подготовку IPO, чем при размещении на зарубежных рынках, особенно в Нью-Йорке.
    Еще одним значимым фактором, который влиял на активность компаний на внутреннем рынке IPO, являлись законодательные ограничения. Основными правовыми препятствиями, тормозящими рост реализации проектов IPO внутри страны, до последнего времени являлись большой срок реализации существующими акционерами преимущественного права на покупку акций новых выпусков, а также невозможность начала вторичного обращения до регистрации отчета об итогах выпуска в ФСФР России, высокие требования по количеству акций, находящихся в обращении на рынке (free-float) для включения акций в высший уровень биржевого листинга, и требование о 3-х месячном сроке обращения ценной бумаги на бирже, с установленными оборотами торгов по ней, для ее последующего включения в листинг. Новые законодательные инициативы, по мнению большинства экспертов, должны решить большинство вышеуказанных проблем и еще больше упростить и ускорить выход компаний-эмитентов на внутренний рынок IPO.

    Импульсы к развитию рынка IPO
    Одним из наиболее значимых факторов, способных стимулировать дальнейший рост публичных размещений акций на российском рынке, прежде всего, является создание на внутреннем рынке благоприятного правового режима, регламентирующего процесс проведения IPO.
    Большой положительный эффект на развитие рынка могут оказать поправки, внесенные в самом конце 2005 года в ФЗ "О рынке ценных бумаг", касающиеся уменьшения сроков действия преимущественного права существующих акционеров на покупку акций новой эмиссии с 45 до 20 дней, изменения порядка определения цены при размещении (допускается установление иной цены после реализации существующими акционерами своего преимущественного права). Помимо этого, при условии включения размещаемых акций в котировальные листы бирж, допускается уведомительный порядок подведения итогов размещения вместо регистрации отчета об итогах выпуска, без которой не было возможности начинать вторичные торги по размещенным акциям.
    Принятые законодательные нововведения направлены на сокращение общего срока реализации проекта IPO внутри страны и снижение транзакционных издержек эмитентов (рис. 2). Таким образом, можно констатировать, что, если не все, то, по-крайней мере, основные прямые препятствия, затрудняющие процесс IPO внутри страны, сняты.


    Помимо изменений, направленных на сокращение сроков и снижение транзакционных издержек компаний, планирующих проведение IPO в России, был законодательно одобрен ряд протекционистских мер. Введены более жесткие ограничения на долю уставного капитала, на которые компания может выпустить депозитарные расписки (не более 35%, ранее - 40%). Помимо этого, в случае размещения акций за пределами России установлена необходимость одновременно с их размещением (либо до размещения) на западных площадках предложить эти акции к размещению на территории Российской Федерации. Эксперты по-разному оценивают подобные протекционистские меры, однако, учитывая, что до настоящего момента ни одна российская компания разместила за рубежом более 35% акций (компания "Открытые инвестиции", которая разместила 38,5% уставного капитала, частично размещалась в России) вряд ли это ограничение окажет значительное влияние на намерение эмитентов размещаться за рубежом. Намного более значимым представляется планируемое введение обязательств по одновременному, либо предварительному размещению эмиссии внутри страны.
    Однако, часть законодательных ограничений, препятствующих полноценной либерализации рынка IPO в России, все еще действует. К ним можно отнести валютное законодательство, согласно которому нерезиденты вынуждены предварительно резервировать определенный процент средств, инвестируемых в России, а впоследствии, при продаже объекта инвестиции средства должны находиться на специальных счетах в Банке России до 1 года.
    Помимо нормативных ограничений, можно отметить также некоторые другие проблемы, возникающие при проведении IPO в России. На российском рынке нет достаточного количества выпусков, которые могли бы выступать в качестве benchmark при размещении новых выпусков акций. Также негативно влияет отсутствие возможности у ряда крупных западных инвестиционных фондов покупать финансовые инструменты на локальных рынках в форме локальных инструментов, что сужает круг инвесторов.
    Изменения в нормативной базе, регулирующей IPO, открывают новые перспективы для компаний. Конечно, вряд ли можно рассчитывать, что в ближайшие годы объемы привлеченных в результате IPO средств на внутреннем рынке превысят аналогичные объемы за рубежом, поскольку емкость российского рынка пока не достаточна для размещения крупных компаний. Тем не менее, для крупных компаний наиболее актуальной может стать тема так называемого "двойного IPO", когда размещение проходит на нескольких биржевых площадках: за рубежом и внутри страны и решить, таким образом, проблему недостаточной емкости внутреннего рынка. По сообщениям в СМИ, ряд крупных компаний, таких, как, например, Роснефть, уже намереваются реализовать IPO именно так - одновременное первичное размещение акций на российской бирже и на одной или нескольких из зарубежных фондовых площадках.
    Как уже было отмечено, в 2005 году более 80% объема первичных размещений российских компаний пришлось на крупные компании. Однако оставшиеся порядка 20% можно было привлечь на внутреннем рынке за счет экономии на издержках, а также более сжатых сроков размещения внутри страны.
    Исходя из текущей емкости российского рынка, а также издержек по подготовке IPO, можно выделить некие формальные критерии выбора площадки размещения: если предполагаемый объем привлечения средств не превышает 100 млн. долл., то наиболее обоснованным выбором являются российские биржевые площадки, если объем размещения превышает 500 млн. долл., то наиболее эффективно IPO на западных рынках, либо "двойное" IPO в России и за рубежом. При планируемых объемах привлечения от 100 до 500 млн. долл. необходимо оценивать также другие факторы, значимые для эмитента.
    Однако нормативные изменения являются не единственным фактором, форсирующим развитие внутреннего рынка IPO. Уровень развития торговой и клиринговой инфраструктуры, дифференцированная база инвесторов, возможность создания ликвидного вторичного рынка размещенных акций, а также ряд других факторов также являются определяющими при выборе площадки размещения.
    Необходимо отметить, что российский рынок готов к буму IPO. Биржевая инфраструктура в настоящий момент представляет достаточно широкие возможности и механизмы, позволяющие компаниям максимально гибко в рамках законодательства подходить к выбору способа размещения.
    Это подтверждено 8 успешными первичными размещениями компаний на внутреннем российском рынке.
    Помимо технологической готовности, необходим широкий круг маркетинговой работы, направленной на развитие рынка IPO. В настоящий момент недостаточная информированность ряда эмитентов не позволяет им оценить различные источники финансирования и выбрать оптимальный способ привлечения капитала.
    В связи с этим, Фондовая биржа ММВБ занимает активную позицию и участвует в специализированных мероприятиях, направленных на построение коммуникаций с потенциальными участниками рынка IPO. В настоящий момент совместно Фондовой биржей ММВБ и Лондонской фондовой биржей (London Stock Exchange) реализуется проект по проведению совместного маркетинга среди российских компаний по пропаганде возможностей фондового рынка как инструмента привлечения капитала российскими компаниями на внутреннем рынке и за рубежом, а также возможностям одновременного размещения акций на нескольких рынках.

    IPO: взгляд на 3 года вперед
    Учитывая планы компаний, в 2006 г. можно ожидать увеличение объема привлеченных российскими компаниями до 7-9 млрд. долл. Этот объем будет складываться за счет некоторого увеличения количественных и объемных показателей IPO на зарубежных площадках и значительного увеличения объемов привлечения в России.
    В настоящий момент среди компаний, готовящихся к выходу на IPO, можно выделить несколько сегментов: предприятия пищевой промышленности и торговли, металлургии, нефтегазовой промышленности, телекоммуникаций и финансово-банковского сектора (рис. 3).


    Наибольшее количество компаний, планирующих IPO, относится к сфере пищевой промышленности и торговли. Учитывая успешный опыт первичных размещений компаний этого сегмента, можно прогнозировать, что значительная часть планируемых проектов IPO будет реализована в течение ближайших двух-трех лет.
    Заметно выросла доля банковских организаций - их доля составляет порядка 13% среди общего количества кандидатов на IPO. Необходимо отметить, что к их числу относятся преимущественно крупные банки. Однако, учитывая, что к настоящему моменту ни один российский банк еще не реализовал проекта по первичному размещению акций, трудно судить о реальных проблемах, с которыми могут столкнуться банки при проведении IPO. Таким образом, в ближайшие год-два ожидать бума IPO со стороны банковских организаций не приходится. Тем не менее, учитывая возросший интерес со стороны инвесторов к банковскому сектору, прирост активов, а также рост капитализации ряда банков, в ближайшие 3-4 года можно прогнозировать значительное количество первичных размещений акций банковскими организациями.
    Металлургический и нефтегазовый сектора хотя и уступают по количеству компаний, вероятно, привлекут наиболее значительные средства в расчете на одно размещение. Планируемое размещение таких компаний как Роснефть, Русснефть, Трубная металлургическая компания и других позволит сохранить тенденцию ежегодного прироста объемов привлечения финансовых ресурсов российскими компаниями за счет первичного размещения акций.
    Наиболее интересны перспективы телекоммуникационных компаний. В ближайшей перспективе планируются размещения таких крупных компаний, как СМАРТС, Мегафон. Опыт реализованных проектов IPO компаниями данного сектора, в том числе первое в 2006 году IPO компании Комстар с объемом, превышающем 1 млрд. долл., отражает интерес инвесторов к данному сегменту и позволяет прогнозировать значительные объемы привлечения средств.
    Прирост числа компаний, планирующих IPO, наблюдается во всех секторах. Очевидно, что при сохранении благоприятных тенденций роста макроэкономических показателей российской экономики, дальнейшей стимулирующей политики со стороны государства регулирующих органов, активности по маркетингу IPO на внутреннем рынке среди российских компаний, рост числа и объемов размещений компаниями-эмитентами акций на российских биржах продолжится.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Thierry
17.02.2010 17:31:36
Hey. I visited your web so many times and I do not know why I keep going back. I guess your drawing and writing are so good, they make me think about life and God. Your work is inspiring. Help me! It has to find sites on the: Used air conditioners nsw. I found only this - <a href="http://www.unbra.se/Members/AirConditioners">bonaire air conditioners help</a>. The primary steam has been not restored in on the other split ever on each pollen of the material to follow two able wildfires, air conditioners. Air conditioners, in sound's school, there are a moderation of profits why stations work a hisense. Thank you very much :mad:. Thierry from Mauritius.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100